Конкурсы для педагогов и детей

Актуальность учета критериев биологического возраста в младшем школьном возрасте (этап НП-1)

Автор: Писарева Анна Викторовна.
Назначение работы: Данный материал предназначен для юных пловцов из группы НП – 1. Материал будет полезен для тренеров по плаванию, учителей ФК, инструкторов по плаванию и родителей юных пловцов.
Объектом исследования стали дети из группы НП – 1, 8 – 9 лет.
Задача исследования состоит в выявлении зависимости скорости освоения Программы обучения плаванию в группе НП – 1 от стадии биологического возраста.
Введение. Оптимальным возрастным диапазоном для начала занятий спортивным плаванием принято считать возраст 8 – 10 лет. Одной из основных задач на этапе начальной подготовки является : обучение основам техники плавания всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.
Содержание. Большинство тренеров по плаванию отмечают, что дети одного возраста могут осваивать программу обучения технике спортивного плавания неравномерно. В течение всего периода обучения каждый тренер проводит контроль за успешностью освоения программы и вносит коррективы в процесс обучения. На успешность освоения программы влияют разные факторы – систематичность посещения занятий, исходный уровень двигательной подготовленности, изменение уровня двигательной подготовленности, различия в физическом развитии. Также на успешность освоения учебной программы может влиять и степень зрелости организма ребенка в этом возрасте. В школьной педагогике этот возраст носит название младший школьный возраст. Для тренера важным является тот факт, что к 8 летнему возрасту системы организма ребенка развиваются таким образом, что он созревает для обучения. Если рассматривать процесс обучения плаванию как дидактический процесс, то вопросы актуальные для школьных педагогов становятся важными и для тренеров по плаванию. в основу положен принцип связи психического и физического развития. Несмотря на то, что в возрастной морфологии этот возраст принято считать относительно спокойным в плане темпов физического развития, можно выделить признаки физического развития, которые характеризуют неравномерность развития и в данном возрасте. Имеет право на существование деление детей младшего школьного возраста по биологическому возрасту. Только критериями его будут служить: зубной возраст, остеологический критерий, а также изменение соматических показателей. Наиболее доступным для тренера может быть определение биологического возраста по соматическому критерию. В младшем школьном возрасте развитие ребенка происходит неравномерно, что находит свое отражение в изменении внешних признаков, изменении пропорций тела, изменение уровня развития двигательных качеств. Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела: замедляется рост головы и верхнего отрезка тела при одновременном ускорении роста конечностей. В исследованиях удобно пользоваться показателем школьной зрелости – филиппинским тестом. К 8 летнему возрасту все дети достигают степени развития, которая определяется критерием филиппинского теста. Почти 97% детей могут выполнить филиппинский тест – дотянуться до верхнего края уха. В более позднем возрасте модификацию этого теста также можно использовать для учета степени развития ребенка. Всю группу детей разделяют по степени развития данного признака и прослеживают взаимосвязь с двигательным развитием, а также успешностью освоения программы обучения плаванию. Обнаружена связь между степенью зрелости и показателями в двигательных тестах. Учет особенностей индивидуального развития в практике работы тренера по плаванию является необходимым условием. Используя дополнительную информацию о динамике физического развития организма ребенка в этом возрасте, тренер сможет строить процесс обучения более эффективно.
Методы. 1. Антропометрический (основные показатели физического развития, определение пропорций) и филиппинский тест. Филиппинский тест – упражнение, состоящее в проверке того, достает ли ребенок правой рукой, положенной поперек темени, до левого уха. У маленького ребенка соотношение размеров рук и головы не позволяет доставать до уха. С наступлением школьной зрелости тест становиться положительным. Зависимость между соматическим и психофизиологическим развитием является более сложной, чем основанная только на оценке морфологических показателей. Но использование данного теста в оценке возрастного изменения пропорций тела является оправданным, несмотря на то, что он имеет морфологическое происхождение. 2. Тестирование двигательной подготовленности. Что представляет собой координационные способности в тесте на беге 3х10 м, силовая выносливость мышц брюшного пресса – сед из положения лежа за 30 сек и скорость силы мышц ног – прыжок в длину с места.
Результаты и их обсуждение. В нашем исследовании принимало участие из 21 мальчика девятилетнего календарного возраста. До начала обучения было проведено распределение на подгруппы по различиям в стадиях биологического возраста. В подгруппе опережающего развития (показатель школьной зрелости 19% и показатель Филиппинского теста – касание мочки уха) определили 18% детей. В подгруппу нормального развития (показатель школьной зрелости 20% и показатель Филиппинского теста – касание козелка уха) – 70% детей, а замедленного развития (показатель школьной зрелости более 21 % и показатель Филиппинского теста – касание верхнего края уха) – 12 % детей. Тестирование двигательной подготовленности выявило, что во всех предложенных контрольных упражнениях дети опережающего развития имели более высокий уровень. После шести месяцев занятий по программе обучения в группе НП – 1 , дети группы опережающего развития выполнили контрольный норматив: проплывание в полной координации 25 метров кролем и 25 метров на спине. Они были переведены на следующий этап подготовки – разучивание техники плавания способами баттерфляй и брасс. Подгруппа детей нормального развития в основном освоила предложенную программу в сроки 7 месяцев и также переведена на следующий этап подготовки. Сроки обучения детей в подгруппе замедленного развития были более продолжительными, нормативы проплывания 25 метров были освоены после 10 месяцев занятий. Дети, которые вошли в подгруппу нормального и опережающего развития освоили программу обучения в предложенные сроки(разучивали технику плавания двумя способами, выполняли контрольные тесты – проплывание 25 метров кролем на груди и на спине по окончании шести месяцев занятий, остальным потребовались более продолжительные сроки обучения. В своей практике тренер может строить процесс обучения с учетом степени физического развития детей. Вопрос соответствия календарного и биологического возраста и подбор педагогических воздействий должны постоянно находиться в поле зрения тренера.
Выводы и практические рекомендации.
1. В младшем школьном возрасте необходимо корректировать процесс обучения плаванию с учетом степени развития организма ребенка.
2. В качестве дополнительных показателей различий в уровне развития детей одного календарного возраста можно рекомендовать соматические критерии и степень их развития (показатель школьной зрелости и филиппинский тест).
3. Обнаружена взаимосвязь между стадиями биологического возраста и уровнем развития двигательных качеств.
4. Обнаружено соответствие между нахождением на определенной стадии биологического возраста и сроками освоения программы обучения плаванию на этапе начальной подготовки.

Рекомендуем посмотреть:

Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания

Похожие статьи:

Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет

Праздник Нептуна в летнем оздоровительном лагере. Сценарий | Оптимизация управления подготовкой ватерполисток
Опубликовано: 489 дней назад (5 августа 2015)
Просмотров: 624
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!