Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа по водному поло

Программа по водному поло «Юные ватерполистки»
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………………………..3-4
1.1 Актуальность программы…………………………………………………..................4
1.2 Возрастные особенности физического и психического развития детей……………………………………….4-8
1.3 Основная цель программы……………………………………..………………………8
1.4 Основные задачи программы…………………………………………………………8-9
1.5 Реализация программы……………………………………………………………….....9
1.6 Основные методы и принципы организации учебного процесса……………………………9-13
1.7 Ожидаемые результаты………………………………………………………………13-14
1.8 Новизна программы……………………………………………………………………..14
1.9 Особенности программы.…………………………………………………………….14-15
1.10 Педагогическая целесообразность …..………………………………………………15
1.11 Ценностные ориентиры содержания программы …………………………………15
II. Учебно – тематический план ……….………………………………………………….16
III.Перспективный план …………………………..…………………………………….16-25
IV. Содержание программы ………………………….…………………………………25-35
V. Требование к качеству освоения программы………………………………….. …35-36
VI. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию. Техника безопасности на тренировочных занятиях ….…………………………………………36-42
VII. Список литературы ………………………………………………………………....42-44
IX. Дополнительный раздел ……………………………………………………………….45

I.Пояснительная записка. Программа по водному поло МБУДО «СДЮШОР №3г.Волгодонска предназначена для тренеров и тренеров- преподавателей, работающих со спортсменками - ватерполистами для групп НП. Программа составлена на основе Федерального закона от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 2011 № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; Приказа Министерства Спорта Российской Федерации от 24 октября 2012 года № 325 и примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва - раздел «Водное поло» - допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту России- М., 2005 год. 273-ФЗ. При разработке программы были учтены данные новейших научных исследований и опыт работы других СДЮСШОР.
Данная программа по водному поло реализует формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям до достижения уровня сборных команд России и демонстрации высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях. Программа определяет задачи деятельности СДЮСШОР, режим тренировочной работы, предельные тренировочные нагрузки, минимальный и предельный объем соревновательной деятельности, требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию, требования к количеству и качественному составу групп подготовки, объем индивидуальной спортивной подготовки, структура годичного цикла. Здесь описан материал по теоретической, тактической, технической и психологической подготовке. Указаны требования к технике безопасности в условиях тренировочного процесса. Настоящая программа реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, декларированные в ст. 2 № 80-ФЗ:
• o непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
• учета интересов юных гражданок при разработке и реализации всех программ развития спорта;
• признания самостоятельности всех спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
• создания благоприятных условий финансирования спортивных организаций.
Данную программу можно рассматривать как основу для подготовки спортивного резерва, осуществляемой в соответствии с уставами спортивных организаций и спортивных клубов (п. 5 ст. 8 № 80-ФЗ). Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение игры в водное поло в жизни ребёнка, очень велико. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления, - важный фактор гармоничного развития любого человека. На данный момент наша школа значительно уступает школам таких регионов, как Волгоградская область, Московская область, ЮГРА, Татарстан, Пенза и Кириши. Наша школа не оснащена достаточно широким спектром оборудования, инвентаря, а также глубина воды не позволяет нам качественно подготовить девочек для конкурентной и достойной игры. В связи с этим необходимо пересмотреть вопрос по подготовке ватерполисток в МБУДО СДЮСШОР №3 г.Волгодонска. Актуальность разработки и обоснования программы для ватерполисток, проходящих обучение в системе СДЮШОР №3 г.Волгодонска по виду спорта водное поло заключается в том, что развитие и достижение спортивных результатов во многом зависит от эффективного построения учебно - тренировочного процесса.
1.1Актуальность. Водное поло является уникальным видом физических упражнений. Специфическая особенность водного поло связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиеническая, оздоровительная и спортивная ценность. Быстрее всех осваивают технику спортивных способов плавания и в дальнейшем игру в водное поло девочки школьного возраста. Поэтому квалифицированное обеспечение начального обучения плаванию и обучение игре в водное поло представляет одну из самых важных и благородных целей в области физического воспитания.
1.2 Возрастные особенности физического и психологического развития детей .
Анатомические особенности детей.

