Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого занятия по информатике с презентацией для обучающихся 1 года на тему: Представление информации, кодирование информации

Тема занятия: «Представление информации, кодирование информации».
Автор:Шитова Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных техников" г. Ессентуки, Ставропольского края.
Описание работы: данный конспект разработан и реализован в объединении "Информатика и информационные системы" по авторской программе Шитовой А.А. Занятие направлено на изучение и закрепление знаний в игровой форме по теме "Представление и кодирование информации". Может использоваться как классный час в общеобразовательной школе.
Цели занятия:
- Развитие познавательного интереса, творческой активности воспитанников.
- Развитие у детей умение излагать мысли, моделировать ситуации.
- Повторение и закрепление программного материала, выраженного в неординарных ситуациях.
Задачи занятия.
1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
2. Учебная – изучить и закрепить основные понятия теоретической информации.
3. Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Подготовительный этап.
Игра проводится в виде взаимодействия между двумя командами. Заранее подбираются компетентные члены жюри.
Проведение занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы проведем на тему:
«Представление информации, кодирование информации». Совсем скоро вы узнаете, какими способами и как представляется и кодируется информация.
Занятие будет проводиться в форме соревнования между двумя командами. Давайте поделим наш класс на две команды. А судить вас будут наше компетентное жюри (представление членов жюри).
I конкурс.
Каждая команда придумывает себе название, связанное с информатикой, девиз, выбирает капитанов команд. Жюри оценивает команды после каждого конкурса.
- А какая бывает информация?
- Информация бывает символьная и образная.
Символьная - это информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, при помощи символов, знаков.
Образная - это сохраненные в памяти человека ощущения от контакта с источником. Она воспринимается всеми органами чувств человека. Приведите примеры символьной и образной информации.
(Обучающиеся называют).
А при помощи чего представляется символьная информация? При помощи языка! Языки бывают естественные и формальные.
Естественные языки - исторически сложившиеся языки национальной речи. Это русский язык, английский, французский и т.д.
Формальные - это искусственно созданные языки для профессионального применения. Например: язык программирования.
II конкурс.
А теперь давайте попытаемся представить информацию.
Каждой команде, строго конфиденциально, дается задание:
1-ой команде: без слов, только жестами, показать будильник;
2-ой команде: показать плеер.
Командам дается время подготовиться.
Далее одна команда выступает, а другая пытается отгадать, что она показала.
Педагог:
Вы замечательно справились с этим заданием. А вот теперь мы будем
представлять символьную информацию.
III конкурс.
Театр - экспромт. Участникам команд раздаются карточки с названиями персонажей сказки. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются на «сцене» и исполняют все, о чем сообщает педагог. (Можно приготовить какие-либо элементы костюмов.)
«...Ночь. Завывает ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь. Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то спится, он слегка перебирает копытами и тихонько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает то один, то другой глаз. На улице, на привязи спит Пес. Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку. Воробей зачирикал тревожно. Пес отчаянно залаял. Цыган уводит копя. Пес заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала, она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин. Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать. Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь. Он изредка вздрагивает и тихо ржет».
Вот таким образом мы представили символьную информацию в образную.
Жюри оценивает артистизм ребят.
Педагог:
А теперь поговорим о кодировании информации.
Кодирование информации — процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки. Обратное преобразование называется декодированием.
Способ кодирования зависит от цели, ради которой оно осуществляется: сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего кодированию подвергаются тексты на естественных языках (русском, английском и пр.). Существуют три основных способа кодирования текста:
1) графический — с помощью специальных рисунков или значков;
2) числовой — с помощью чисел;
3) символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Полный набор символов, используемый для кодирования текста, называется алфавитом или азбукой.
IV конкурс.
Дана кодовая таблица флажковой азбуки(кодовая таблица проецируется на экране).
Старший помощник Лом сдает экзамен капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст (текст проецируется на экране. Ответ: Бороться и искать, найти и не сдаваться.
V конкурс.
С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу «Учение да труд к славе ведут».
VI конкурс.
Дана кодовая таблица азбуки Морзе(кодовая таблица проецируется на экране).
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы от¬делены друг от друга пробелами)?
Задание для первой команды(задание проецируется на экране).
Задание для второй команды (задание проецируется на экране).
Ответы: первая команда – молодцы, вторая команда – отлично.
VII конкурс.
Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова:
для первой команды – ДИСКЕТА, для второй – ДИСПЛЕЙ.
Ответ: для первой команды – (ответ проецируется на экране).
для второй команды – (ответ проецируется на экране).
Жюри подводит итоги всех конкурсов, награждение победителей и участников.
Педагог:
Итак, наше занятие-игра на этом завершена. Большое всем спасибо за активное участие. Удачи Вам и до свидания!
Презентация на тему: Представление информации и кодирование информации

Рекомендуем посмотреть:

Лабораторная работа по информатике для 5 класса на тему: Строение клавиатуры Календарно-тематический план по информатике для 5 класса к учебнику Босовой Конспект урока информатики в 5 классе с презентацией. Устройства компьютера Конспект урока информатики для 5 - 6 класса. Путешествие по городам - героям

Похожие статьи:

Конспект урока информатики в 5 классе. Клавиатура. Основные группы клавиш

Участник №16 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Опубликовано: 494 дня назад (5 августа 2015)
Просмотров: 1327
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Оксана Петровна Харина # 5 августа 2015 в 20:33 +1
Здравствуйте, Анастасия Александровна!Мне понравилось у Вас на занятии. Такие интересные конкурсы, так познавательно. Мне кажется все конкурсы прошли на одном дыхании, активно, с творческим интересом. Спасибо за материал. Примите мой голос!
Анастасия Александровна Шитова # 6 августа 2015 в 10:30 0
Большое спасибо, Оксана Петровна!
Наталья Константиновна Клочкова # 6 августа 2015 в 08:03 +1
Здравствуйте Анастасия Александровна! Интересное, познавательное занятие для тех, кто первый год занимается информатикой. Необычные задания. Уверена, дети разгадывали с большим интересом. Голос №2
Анастасия Александровна Шитова # 6 августа 2015 в 10:31 0
Огромное спасибо, Наталья Константиновна!
Алина Алексеевна Гончарова # 6 августа 2015 в 17:14 0
Анастасия Александровна, очень понравился Ваш проект! Неординарная тема, способная заинтересовать современных детей. Захватывающее практическое содержание стимулирует эффективное усваивание теоретического материала. Примите мой голос!
Успехов Вам в дальнейшем!
Наталья Владимировна Беляева # 6 ноября 2015 в 01:02 0
Хороший практический материал для применения. Важно, что слыша термины школьники получают "расшифровку" в игре, практически. Это способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Конспект оформлен правильно. Все составляющие: цели и задачи подробно описаны. Оформлен сам ход методического материала. Для лучшего восприятия материала хотелось бы видеть скриншоты с презентации, иллюстрирующие задания.