Конкурсы для педагогов и детей

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе "Об образовании в Российской Федерации" и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования (далее ДО) (слайд 2).
В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства "семья - детский сад" для их равноправного и заинтересованного партнерства (слайд 3).
Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения (слайд 4).
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом детского сада по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом (слайд 5).
Основные задачи работы:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях (слайд 6).
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
1) доброжелательный стиль общения;
2) индивидуальный подход;
3) сотрудничество, а не наставничество;
4) тщательная подготовка к каждому мероприятию;
5) динамичность (слайд 7).
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по развитию и воспитанию
детей;
- учет индивидуальности каждого обучающегося;
- самостоятельный выбор родителями направления в развитии и воспитании ребенка (слайд 8);
- укрепление внутрисемейных связей, эмоционального общения, нахождение общих интересов и занятий;
- возможность реализации единой программы развития и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений (слайд 9);
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в развитии и воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы
к развитию ребенка в семье и ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в развитии, обучении и воспитании ребенка (слайд 10).
Функции работы ДОУ с семьей:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (слайд 11);
4) помощь отдельным семьям в воспитании детей;
5) взаимодействие родителей с общественными организациями города;
6) распределение обязанностей и ответственности в работе (родители - воспитатель - методист - медперсонал -
заведующая - специалисты) (слайд 12).
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга (слайд 13).
Новые формы и методы работы ДОУ с семьей:
- "Круглый стол" по любой теме;
- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- тематические выставки;
- консультации специалистов;
- устный журнал для родителей (слайд 14);
- семейные спортивные встречи;
- почта и телефон доверия;
- конкурсы семейных талантов;
- семейные проекты "Наша родословная";
- открытые занятия для просмотров родителей;
- контрольные работы для родителей;
- аукцион секретов воспитания;
- родительская гостиная;
- портфолио семейного успеха (слайд 15).
Важные моменты:
а) все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;
б) содержание материалов необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро
пропадет;
в) оформление материалов должно быть выполнено так, чтобы привлекать внимание родителей (текст - на цветной
бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);
г) содержание предполагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей (слайд 16).
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из-за детей, родительские претензии к воспитателям по разным вопросам, жалобы воспитателей на пассивность родителей, невнимание родителей к рекомендациям воспитателей в связи с недостатком авторитета педагога из-за молодого возраст или небольшого опыта (слайд 17).
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит знания, умения, навыки и педагогические достижения воспитателя (слайд 18).
Способы повышения авторитета воспитателя:
- торжественно вручить на родительском собрании почетную грамоту за заслуги ко Дню дошкольного работника или
за высокие показатели в работе по итогам года;
- оформить красивое поздравление ко дню рождения педагога (слайд 19);
- организовать благодарственное письмо от родителей выпускников;
- оформить холл фотографиями лучших педагогов детского сада с кратким описанием их личных достижений (слайд
20).
Вывод. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации (слайд 21).
Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно избегать формализма. Для того,чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей (слайд 22).
Презентация на тему: Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь профессиональной компетенции воспитателя с успешной реализацией ФГОС ДОУ
Конспект урока литературы для 6 класса с презентацией. Величие науки и знаний - основной пафос произведений ж.Верна
Опубликовано: 571 день назад (28 июня 2015)
Просмотров: 13633
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2
Наталья Сергеевна Мыжевских # 28 июня 2015 в 18:33 0
Здравствуйте, Анастасия Леонидовна! Познакомилась с Вашей статьей и за что огромное спасибо за интересный преподнесенный материал. Голосую!!!
Анастасия Леонидовна Косович # 28 июня 2015 в 18:48 0
Спасибо Вам большое!
Любовь Николаевна Киржнер # 1 июля 2015 в 21:58 0
Здравствуйте, Анастасия Леонидовна! С большим интересом познакомилась с вашей работой. Эта тема очень актуальна. Знакомит педагогов с новыми нетрадиционными формами взаимодействия с родителями.Спасибо!