Для водного поло имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Гибкость и подвижность в суставах позволяет быстрее осваивать технику плавания, а в дальнейшем и игру в водное поло. Причем техника эта рациональна и экономична, так как хорошая плавучесть позволяет не тратить силы на поддержание тела у поверхности воды, а отдать максимум энергии на продвижение вперед. Поскольку в водном поло статические напряжения, направленные на поддержание позы, невелики, от ребенка требуется меньше физической силы, чем в других циклических "наземных" видах спорта. Известно, что успехи в освоение техники игры в водное поло во многом зависят от гидродинамических качеств плывущего, таких, как форма и поверхность тела. Они определяют обтекаемость, плавучесть, устойчивость равновесия и другие качества юных ватерполисток. Тело ребенка имеет лучшую обтекаемость и создает меньшее сопротивление при движении в воде. Поперечное сечение тела у ребенка меньше, чем у взрослого, что также уменьшает сопротивление воды и позволяет затрачивать меньше силы на продвижение вперед. После 10 лет постепенно увеличивается сила мышц, возрастает их упругость и эластичность. Мышцы детей быстрее утомляются, но также быстро происходят процессы восстановления. Однако рост и развитие отдельных мышечных групп происходит не равномерно. Такая биологическая последовательность развития отдельных мышечных групп не является препятствием для овладения техникой игрой в водное поло. В современной технике водного поло основную работу по продвижению ватерполисток вперед выполняют плечевой пояс и руки. К 10-летнему возрасту показатели возбудимости мышц приближаются к характеристике, типичной для мышц взрослого человека. Другими словами, в этом возрасте дети на тренировках могут осваивать довольно сложные, с учетом их подготовки, по технике выполнения упражнения. Это понятно, так как наибольшие нормы прироста физических качеств, особенно таких, как ловкость, быстрота, выносливость, наблюдаются именно в младшем школьном возрасте.
Физиологические особенности детей.
Важнейшие показатели сердечно - сосудистой и дыхательной систем, характеризующие готовность организма к перенесению нагрузок, изменяются за школьные годы в связи с ростом и развитием ребенка. Эти показатели изменяются также под воздействием физических упражнений и особенно заметно при занятиях водным поло. Вот почему эффективно способствовать развитию и укреплению этих систем на занятиях по водному поло начиная с младшего школьного возраста. Ударный объем сердца у детей меньше, чем у взрослых. Поэтому сердце ребенка сокращается чаще, чем у взрослого. Занятия водным поло укрепляет сердечную мышцу. Это проявляется в уменьшении частоты сердечных сокращений. Кровяное давление у детей до периода полового созревания почти в два раза ниже, чем у взрослого, и отличается непостоянством. Относительно низкое кровяное давление у детей можно объяснить более широким просветом сосудов и их меньшей длинной, что уменьшает сопротивление току крови. Частота пульса в этом возрасте неустойчива, нередко возникает аритмия. Неустойчивость и непостоянство пульса и кровяного давления относятся к нормальным возрастным особенностям детей и ничего общего с патологией не имеют. В результате занятий водным поло повышается общая тренированность сердечно - сосудистой системы, что проявляется не только в уменьшении частоты сердечных сокращений, но и в некотором снижении кровяного давления. К особенностям строения органов дыхания у детей относится нежность их тканей, легкая ранимость слизистых оболочек, выстилающих дыхательные пути, обилие в них кровеносных и лимфатических сосудов. Поэтому через дыхательные пути в организм ребенка легко проникают различного рода инфекции, вызывая воспалительные процессы. Занимаясь водным поло, ребенок дышит чистым озонированным и увлажненным воздухом, не раздражающим дыхательные пути. "Дышащая" поверхность легких, а также количество крови, протекающее через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых, диафрагма высоко приподнята, а дыхательные мышцы развиты довольно слабо. Занятия плаванием - лучшая тренировка для межреберных мышц и дыхательной системы. Результатом укрепления этих мышц является хорошая жизненная емкость легких. У детей школьного возраста преобладает тип грудного дыхания. Грудная клетка в этом возрасте приподнята, ребра при дыхании не могут опускаться так низко как у взрослых. Поэтому ребенок не может делать глубоких вдохов и выдохов и необходимое количество кислорода вдыхает благодаря учащенному дыханию. Умение правильно дышать имеет большое значение для всего организма. Постановке правильного ритма дыхания с укороченным вдохом и удлиненным выдохом очень помогают занятия по освоению техники игры в водное поло. Правильное дыхание оказывает