Конкурсы для педагогов и детей

Игры на асфальте в детском саду в летний период

Консультация «Игры на асфальте как средство и условие реализации основной образовательной программы ДОУ в летний период»
Автор: Жарова Анна Александровна, воспитатель частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 89 ОАО «РЖД», город Ярославль.
Описание материала: Предлагаю консультацию, имеющую педагогическую ценность для воспитателей и старших воспитателей, работающих по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. В консультации раскрывается значение игр на асфальте с точки зрения реализации образовательных областей и развивающей предметно-пространственной среды.
Консультация «Игры на асфальте как средство и условие реализации основной образовательной программы ДОУ в летний период»

1. Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Организация игр на асфальте в летний период позволяет решить следующие программные задачи данной области:
- В первую очередь, это развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Так как данные игры часто носят соревновательный характер, то у детей формируется готовность к совместной деятельности, развивается умение договариваться между собой.
- В летний период асфальт может выступать местом повышенной опасности для дошкольников, так как во время игр часто случаются случаи «асфальтовой болезни». Во избежание травм необходимо формировать первичные представления о безопасных играх на асфальте, воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения. Что также является программной задачей данной образовательной области.
- Участие в играх способствует становлению самостоятельности детей, выработки у них саморегуляции поведения; способствует формированию адекватного отношения к проигрышу или победе.
- Кроме того, формируются волевые черты характера. Так как многие игры основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных действий, при выполнении которых возникает необходимость проявлять усилия для преодоления физического и эмоционального напряжения.

2. Реализация образовательной области «Познавательное развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
С точки зрения данной образовательной области игры на асфальте можно использовать для:
- формирования элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, количестве, числе, части и целом
- развития восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи, делать обобщения, выделять существенные признаки.

3. Реализация образовательной области «Речевое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Организация данного вида игр способствует развитию свободного общения между детьми и взрослыми, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия. Кроме того, пополняет словарный запас детей, способствует усвоению обобщающих понятий, т.е. развитию компонентов устной речи. Использование в играх потешек, считалок, стишков приобщает детей к данному жанру художественной литературы.

4. Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Красочно оформленные рисунки на асфальте позволяют решать задачи художественно-эстетической направленности: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений. А организация игр с музыкальным сопровождением способствует развитию чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, т.е. развитию музыкальных способностей, ориентировке в пространстве и т.д.

5. Реализация образовательной области «Физическое развитие» через организацию игр с использованием рисунков на асфальте
Летний период является ключевым с точки зрения оздоровления детей. Организация игр на асфальте – эффективное средство закаливания детей, так как используются как минимум два закаливающих фактора: солнце и воздух. На асфальте в играх легко использовать упражнения, укрепляющие различные органы и системы организма, формировать первичные представления о здоровом образе жизни, пользе спорта, подвижных игр, влиянии свежего воздуха; формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым. Кроме того, данные игры позволяют развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, выносливость, гибкость; совершенствуют двигательные умения и навыки. Т.е. позволяют организовать двигательную активность детей в летний период таким образом, что она становится хорошим дополнением к традиционной физкультуре.
6. Игры на асфальте как развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
Рисунки на асфальте могут выступать как предметно-пространственная среда ДОУ, так как отвечают основным требованиям к организации среды, предъявляемым ФГОС и программой. В частности, являются содержательно-насыщенными и развивающими, поскольку позволяют решать программные задачи по всем образовательным областям. Являются доступными, так как не требуют специального оборудования и дополнительного места. Их легко организовать там, где есть асфальт. Количество участников не ограничено, правила предусматривают участие всех детей. Игры и упражнения многофункциональны и вариативны. Одну и ту же игру можно организовывать каждый день, но через разные виды двигательной активности. Эти виды игр легко использовать для совместной деятельности взрослого и детей, так и для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, организованная таким образом среда отвечает требованиям здоровьясбережения и эстетической привлекательности.
Варианты игр на асфальте в условиях «Детского сада № 89 ОАО «РЖД»
1. Рисунок «Солнышко с косичками».

