Конкурсы для педагогов и детей

Лекарственные растения. Интегрированный урок в 3 классе

Интегрированный урок познания мира и математики в 3 классе.
Тема: Лекарственные растения
Автор: Любченко Анна Васильевна, учитель начальных классов.
Место работы: КГУ Средняя школа № 8 с ДМЦ
Описание конспекта урока: Человеческий организм постоянно испытывает на себе влияние окружающей среды. Общение с красивой природой, благотворно действуют на здоровье, успокаивают нервную систему, улучшают настроение. Поэтому человек может оздоровить свой организм с помощью лекарственных растений. Мир растений - величайшее чудо природы, наше целительное богатство и царство красоты. Моя разработка урока представляет возможность познакомить учащихся начальных классов с лекарственными растениями, узнать какая от них польза для жителей города Текели.
Цели и задачи:
• Дать понятие о лекарственных растениях, какую пользу они приносят человеку;
• Познакомить учащихся с растениями, которые обладают целебными свойствами;
• Развивать память, речь учащихся, умение решать задачи;
• Воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней, экологической культуры;
• Акцентировать внимание на проблеме исчерпаемости такого природного ресурса, как лекарственные растения, а так же на способах рационального использования данного ресурса.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, инсценированный.


Оборудование: рисунки, фотографии, доклады учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
Территория СНГ составляет 22 млн. км2, почти 1/6 часть всей суши, и здесь можно встретить более 21 тысячи видов растений. Рассмотрите таблицу в учебнике на стр.78.
Задание: округлить число, показывающее, сколько различных видов растений произрастает по регионам, используя слова «около» или «более».

В Центральной Сибири 2360 видов
На Дальнем Востоке 4200 видов
В Крыму 2480 видов
В степях и полупустынях Казахстана 5820 видов
На Кавказе 6270 видов
II. Познавательно-математическая экологическая разминка.
- Какое дерево является лучшим пылесосом?
(На плакате под предметными картинками написаны цифры)

Береза 30 Тополь 20 Сирень 15
Сосна 10 Лиственница 25 Туя 35

Для проверки выбора правильного ответа нужно воспользоваться блок-схемой на знание таблицы умножения и деления на 3, 4 и 5.Стр. 79 в учебнике математика.

Значит лучший пылесос из деревьев - тополь.
III. Новый материал
А) Вступительная беседа: Сегодня мы на уроке поговорим о лекарственных растениях.
- Какие вы знаете лекарственные растения?
- Что вы о них знаете?
- Как правильно собирать лекарственные растения?
Б) Дети показывают сценку «Девочка-ромашка и травяная ведьма»

Ромашка:
Много трав растет полезных
На земле страны родной,
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Травяная ведьма:
Я хочу тебе, дружок,
Дать в букет еще цветок
(протягивает дурман).
Ромашка:
Разгадала твой обман
Посмотрите, вот дурман –
Ядовитая трава:
Разболится голова
От подарка твоего,
Забирай назад его.
Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдем,
Соберем шалфей и мяту,
Нежных листиков нарвем,
Дома их поставим в воду.
Ромашка:
Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел ее,
Мы растения эти знаем,
Бережем и охраняем,
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов
В книгу Красную они
Уж давно занесены.
Мы их рвем не на потеху:
Отнесем мы их в аптеку,
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
В нашей Алматинской области можно встретить такие лекарственные растения, как облепиха, пион, душица, зверобой, боярышник и многие другие.

В) Решение задачи:
Школьникам надо собрать для аптеки 30 кг плодов боярышника. В I день они собрали 8 кг 500 г, во II день - в 2 раза больше. Нужно ли еще собирать плоды боярышника? Если нужно, то сколько?
Издавна существующая традиция использования лекарственных растений в последнее время выросла в масштабную проблему. Экологические системы в результате массового сбора лекарственного сырья не успевают восстановиться. Необходимо найти какие-то пути их использования (сбора, заготовки), которые не нарушали бы природное равновесие.
Г) Мозговой штурм
- Каковы польза и вред от сбора лекарственных растений?

