Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока физики в 9 классе. Состав атомного ядра

Конспект урока физики. "Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра."
Автор: Прокопчук Анна Юрьевна,
учитель физики. МБОУ "Пожарская школа", Симферопольский район, Республика Крым.

(Конспект создан для проведения урока в 9 классе. В Крыму на данный момент проходит переходной период, в связи с которым наша программа отличается от общеобразовательной программы в остальных регионах РФ. На данный момент учащиеся наших школ изучают атомную физику.)
Конспект урока физики.
Класс: 9
Тема: Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра.
Цель:
Образовательная: сформировать у учащихся представление об атоме и атомном ядре. Расширить знания учащихся о радиоактивности, видах радиоактивного излучения. Ввести основные характеристики альфа-, бета- и гаммалучей.
Воспитательная:
Воспитание отношения к физике, как к экспериментальной науке.
Развивающая: развитие умения логически и творчески мыслить.
Тип урока:
усвоение новых знаний с первичным закреплением .
Оборудование: ПК, видеоролики, иллюстрации.
Структура урока:
1_Организация начала занятия - 2мин
2_Проверка выполнения ДЗ - 5 мин
3_Подготовка к основному этапу урока - 1 мин
4_ Усвоение новых знаний и способов действий- 24 мин
5_Первичная проверка понимания-5 мин
6_Закрепление знаний и способов действий- 7 мин
7_ Подведение итогов занятия- 2 мин
8_Рефлексия-2 мин
9_ДЗ- 2 мин
Ход урока:
1_Организация начала занятия
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас в кабинете физики!
Пожалуйста, повторите ДЗ (2 мин). (Заполнение классного журнала, проверка присутствующих)
2_Проверка выполнения ДЗ
Учитель: На прошлом уроке мы с вами уже говорили о радиоактивности. Но прежде, чем мы начнем углублять свои знания в области атомной физики, давайте вспомним, с какого события началось зарождение современной физики?
(Началом эры современной физики является открытие электрона)
Какой ученый открыл электрон? (Дж. Томсон)

Каким образом? (Опыты с разрядными т рубками)
Как были открыты рентгеновские лучи? (В 1895 году В. Рентгеном. Разрядная трубка, обернутая черной бумагой не пропускала обычный свет, а испускала неизвестное излучение, которое засвечивало фотопластинку. Излучение было названо Х-лучами).
На прошлом уроке мы так же говорили об опыте Резерфорда с Альфачастицами. Пожалуйста, опишите опыт.
Молодцы!
Скажите, пожалуйста, а что за открытие последовав лед за изобретением немецкого физика Бунзена? (Он изобрел специальную газовую горелку. После этого физик Кирхгоф выяснил, что если в пламя горелки внести кусочек асбеста, пропитанного раствором поваренной соли, то на фоне пламя горелки возникает яркая желтая линия, которую создают пары натрия. Так были открыты линейчатые спектры излучения.)
Дайте определение радиоактивности. (- Это способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.)
Молодцы!
3_Подготовка к основному этапу урока
Атом, в переводе с греческого означает «неделимый». Впервые модель строения атома представил ученый Резерфорд. (Рассказ о планетарной модели атома).
4_ Усвоение новых знаний и способов действий
Рассказ о модели атома Н. Бора.
Чтобы разрешить возникшие противоречия, были выдвинуты следующие постулаты:

Вспомним, что радиоактивное излучение было открыто физиком Беккерелем. Спустя год молодые физики Пьер Кюри и Мария Складовская-Кюри установили, что все элементы начиная с номера 84 радиоактивны. Учеными были открыты новые радиоактивные элементы – полоний и радий.
Что же представляет собой радиоактивное излучение? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые провели ряд опытов. Брали специальный контейнер со щелью и помещали в него радиоактивный элемент, напротив щели устанавливали фотопластинку. Радиоактивный луч засвечивал пластинку, выходя их щели. Когда контейнер поместили в магнитное поле, радиоактивный луч разделился на 3 луча. Два луча отклонились к противоположным краям пластинки, а третий луч вообще не отклонялся в магнитном поле. Лучи были названы первыми тремя буквами греческого алфавита – альфа-, бетта-, гамма-лучами.
5_Первичная проверка понимания




7_ Подведение итогов занятия
Чему научились?
8_Рефлексия
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Что у меня не получилось и почему?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики. Колебательное движение, 9 класс План - конспект урока физики по технологии сотрудничества, 9 класс. Свободное падение Конспект урока физики в 9 классе по теме: Высота, громкость, тембр звука Конспект урока физики для 9 класса

Похожие статьи:

Конспект урока физики 9 класс

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика)
Опубликовано: 617 дней назад (28 марта 2015)
Просмотров: 1847
Рубрика: Уроки физики
0
Голосов: 0
Светлана Анатольевна Савостьянова # 28 марта 2015 в 17:23 0
Анна Юрьевна, познакомилась с Вашим конспектом «Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра». Советую убрать недочёты в оформлении текста, ещё есть время для редактирования:
- убрать точку в конце главного заголовка;
- слова Цель, тип урока и другие этапы урока выделить жирным шрифтом, выделить слово Автор;
- убрать лишние пробелы и значок [/u]; в тексте несколько раз встречается слитное написание слов: альфа – лучи, гамма – лучи;
На данный момент работа смотрится не очень аккуратно, скан с постулатами получился кривоватым, вставка фото с текстом в первичную проверку тоже не удачна, потому что написана другим шрифтом, даже двумя. Если Вы не хотели понизить уникальность текста, то надо было это как-то продумать, сделать вставки с одинаковым шрифтом. Закрепление знаний и способов действий плохо читается – мелкий шрифт.
По материалу урока: рассказ о планетарной модели Вы пропустили в конспекте, но переходя к постулатам Бора, можно было написать одно предложение – какие противоречия они разрешили, что они позволили объяснить устойчивость атома. Не увидела я в объяснении и рассказ о строении ядра, хотя в закреплении ребята должны определить состав ядер атомов. Задумка урока хорошая – повторить, показать важные эксперименты изучаемой темы, но полной картины урока у меня не сложилось, извините. С уважением С.А.