Варианты игр: «Поменяйся местами», «С кочки на кочку», «Кто быстрее до флажка?», «Найди свой бантик», «Попади в цель», «Удочка», «Кто сделает меньше прыжков», «Птички в гнездышках».
2. Рисунок «Змейка».

Варианты игр: «Полоса препятствий», «Донеси – не урони», «По ровненькой дорожке», «Караси и щука», «Хоккейный слалом», разные виды ведения мяча (футбольный, баскетбольный), «По тропинке», «Через ручеек».
3. Рисунки «Бабочка», «Божья коровка».

Варианты игр: «Целься точнее», «Найди свой цвет (фигуру)», «Кто лучше прыгнет», «Попади в круг (треугольник)», «Найди свое место», «По извилистой дорожке», «Не задень», «Не наступи».
4. Рисунок «Гусеница».

Варианты игр: «По следам», «Попади в каждый след», «Баскетболисты», «Целься точнее», «Пройди и перешагни»
5. Рисунок «Решетчатые классики».

В решетчатых "классиках" прыгают одной и двумя ногами попеременно - одна, одна, две, одна, две, одна, две, поворот и обратно.
6. Рисунок «Прямоугольные классики».

В прямоугольных «классиках» прыгают только на одной ноге.
7. Рисунок «Цветок» (разновидность прямоугольных «классиков»)

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей, так как игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всех областях. Авторы программы «От рождения до школы» выделяют отдельно раздел «Развитие игровой деятельности», признавая его исключительную важность. Использование игр на асфальте в летний период не только позволяют решить программные задачи по образовательным областям, но и способствуют решению задач развития игровой деятельности детей.

Литература:
1. От рождения до школы/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014

Рекомендуем посмотреть:

Игры летом с детьми на прогулке в детском саду Летние развлечения с песком и водой для дошкольников Игры с детьми дошкольниками летом Консультация для родителей: Чем занять ребенка летом?

Похожие статьи:

Игры про цветы для детей дошкольников 5-7 лет в детском саду

Летние игры для детей 3-4 лет в детском саду

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: Сражения Великой Отечественной Войны | Реализация краткосрочного проекта ко Дню Победы в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 544 дня назад (15 июня 2015)
Просмотров: 6401
+1
Голосов: 1
Наталья Пантелеевна Хуртынина # 16 июня 2015 в 10:33 +1
Спасибо за такие разнообразные, интересные игры. Мой голос вам.
Анна Жарова # 16 июня 2015 в 11:12 0
Наталья Пантелеевна, спасибо за внимание к материалу.
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 17 июня 2015 в 10:29 +1
Уважаемая Анна! Вами предложен широкий спектр игр на асфальте и их многофункциональное использование. У нас проходило похожее мероприятие. Дети были увлечены и активны.
Анна Жарова # 17 июня 2015 в 14:11 0
Здравствуйте, Алла! Вы пошли еще дальше: используете рисунки на асфальте для развития мелкой моторики рук. Для нас это повод применить свою фантазию и выдумку для разработки еще более интересных, занимательных и развивающих игр.
Светлана Леонидовна Смирнова # 21 июня 2015 в 11:12 +1
Здравствуйте Алла!!! Весьма интресеный и полезный материал вы опубликовали в своем блоге, за это спасибо вам! Какое лето может обойтись без конкурса рисунков на асфальте цветными мелками..думаю такого не бывает! А вот именно идея коллективного рисования, тоесть группа детей рисует одно солнышко, добавляя кто косички, кто бантики, кто глазки, достойна внимания!!!Даже в детском саду, мини центре такая полезная прогулка может получится...Иногда воспитатели не знают как завлечь детей, чтоб не пришлось ловить их, так сказать, и собирать в охапку, дабы никого не потерять из виду...А рисуя, пусть то будет паровозик или божья коровка, наврядли кто то вздумает отвлечься...Спасибо!