благоприятное воздействие на сердечно - сосудистую систему (присасывающее действие грудной клетки), а также на возбудимость нервной системы. Ватерполистки имеют не маленькие показатели спирометрии и не уступают представителям других видов спорта. Энергетический обмен у детей протекает интенсивнее, чем у взрослых, поэтому они нуждаются в большем количестве воздуха, чем взрослые. Повышенная потребность в интенсивной вентиляции легких у детей связана с построением и развитием тканей и увеличение массы тела. Интересно, что энергетические траты на физическую нагрузку у детей в возрасте 10 лет выше, чем остальных возрастах. В школьном возрасте приспособительные и функциональные возможности организма очень высоки. Так, в период между 10 и 15 годами наблюдается быстрая утомляемость и такое же быстрое восстановление функций организма после мышечной работы. В значительной мере это зависит от функционального состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем, обусловленною возрастными особенностями школьника. Таким образом, именно в школьном возрасте нужно развивать физиологические возможности детей. Для этого лучше всего заниматься водным поло, которое способствуют укреплению дыхательной и сердечно - сосудистой систем. Для детского организма полезны физические упражнения, связанные с активными дыхательными движениями грудной клетки. Такие упражнения содействуют росту и укреплению костной ткани. Это объясняется тем, что при мышечной работе увеличивается приток крови не только к мышцам, но и легким. Увеличивается интенсивность тканевого обмена веществ, образуются красные кровяные тельца в костном мозге. Упражнения для верхних и нижних конечностей усиливают процессы роста длинных костей. Реактивность процессов, протекающих в детском организме, требует от нас внимательного подхода не только к дозировке физических нагрузок, но и к организации на тренировках достаточного отдыха после них. Здесь нужно учитывать, что часто утомление может наступить в результате общей перегрузки, а не занятий по водному поло. Также причиной переутомления могут быть беспорядочные эмоции в результате неумеренного просмотра телевизионных программ, неорганизованный режим дня, постоянное недосыпание, нерациональное питание. Все эти моменты можно выяснить в подготовительной части тренировки и при необходимости учитывать их при организации тренировочного процесса подбором различного рода и характера упражнений.
Психологические особенности.
К психологическим особенностям детей школьного возраста можно отнести легкую возбудимость, которая проявляется как в движении, так и в речи. Дети этого возраста неусидчивы, много двигаются, предпочитают бегать и ходить, но не стоять и не сидеть. Все действия школьников имеют яркую эмоциональную окраску. Поэтому на тренировках нужно использовать игровой метод, отличающимся эмоциональностью и динамизмом. Тренировочный процесс должен быть разнообразен как по содержанию учебного материала, так и по методике его проведения. Необходима и частая смена заданий. Образное восприятие детей заставляет при объяснении широко пользоваться сравнениями. Поэтому упражнения или отдельные движения нужно сравнивать с предметами или явлениями, знакомыми детям. Дети школьного возраста охотно и быстро разучивают упражнения (с показа), копируя и повторяя ,так как склонность к подражанию и повторению в этом возрасте особенно велика. Обучение в спортивной школе постепенно развивает произвольное внимание и умение сосредоточиваться. Единство требований спортивной школы и дисциплина постепенно воспитывают волю и умение владеть собой. Дети быстрее привыкают к необычной для человека среде. Игра в водное поло является естественным средством массажа кожи, а, следовательно, оказывает тонизирующее влияние на нервную систему человека. Нервные окончания, сосредоточенные в коже, способны дифференцировано воспринимать температурные раздражители, а также давления водной среды. Через восприимчивые нервные структуры кожи осуществляется множество рефлексов автономной нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов. Игра в водное поло оказывает уравновешивающее действие на автономную нервную систему, умеренно снижая тонус симпатического отдела и повышая активность парасимпатического отдела. Это приводит к нормализации деятельности сердечно - сосудистой (уменьшается периферическое сопротивление сосудов, нормализуется сердечный ритм, снижается артериальное давление), дыхательной (повышается активность дыхательного центра, что приводит к углублению дыхания, улучшению кровообращения ткани легких, значительному обогащению крови кислородом) и пищеварительной системы. Игра в водное поло способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению в подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

