Конкурсы для педагогов и детей

Воспитательная система для 5-6 классов

Воспитательная система «21 Я»
Составитель: классный руководитель 5 класса Пожарской ОШ I-III ступеней Прокопчук Анна Юрьевна
Пояснительная записка
Каждый взрослый человек, занимающийся воспитанием детей, часто вспоминает в той или иной ситуации события, связанные со школьной жизнью. В памяти остаются воспоминания о тех педагогах, которые доставили нам радостные минуты общения, которые смогли помочь решить проблему ненавязчиво, тактично и правильно, которые были интересными личностями. Их манеры общения с учениками, их любовь к людям, самоотдача остается в подсознании на всю жизнь, и, как мне кажется, становится эталоном общения, построения человеческих отношений в будущем. Умный, добрый отзывчивый, понимающий, тактичный взрослый человек в школьной жизни любого ученика – это образец правильного поведения взрослого человека в социуме, это уроки общения для подрастающего поколения. Чаще всего таким образцом становится классный руководитель. На территории учебного заведения классный руководитель- самый близкий учащемуся человек.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Работа классного руководителя очень трудна , а для молодого педагога – вдвойне. Очень трудным является самый первый год работы с детьми. Еще не сформирована база необходимых знаний, нет нужных навыков… Возникает необходимость ускоренного самообразования в сфере воспитательной работы. Но, как известно, все приходит с опытом и, при желании, молодому классному руководителю можно ускоренно изучить необходимый для работы теоретический материал, а в дальнейшем лишь совершенствовать свои навыки, знания и умения, добиваясь все большего и лучшего результата своей работы.
1 сентября 2012 года. Ко мне в класс входят дети… Их много и все они разные. Каждый из них – отдельное «Я». Как сделать так, чтобы каждый из них сформировался как отдельная, самостоятельная и неповторимая личность? Как зафиксировать в их умах и сердцах понятие о человечности, духовности, уважении к себе и окружающим? Как воспитать их самостоятельными, целеустремленными, достойными гражданами своей страны? Как? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы я составила свою воспитательную систему (пока сроком на 2 года). Это моя первая воспитательная система, в ее основе лежит индивидуальный подход к каждому ребенку, эффективное взаимодействие с родительским коллективом, воспитание толерантного человека, самостоятельной и сильной личности.

Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Механизм реализации воспитательной системы
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития подопечных.
Программа осуществляется:
• через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
• через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
• через систему дополнительного образования;
• в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
• в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
• через тесный контакт с родительским коллективом (собрания, индивидуальные беседы, лекции, совместные мероприятия – дети и родители)
• через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения города (школы, музеи, библиотеки, театры; галереи, ЦДЮТ, ДК);

Методы:
• научно-исследовательский;
• метод проектов;
• коммуникативная методика;
• личностно-ориентированный метод;
• метод креативного мышления;
• репродуктивный метод;
• метод критического мышления;
Формы работы:
• индивидуальные беседы, классный час, обсуждение, консультации, презентации,
• тренинги.
• конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
• дебаты, дискуссии, , круглые столы, конференции;
• встречи с интересными людьми;

Цели и задачи воспитательной системы, сроки выполнения.
Программа «21 Я» разработана на 2012-2013 и 2013-2014 уч. года.
Основная цель воспитательной системы: Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы. Воспитание гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации и формирование групповой сплоченности в классе на основе различных форм деятельности.

Для достижения основной цели я разработала две программы на 5 и 6 классы соответственно. У каждой программы есть свои задачи и пути их решения. Часть, реализуемая в 5 классе, в основной цели выделена красным цветом, часть, реализуемая в 6 – синим, и часть основной цели, реализуемая и в 5 и в 6 классах, выделена зеленым цветом.

2012-13 учебный год. 5 класс.

Проблема: Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы. Сплочение классного коллектива.

Цель: Предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5 класса, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начальной школы в 5 класс. Изучение и диагностика личности каждого учащегося, составление социального и психологического портрета класса. Знакомство и установление контакта с родителями учащихся.

Задачи:
1. Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 класс эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
2. Найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
3. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку учащимся.
4. Повышать собственный уровень профессиональной компетентности (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.
5. Формирование дружного классного коллектива.


Анализ воспитательной работы за 2012-13 уч. год
Результатом работы стало:
- Развитие личности учащихся
- Формирование дружного классного коллектива
- Наличие у учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в классе.

Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптации, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

2013-14 учебный год (6 класс)
Проблема: воспитание гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации и формирование групповой сплоченности в классе на основе различных форм деятельности.
Цель: воспитание гармоничной, всесторонне развитой творческой личности, способной к самореализации и развивать самостоятельности и инициативы учащихся в организации их деятельности.
Задачи:
1. Продолжить изучение личности каждого ребенка, его физическое и психологическое состояние, семьи.
2. Способность сплочению коллектива.
3. Развивать творческий потенциал учащихся.
4. Активизировать работу классного коллектива и родителей через участие в общешкольных и классных мероприятиях.
5. Формирование у учащихся осознания важности учебного труда через введение новых занятий, проводимых в классе.
6. Создание благоприятных условий индивидуальных и творческих , организаторских способностей учащихся.
7. Мотивация здорового образа жизни.
8. Развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств.
9. Способствовать стремлению учащихся к самообразованию и к самовоспитанию;
10. Содействовать воспитанию демократической культуры и гражданственности;
11. Стимулировать воспитанников к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности;
12. Способствовать формированию самостоятельности, готовности брать ответственность за себя и свои поступки; способствовать стремлению учащихся к самовоспитанию;

Рекомендуем посмотреть:

Цели и задачи воспитания школьников Проблемно-ориентированный анализ воспитательного мероприятия Самоуправление в начальной школе Методики изучения классного коллектива

Похожие статьи:

Воспитательная программа ОЭР в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Функции классного часа

Внеклассная работа в школе

Урок физики в 7 классе. Физика и техника
Опубликовано: 889 дней назад (6 июля 2014)
Просмотров: 9255
+3
Голосов: 3
Лиана Маратовна Мкртчян # 6 июля 2014 в 19:31 0
Очень познавательный и интересный урок физики.Голосую.
Лиана Маратовна Мкртчян # 6 июля 2014 в 19:44 0
ИЗВИНИТЕ Я ОШИБОЧНО ПИСАЛА КОММЕНТАРИЙ
Татьяна Владимировна Дашук # 7 июля 2014 в 23:09 0
Анна Юрьевна, полный и содержательный план воспитательной системы. Мне понравилось, что он разработан на два года. задачи и цели подобраны для учащихся именно 5 и 6 классов. Возьму себе на заметку. Обязательно воспользуюсь вашей разработкой при составлении плана воспитательной работы. Спасибо! Мой голос!
Анна Юрьевна Бровенко # 7 июля 2014 в 23:12 0
Вам спасибо!
Татьяна # 15 ноября 2015 в 16:30 0
спасибо за Ваш отличный труд