Польза Вред

Д) Работа в группах
Класс делится на группы по 6 человек. Каждой группе предлагается 5 вариантов решения проблемы.
Запретить сбор трав;
Запретить сбор некоторых трав;
Организовать просветительскую работу, разъясняющую людям, что неразумное потребление данного ресурса может привести к его полному истощению;
Повысить налог на продажу;
Организовать фермерские хозяйства по выращиванию лекарственных трав. Один из вариантов учащиеся предлагают сами.
Обсуждение предложенных вариантов.
Е) Методика «Алмазное ранжирование»
Предлагается расположить 6 вариантов в порядке их важности для решения проблемы
1
2 2
4 4 4
7 7
9
(Когда пары выполнят задание, они объединяются в «шестерки». Каждая пара объясняет и пытается убедить других в правильности своего ранжирования. Затем все шестеро пытаются договориться о консенсусе и ранжировать предложение как единая группа. Затем следует презентация и общее обсуждение).
III. Физ минутка.
Отгадай загадку и расскажи о растении:
1. Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
(Ромашка)

2. Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
(Одуванчик)

3. Где-то в чаще дремучей
За оградой колючей
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка:
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
(Шиповник)

3. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
IV. Закрепление.
А) Задача «Рецепт витаминного чая».
Чтобы приготовить витаминный чай, берут плоды шиповника, листья крапивы и плоды черной смородины. Сколько нужно взять граммов каждого лекарственного растения, чтобы получить 500 г. Чая, если половину смеси сотавляют плоды шиповника, каждую пятую часть -листья крапивы, а остальное - плоды черной смородины?
Б) Повторение экологических правил с частицей «не».
(Дети составляют знаки препинания, которые надо бы расставить в природе:
Не ломайте веток
Не убивайте птиц
Не губите кору у деревьев
Не топчите грибы и т.д.)

В) Игра «Кто кого узнает»
Детям раздаются карточки с рисунками лекарственных растений и карточки с их названиями. Надо к названиям растений подобрать рисунки.

Г) Синквейн. Составление пятистишья со словом «Природа».
V. Подведение итога урока.
Увидел молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись.
Пройдут года
И вырастет там
Целебная трава.
Ты пришел за помощью к природе?
Добрым будь и береги ее,
Ветки не ломай, не трогай.
Помни, нужно много лет,
Чтобы кустик снова
Мог помочь тебе.
- Наш урок подошел к концу. Что нового для себя вы взяли из урока? Чему научились на уроке?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока математики для 3 класса корреционной общеобразовательной школы-интернат VIII вида Конспект урока чтения для 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида О лекарственных растениях для детей 1 - 4 класса Кроссворд с вопросами и ответами о лекарственных растениях для 4 класса

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока в 3 классе по познанию мира, русскому языку и математике

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам

Заочное путешествие по лесу для младших школьников
Опубликовано: 469 дней назад (26 августа 2015)
Просмотров: 1044
+3
Голосов: 3
Дина Андреевна Фомина # 26 августа 2015 в 11:33 +2
Здравствуйте, Анна Васильевна. Ознакомилась с вашей работой. В конспекте имеются цели, задачи, этапы хода урока, но неправильно используется нумерация римскими цифрами. Это очень сбивает с толку. Если I. Орг. момент, то содержание этого первого этапа должны записываться под другими маркерами (арабские цифры, буквы). Тогда познавательно-математичская разминка не должна быть под цифрой II, она ведь входит в орг. момент.
Так же непривычен тип оформления конспекта. Здесь не выделено прямой речью, как это обычно бывает, что конкретно говорит учитель, а что возможно будут отвечать дети. Это немного сбивает.
В задании Д) «Работа в группах», нужно сформулировать для решения какой проблемы детям предлагались варианты. Сама форма работы в виде межгруппового диспута просто замечательная!
Не понятно, загадки даются во время физминутки?
Здорово, что Вы даете ученикам проблемные вопросы, и просите найти ответ в групповом обсуждении (мозговой штурм)
Очень нравится, что Вы использовали различные методы обучения (словесный, наглядный, частично-поисковый, инсценированный).
Еще стоит добавить информацию о правилах безопасности при употреблении лекарственных растений. В инсценировке об этом частично говорилось.
Все цели и задачи урока были реализованы. Спасибо за Вашу работу!
Сидорова Зоя Григорьевна # 26 августа 2015 в 12:02 +1
Анна Васильевна!
С интересом познакомилась с нтегрированным уроком познания мира и математики "Лекарственные растения". Организация такой работы - сложное, но интересное занятие. Детям, конечно, очень интересно. Ваша публикация поможет многим педагогам справиться с организацией такой работы, научит некоторым тонкостям. Спасибо за идею. Жаль, что вы не использовали для оформления фотоматериал.
Всего Вам доброго, голос!
Зоя.