Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Ранний детский аутизм. Характеристика

Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель 1 квалификационной категории, г. Ярославль, МДОУ “Детский сад 209”.
Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике полученных знаний, педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой раннего детского аутизма. В статье представлены особенности детей с ранним детским аутизмом, особенности общения с ними, даны рекомендации родителям. Материал может быть использован в виде презентации на вводном собрании родителей или педагогического коллектива при формировании группы компенсирующей направленности, в частности группы детей с ранним детским аутизмом, для ознакомления с самой проблемой и обобщения уже имеющихся знаний.
Ранний детский аутизм (Синдром Лео Каннера)
Лео Каннер - австрийский и американский психиатр, известный первым описанием детского аутизма в 1943 году и последующими работами в этой области.
Ранний детский аутизм, или “Синдром Лео Каннера” - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально - поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами.
Аутизм (от греч. autos) - сам. То есть ребенок аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от основного мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации. В чистом виде аутизм встречается крайне редко. Чаще он сочетается с речевыми, интеллектуальными и поведенческими нарушениями.
Аутизм - это врожденное нарушение психического развития, влияющие на общение с другими людьми, на восприятие и понимание окружающего мира. Им нельзя заболеть, и от него нельзя излечиться. Также не существует таблеток от аутизма.
Аутизм – это результат влияния многих факторов, которые действуют на стадии развития и затрагивают множество, или все абсолютно функциональные системы мозга. Именно поэтому вылечить аутизм невозможно. Можно только вносить отдельные коррективы в поведение аутистов и способность к относительно самостоятельной их жизнедеятельности.
Причин аутизма много. Но, как утверждают психиатры, они кроются в генетических сбоях. Мозг аутистов перегружен, и не справляется с потоком информации.
Так, например, мышление одного человека подобно работе микропроцессора компьютера, который одновременно отвечает за выполнение нескольких программ. Мы можем одновременно выполнять несколько дел параллельно: готовить и думать о завтрашнем мероприятии; идти с ребенком по магазинам и планировать свой вечер.
У аутистов мозг устроен иначе – они не могут думать и реагировать одновременно на несколько вещей. Им нужна конкретика!!!
Особенности детей с ранним детским аутизмом.
Отчетливое проявление раннего детского аутизма появляется в возрасте от двух до пяти лет, отдельные проявления могут встречаться и раньше.
Выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими.
Уже у грудных детей отсутствует «комплекс оживления», у них не появляется улыбка при виде родителей; иногда отсутствуют ориентировочные реакции (зрительные и слуховые). И приниматься это может за дефект органов чувств. У некоторых появляется прерывистость, затрудненное засыпание, расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общее беспокойство и беспричинный плач.
Эмоциональная холодность (аффективная блокада).
Дети не дают адекватной, эмоциональной реакции на появление или уход взрослых. Мимика бедная, маловыразительная; характерен пустой, ничего не выражающий и взгляд, а также взгляд мимо, или «сквозь» собеседника. Иногда у детей отсутствуют способности дифференцировать людей и неодушевленные предметы.
Однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Дети могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду; пересыпать, перебирать бумажки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять в определенном порядке. Такие манипуляции говорят о патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям.
Общая моторная недостаточность.
Своеобразные стереотипные движения. Характерны нарушения психомоторики, которые проявляются в общей моторной недостаточности: угловатость, несоразмерность произвольных движений, неуклюжая походка, отсутствие содружественных движений; и своеобразные стереотипные движения, которые появляются на 2 году жизни: сгибание и разгибание пальцев рук, подпрыгивания, вращения вокруг своей оси, ходьба и бег на носочках.
Задержка формирования элементарных навыков сомообслуживания.
Как правило имеет место значительная задержка формирования элементарных навыков самообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.)
Расстройства речи.
Дети часто не отвечают на обращенные к ним вопросы. Может появляться разговор с самим собой. Характерны эхолалии – автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.
Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии.
Аутисты могут неожиданно выбежать на проезжую часть; отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
Страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.
Общение с ребенком аутистом.
Самое важное в общении с ребенком-аутистом – это ровный эмоциональный фон. Разговаривать нужно спокойным тоном, т.к. любое повышение голоса может вызвать тревогу и беспокойство у ребенка – аутиста.
Выстраивая свою речь, необходимо использовать четкие структурированные фразы. Речь должна быть функциональной и максимально понятной.
Общаясь с ребенком – аутистом, выражаться нужно как можно яснее. Использовать самые простые слова, не вызывающие затруднений для понимания у детей.
Желательно не использовать в формулировках частицу -не-.
Можно использовать специальные карточки или схематичные изображения. Использовать рисунки.
Разговор нужно начинать не с вопроса, а с утверждения (например: какой красивый дом ты построил).
Выбирайте правильное время для разговора. Пытайтесь разговаривать, когда ребенок спокоен. В момент расслабления дети более воспримчивы к информации.
Также важны окружающие условия, вокруг не должно происходить много всего одновременно, т.к. излишнее количество входящих сигналов может спутать ребенка.
Говорите о том, что интересно ребенку. Уделяйте ему внимание.
Необычные способности аутистов.
Интеллектуальное недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях. При этом аутистическая направленность мышления сохраняется.
Аутисты, имеющие сохранный интеллект, погружаясь в свой мир, акцентируют свое внимание на одном занятии. Именно это качество глубокого познания узкой направленности позволяет людям с аутизмом добиваться высоких результатов в своем деле.
По статистике, необычные способности присущи лишь 10% аутистов. Однако, это скорее исключение, а не правило. Среди известных аутистов можно отметить: Альберт Эйнштейн, Вольфган Амадей Моцарт, Иссаак Ньютон, Леонардо да Винчи.
Рекомендации для родителей детей с аутизмом.
Принимать и любить малыша с ранним детским аутизмом таким, какой он есть;
Строго придерживаться определенного ритма жизни и режима ребенка, соблюдать определенные ритуалы;
Научитесь улавливать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о его дискомфорте;
Как можно реже оставлять ребенка одного;
Объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы);
Избегать переутомления ребенка;
Терпеливо устанавливать контакт, прижимать к себе, поглаживая, брать на руки.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Проблема аутизма получила широкое распространение во всем мире. Поэтому аутизм можно назвать проблемой 21 века. День информирования о проблемах аутизма проводится 2 апреля ежегодно.
Презентация на тему: Ранний детский аутизм