1.3 Целью программы является создание условий, в которой возможно формирование у юных ватерполисток основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование всех физических качеств, привлечение максимального возможного числа девочек к систематическим занятиям водным поло, а также творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение играть в водное поло. Еще одной немаловажной целью программы считается отбор более одаренных детей, т.е. селекционная работа тренера.
1.4 Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
• способствовать формированию техники и тактике в игре водное поло;
• знакомить с общими представлениями и правилами игры в водное поло, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
• способствовать обучению простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
Оздоровительная
• способствовать укреплению здоровья юных спортсменок посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
Воспитательная
• способствовать воспитанию положительного отношения к здоровому образу жизни, потребности в регулярных физических упражнениях, соблюдению санитарно - гигиенических норм и правил.
Развивающая
• способствовать развитию двигательных умений и навыков, координационных и кондиционных способностей и развитию физических качеств.
1.5 Реализация программы
Для реализации программы необходимы:

• учебно-тематический план;
• перспективный план;
• план - конспекты занятий;
Данная программа рассчитана на 1 год.
1.6 Основные методы и принципы организации учебного процесса.
Программа опирается на известные методы обучения – это такие способы и приемы работы тренера, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение игры в водное поло. При обучении игры в водное поло используется три основных групп методов: словесные, наглядные и практические. Словесные методы, используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь тренера повышает эффективность применения этих методов. В связи со спецификой водного поло все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях тренировки на суше. Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать так. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Нацеливают учеников на корректировку своих действий. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на тренировках по водному поло даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Тренировка по водному поло, как на суше, так и в воде проводился под команду тренера - преподавателя. Команды и распоряжения подаются громко, четко и в повелительном тоне.
Наглядные методы. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении технике и тактике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники водного поло, использование учебных наглядных пособий, кинограмм и применение жестикуляции.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на тренировке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.
Изучение техники и тактики водного поло проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение всех элементов целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники в целом.
Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе обучения применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого элемента в водном поло. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.
Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники проводится только путем целостного выполнения движений. Вначале целостное разучивание техники осуществляется в облегченных условиях: ведение мяча поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с колобашкой между ногами и другие упражнения. Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки: 1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей: 2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию волн, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.
Игровой метод. Для него характерны: 1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры; 2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры; 3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях; 4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять свои желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для водного поло. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых тренировок. Моя программа опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к каждой спортсменке, а именно : сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность, постепенность и последовательность.
1.Сознательность и активность. Сознательное и активное отношение детей к упражнениям и играм имеет большое значение для достижения положительных результатов при обучении игры в водное поло. Поэтому, объясняя задание, тренер должен стремиться к тому, чтобы дети поняли, как выполнять упражнение, на что при этом обратить внимание. Понимание смысла заданий стимулирует заинтересованное и активное выполнение их, способствуют постепенному усвоению и осознанию значения упражнений. Это побуждает детей выполнять движения как можно лучше, четче. Они проявляют больше самостоятельности, творчества, если действуют осмысленно, понимая, что необходимо приложить определенные усилия для достижения цели. От того, насколько эмоционально, интересно проводятся занятия, зависит и уровень усвоения ребенком предлагаемого материала. Сознательность и активность занимающихся повышается при разборе занятий, наблюдениях за другими детьми и оценке выполнения ими движений. Этому способствует простейшие приемы самоконтроля при разучивании упражнений и исправлении ошибок, а также помощь друг другу при выполнении заданий парами. 2.Систематичность. Занятия должны проводиться систематически. Это очень важно, ведь обучение игре связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом. При систематических занятиях осуществляется последовательность, периодичность занятий. При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр. Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия предусматривающие изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута. При систематических занятиях достигаются неплохие результаты в физическом развитии.
3.Наглядность. Мышление ребенка конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в воде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос тренера. В этих условиях различные чувственные образы - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании они создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом – рассказом, объяснением. Также полезны в обучении и наглядные пособия – рисунки, плакаты и буклеты.
4.Доступность. Следует помнить, что доступность заданий для детей предполагает включение упражнений такой сложности, успешное выполнение которых требует от детей высокой концентрации их физических и духовных сил, приложение волевых усилий.
5.Последовательность и постепенность. Постепенность и последовательность в переходе от привыкания в воде во время простого ведения мяча к броску в ворота противника является одним из условий обучения. В этом – залог усвоения более сложных приемов, техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на большей глубине. Не следует форсировать разучивание большого количества новых упражнений. 6.Индивидуализация. Этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждой спортсменки, обеспечивать здоровый образ жизни в спортивном учреждении каждому ребенку с учетом состояния его здоровья, развития, интересов; дифференцировать задания, физические нагрузки, а также приемы педагогического воздействия. 7. Оздоровительная и спортивная направленность. Этот специфический принцип физического воспитания требует средствами физических упражнений укреплять здоровье детей. Физические нагрузки необходимо давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровню физического развития и состоянию здоровья; сочетать двигательную активность с закаливающими процедурами; включать упражнения для повышения гибкости, выносливости, ловкости, быстроты, развития координационных способностей; повышать двигательную активность, осуществлять контроль за физическим развитием; обеспечивать рациональный двигательный режим в спортивном учреждении, создавать оптимальные условия для занятий детей. И всегда помнить, что тренер несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка.