Анна Сергеевна Веденеева # 11 августа 2015 в 12:51 0
Спасибо большое за Вашу работу
valentina # 10 января 2017 в 06:50 0
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=1296.S5xhgbaTFXSwfTWE0xfpOx-qrHEhnoQyvyoCNmaOqBqYQqXTGEeYxuQ6dF-qU8zKJntg1rnkD8hEcAOpBzf6YAZ8_ykFmvadxbMI7P45lhzjxRJ2s5xINMcec4tIaTQ6u4QS_I5eYfRusyw58MzUIL7-8oJGynatPNRNKuUJMwf8xoZgji1LATppO24c3uzwvQiPfTeGHlc_Iza7Ll772wQFYGqvQCMRpCCBlUkKUrJr8V4KuxTTYnwjckaITvt7.121cb657d5d394c3bd7e274048a8d51d852ba24f&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9b04eb9KTsJpEk3AFOuLWkb2A2ZADgA4gA&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxdHh6N2gzcWxyc1hrNVM5cGFBMHRGNGtBZUVjV1h5YVB2SUdCRDd6N1RnNXR4cmhRdmVSaDVvX2tXOUg1elByenFaNGFaekVmZzFtOElWVXc4TUdXU3E3V3ZBU21XS0hSTzl4a1FaVU00UWg4WkU1eTdLamN6bXloNFhSb0RDaG5n&b64e=2&sign=cfbc52638ff7d54a7cf76f04a89992cc&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFLGrHsARIUq0meCAXRthcLyS_RRDhe9XqtNpLYzdlRrUpdM-qZMKjYqZyoduzPIXS9Ug4WtU85iPEMbOnqEmKxFGXLl2vGZ67gDqTKBSBdNshJklTrl3h43B4wofhFikyvuHaGu-AiQLxlDmtVar5610D8F8leiq5_VtENZhUvfxIHOxR140xAuoCm1qWQGEDN7yCKUkZeMVBnkW2J20-wNCkwiHFCLy7vPFZ_w7cD-SLNhqxmVtxp83ZbuzT9Ezdyz5hGHHUqocQT_rqRVkl717ypuFtyCTDyHcU5XDJ5RE&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpf4AcmqHb-McD6OeVw-64_EatiKVGRrvYukk8M6tOY26h9Z4JJvHWVWI2E2FlaxFtQp5_pPuT5JupqbBqYIISTAVg-8TnCh_zqsBBkIsFW0WRhSrFBoU6Z0r2L2WIaMOkdVVRgRuyF8gsMpb-ojQ_yf_0It9NHD_z04tdmR-FiawfrVjJkGm1a7cqufp58SGv0p8hG7GDO4irurkqI6Fu-ax0V4p8R9g4U86l9RZfDNCX6rbl0duYLX_QngNDEwakdLSJ3yAZlNKmq63mxr1YHNX6tNCzkVavb8BepccDP_Z25oZAIOkL2PFY1oZjj2W7Q0gcdDNubau0tKVRNS-8v6AIbZVj4hxVzI0cUArDdfIVl0gha6L4Xob4CWMW1lCsSgNpKeor3UogJFarO_4Pp5EHINYzsMQbeiHyMRyZ-F2-C_sfzYB-7rabCDxuSp6tAsvij-2LnNlalyUgD4kYCWz5GwfZkE8nJV8NhKzkPNVQbYY-95CEd9UO3k1STxEtzC3JcWHD125a4mzSMDMgO02_7USQse4jBn2M5EQjmB9_AgpJS_Ev4R_7bB6K9orYVi_hLO6l8hK_-A-bj6ITmkLYw1-tRlPZjo-5UB89NQ6yoYKpzmkzDPppg2vXFAxHVL0J8bczh0W0OAL-KSQkS4ToArQ9aVZQXz0K4b64hP-m2QZkZMNNEXgO-PXW1MPK6oab0jNxG06RNM-sF6YTYtzbGNasYwX7UurQh2NeiQP9mi1SH2Duvj9vqR2ug2NNnc4GyHAFUhGGQEZlAi_CPPtMleXlcl2iPuHfqe2QLvNrRSgn7_wR-qos_LRMQuLGkw5svwOvWGGsfUQxxf1PGh-usAozEpUp6XjQs8UbF2VNmLlYW_K-qIyG-FVbYQ4F5uNCPmZ7wjgC0uy83Q9S9m_jdbpVRf-5lI2iIIweikQTMB1ZfdeqefY-MERGI7qlqC-SU8B4usAcs50KMyjBm_ThVOrzmNevvSfgwTzn1NR_J38MZYu57Q5iEsd9Bo0_LFFWam9i_prIOImcKtlhGPVMdcQ5zNvefZbWolT-fEreFjLfXIwPDmT6C-GWPFTWh0TO5REuLR1CHopkVmjjuNjsJmzf3DqhEJFv9CQZ8xOGz_2kHJdPqkwJWY7XbZy6LxLvGU1WFIfSbsp24vVfoLpSDnH3EsER-LAP9-2gBWImMn-Z0jnMBuMZThe2d4eRrdkFDI23neRyWAxFXpNIGj8-goYOUycpVfYNjjAPI6IilgN1c1HI7lPLsQxnFsMiUQUl2oC9H4wtBNYlUc0kS4YBKW_pxtP8&l10n=ru&cts=1484020152016&mc=6.4165784245817665