Рекомендуем посмотреть:

Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма Работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития Международный месячник информирования и принятия аутизма Государственная политика в области образования детей с расстройством аутистического спектра
Участник №50 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Технология создания клуба для родителей в детском саду в рамках инклюзивного образования | Как развивать мелкую моторику у детей 3-5 лет
Опубликовано: 2711 день назад (22 ноября 2016)
Просмотров: 12232
+13
Голосов: 13
Наталия Юрьевна Корнилова # 22 ноября 2016 в 13:53 +5
Здравствуйте Анна Владимировна! Прочитала вашу статью, доступно.Сама учусь на логопеда, мне было интересно пополнить свои знания.Голос
Надежда Валентиновна Пунегова # 22 ноября 2016 в 14:18 +5
Добрый день, Анна! С интересом прочла вашу статью. Удивительно, но, оказывается, знаменитости мирового масштаба имели этот диагноз. Меня этот вопрос заинтересовал. Придётся покопаться. Спасибо. Голос.Сейчас всё больше детей с аутизмом становится. С чем это связано, интересно.
Анна # 22 ноября 2016 в 14:34 +4
Интересен и тот факт, что в компании "Майкрософт" 25% специалистов имеют диагноз - аутизм (как утверждают СМИ). А правительств США ежегодно помогает материально семьям, имеющим детей аутистов.
Оксана Юрьевна Сотина # 24 ноября 2016 в 10:50 +6
Замечательная статья,полезная информация для педагогов, работающих с такими детьми. Даны четкие рекомендации для родителей. У нас в детском саду недавно появилось двое таких детишек. Добавляю статью в свою копилочку! Голос!
Анна Владимировна Леонтьева # 24 ноября 2016 в 18:20 +3
Благодарю за комментарий.
Ирина Юрьевна Ручина # 25 ноября 2016 в 17:35 +5
Добрый вечер, Анна Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Материал очень интересный, полезный, мне понравился. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Анна Владимировна Леонтьева # 25 ноября 2016 в 17:56 +3
Благодарю за комментарий
Коломенская Ирина Юрьевна # 25 ноября 2016 в 20:22 +5
Анна Владимировна, ваш материал очень познавательный. Многие рекомендации буду использовать в работе, так как в группе есть такой ребёнок. Родители отказываются принимать факты, а у нас педагогов возникают трудности в общении с ним. Спасибо! Голос.
Анна Владимировна Леонтьева # 25 ноября 2016 в 20:52 +2
Я работаю на группе детей с диагнозом аутизм. Каждый из них индивидуален. Но рекомендации по общению с такими детьми, а также рекомендации для родителей очень ценны. Мы, педагоги, стараемся поддерживаться их, и наша деятельность, совместно с родителями, приносит свои результаты.
Благодарю Вас за отзыв.
Алла Ивановна Ефимова # 27 ноября 2016 в 01:56 +4
Материал написан понятным и доступным языком.
Нужно только указывать цель и задачи.
Удачи вам и голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 27 ноября 2016 в 16:48 +3
Здравствуйте, Анна Владимировна. Спасибо за приглашение! Очень интересная, познавательная статья. Творческих успехов! голос
Раиса Владимировна Коломыцева # 28 ноября 2016 в 19:43 +2
добрый вечер, Анна Владимировна! Интересный, познавательный материал , голосую!
Сидорова Зоя Григорьевна # 1 января 2017 в 18:03 0
Анна Владимировна!
С интересом познакомилась с публикацией "Ранний детский аутизм".
Ваша публикация актуальна и необходима. Действительно, педагогам необходимо знать и вовремя заметить это, уметь управлять настроением детей, вовремя оказать помощь таким детям.
Спасибо, что поделились с нами своими наработками,
удачи Вам!
Голос!
Зоя.