1.7 Ожидаемые результаты
В результате освоения программы юные ватерполистки должны знать:

– правила поведения в бассейнах и иных спортивных сооружениях, требования по соблюдению мер личной гигиены, значение плавания и игры в водное поло в обеспечении безопасности и жизнедеятельности человека;
– названия ватерпольных упражнений;
– названия ватерпольного инвентаря и оборудования;
– роль занятий водного поло для физического развития.

уметь:
– выполнять ведение мяча ватерпольным кролем без учета времени; – выполнять ведение мяча ватерпольным кролем с учетом времени;
–плавать в полной координации всеми спортивными способами; –лежать на поверхности воды, на груди, на спине и на боку;
– плавать с помощью движений одними ногами с различным положением рук и с помощью движений одними руками;
– задерживать дыхание, открывать глаза под водой;
– плавать ватерпольным кролем, на боку и баттерфляем;
– выполнять переход от плавания способом кроль на груди к способу кроль на спине;
– выполнять треджен на груди и на спине, брасс и наоборот;
– выполнять поднимание мяча, лежащего впереди, сбоку, сзади, с воды подхватом, и приведение в положение замаха, как при выполнении основного броска;
– выполнять основной бросок, после поднимания мяча с воды или после приема-передачи партнера;
– подплывать к мячу и поднимать его с воды без опоры на дно; то же в прыжке после отталкивания от дна;
– выполнять броски в вертикальную стену, в ворота;
– выполнять остановку мяча, летящего навстречу, «гасящим» движением кисти на воду перед собой;
– выполнять броски мяча в щит и прием отскакивающих мячей;
– выполнять прием - передачи мяча в парах на месте и в движении;
– проплывать дистанции 50 и 100 метров вольным стилем на время;
– проплывать дистанцию 200 метров в полной координации всеми способами.

использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности для:

– выполнения дыхательных упражнений;
– соблюдения санитарно - гигиенических требований и применения их в повседневной жизни;
– соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
– выполнения правил поведения и мер техники безопасности на открытых и закрытых водоёмах в различное время года, а также основных требований к местам купания в летний период;
– оперативного принятия решения в экстремальных и нестандартных ситуациях.
1.8 Новизна программы состоит в том, что в учебно-тренировочный процесс внедряется применение большого количество спортивных игр (ручной мяч, футбол, волейбол, баскетбол). Т.е. по средством игр на суше, происходит заметное улучшение игры на воде.
1.9 Особенности программы Обучение игре в водное поло начинается с детьми, которых допустил врач, о чем должна свидетельствовать медицинская справка, в которой нет противопоказаний. Длина и ширина бассейна 25х10 м, глубина 180 см. Форма бассейна прямоугольная. Температура воды поддерживается в пределах нормы, а воздуха - в пределах 25-28 градусов. В соответствии с санитарными правилами вода, подаваемая в бассейн, по ГОСТ 2874-82 . Необходимо каждому ребенку иметь удобный и гигиенический костюм, предметы туалета. Занятия проводятся с сентября по июнь месяц. Количество занятий: в неделю – 5 раза; в месяц – 20; в год – 200; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных дней. Дети занимаются в группе, число их в одной группе не больше 15, продолжительностью 60 мин. Комплектуя группы, следует обращать внимание на физическую подготовленность девочек. Обучение проводиться в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему развитию, отбору одаренных детей, развитию и совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, формированию санитарно-гигиенических навыков. В каждом из них последовательно решаются следующие задачи : организовать группу, ознакомить с новыми упражнениями по технике, разучить упражнения для освоения (на суше и в воде), провести учебный процесс, дать детям свободное плавание, прыжки, старты и спады и организованно завершить занятие. Основное содержание этого этапа составляет обучение и совершенствование техники спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражне¬ний. А также упражнения для освоения техники перехода от одного способа к другому, упражнения для изучения техники ведения мяча, упражнения для совершенствования техники начальных приемов владения мячом и техники выполнения основного броска. Преимущественной направленностью тренировочного процесса в группе начальной подготовки являются дальнейшее совершенствование навыков плавания спортивных способов, обучение и совершенствование приемам и передачам, броскам мяча, развитие общей и специальной выносливос¬ти, гибкости и быстроты движений.
Тренировка по водному полу состоит из подготовительной, основной и заключи¬тельной частей.
В подготовительной части занятия сообщаются задачи, осу¬ществляется организация обучающихся и их функциональная и психоло¬гическая подготовка к основной части. В ней применяются ходьба, бег, общеразвивающие, специально-подготовительные и имитационные упражнения.
В основной части занятия решаются задачи овладения и изучения элементам игры, совершенствуется техника спортивных спо¬собов плавания.
Заключительная часть направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся и относительно спокойное состояние с помощью медленного плавания. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям. Завершает тренировка по водному поло подведение итогов.

1.10 Педагогическая целесообразность применения этой программы заключается в том, что учебно-тренировочный процесс, а также формы и методы организаций процесса направлены не только на физическое развитие, но и на нравственное воспитание, развитие познавательных интересов, выработки воли и характера, формирование умения ориентироваться в окружающей действительности, формирование творчества и воспитание чувства коллективизма.

1.11 Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание этой программы направлено на воспитание высоконравственных, творческих и компетентных юных гражданок, способных к активной самореализации в общественной деятельности, а также умело использующих навыки плавания для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.
Скачать Программа по водному поло

Рекомендуем посмотреть:

Определение ведущих звеньев на раннем этапе у юных пловцов Резервы повышения эффективности движений ног в спортивном плавании Совершенствование техники подводных движений после выполнения старта и поворотов в спортивном плаван Механизмы адаптации и факторы риска при нырянии под воду на задержке дыхания

Похожие статьи:

Игры для обучения плаванию детей 4-7 лет

Проведение спортивной тренировки по водному поло на суше
Опубликовано: 2814 дня назад (5 августа 2016)
Просмотров: 6416
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!