Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока окружающего мира в 4 классе. Клетка – основа строения и роста живых организмов

Урок окружающего мира в 4 классе. «Клетка – основа строения и роста живых организмов».
Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему " Клетка – основа строения и роста живых организмов" Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект урока по предмету «Окружающий мир». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Клетка – основа строения и роста живых организмов», 4 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, различные формы работы с текстом.
Задачи:
1. Создать среду для подведения учащихся к пониманию сложности и совершенства устройства живого организма, взаимосогласованности органов.
2. Познакомить с основой строения и роста живых организмов – клеткой.
3. Вызвать интерес детей в познании самого себя.
Оборудование:
- раздаточный материал (индивидуальный и классный; микроскоп, луковая шелуха, дольки апельсина, куриные яйца, горох, целлофановые пакеты)

1. Вводная беседа с проверкой домашнего задания.
- Человек живет в окружающем его мире. Он часть этого мира. А можно ли считать человека частью природы?
- Да.
- Докажите.
- Он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети.
Люди всегда болели, получали травмы, ушибы. Кто были первыми целителями?
- Женщины
- Назовите «Отца медицины»
- Гиппократ
- С какими областями знаний связана медицина?
- физика, химия, биология.
- Итак, человек стремится совершенствовать мир вокруг себя. И, конечно же, человек стремится совершенствовать себя в этом мире.
- Представим, что смотрим мы на себя в зеркало. Что увидели снаружи?
- Наше тело: голова, туловище, конечности.
Проверим себя: послушаем стихотворение «Тело человека».
Быть у каждого должна
Очень умной … (голова)
Я верчу ей как умею
Голова сидит на … (шее)
Животик, спинка, грудь
Их вместе … (туловищем) зовут.
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из чашечки напиться.
Бегут по дорожке быстрые ножки.
Я споткнулся через Генку
И ушиб себе коленку.
Но наше тело покрыто кожей. Она не прозрачна и не дает разглядеть то, что под ней спряталось. Но в настоящее время мы очень много знаем о том, что внутри нас.
- Что вы знаете?
- А откуда?
- А как эти знания у нас появились?
- Надо сказать огромное спасибо ученым
- Итак, посмотрим, на сколько хорошо вы знаете наши некоторые внутренние органы.
Игра «Угадай слово»
Один ученик встает перед классом (водящий), другой - за его спиной показывает классу
таблички с терминами, которым надо дать толкование. Желающие ученики объясняют
водящему значение слова (в его признаках), водящий по толкованию угадывает термин.
Таблички, которые удалось от¬гадать, вручаются водящему. Неудачные толкования слов
коллек¬тивно исправляются. Ученик, предложивший неверное толкова¬ние слова, получает
штрафное очко.
Слова для толкования:
Сердце, желудок, печень, легкие, глаза, кишка.
Решение кроссворда
Слова записать по горизонтали, отгадать выделенное слово по вертикали.
1. То, с помощью чего человек дышит (легкие)
2. Полый мешок, в котором на половину переваривается пища (желудок).
3. Мотор размером с кулак. Непрерывно гоняет кровь. (Сердце)
4. орган, где находится органы – язык и зубы. (рот)
4. Эти органы очищают кровь. Отбросы выбрасывают в виде воды (почки).
5. Орган, который играет роль фотоаппарата (глаз)
- И это, ребята, еще не все органы, которые образуют единое целое, какое целое? – организм.
Дайте определение:
Организм человека – сложная система органов, которые взаимодействуют между собой и образуют единое целое.
2. Физминутка
3. Определение темы урока
- ребята, а кто-нибудь из вас знает, какого вы были роста и веса при вашем рождении?
- ваш организм менялся со временем, что с вами произошло?
- Мы выросли.
- Как вы думаете, почему?
Поработаем с учебником.
«К ответу готов!». Класс делится на группы. Каждая группа работает с учебником.
Предлагается за 5-7 минут найти по оглавлению нужный текст, прочитать и просмотреть его,
выбрать самое важное и интересное, подготовить сообщение на 1-2 минуты.
Учитель спрашивает любого ученика. Готов к ответу должен быть каждый.
По его рассказу оценивается качество подготовки группы.
С.19.
Итак, дополните предложение на доске:
_____________ - основа строения и роста живых организмов. Это является темой нашего урока.
Все живые организмы состоят из клеток.
Человек и растения, кошка и лягушка, микроб и водоросли. Только микроб – это одна клетка, а лист яблони – 500 миллионов клеток. Есть клетки – гиганты (хотя сейчас вы о них не догадываетесь), а есть клетки, которые сложно рассмотреть даже в микроскоп. Английский естествоиспытатель Роберт Гук более 200 лет усовершенствовал микроскоп и, рассматривая покров бузины, неожиданно обнаружил живые клетки.
4. Практическая работа.
Я предлагаю вам побыть в роли исследователей и проделать практическую работу в группах: под микроскопом у нас препарат (кожица лука). Вспомним правила работы с микроскопом.
1. Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.
2. Препарат закреплен на предметном стекле.
3. Тубус медленно поднимать до тех пор, пока не появится четкое изображение.
На доске порядок действий.
1. Рассмотреть клетку.
2. Заполнить лист.
3. Проиллюстрировать клетку.
Работа в группах: зарисовали клетку на альбомном листе.
- Заслушали командиров групп:
- Форма разная, но увидели стенку клетку и внутри точку.
Перед вами на столе лежат долька апельсина и яйцо, попробуйте объяснить, для чего они лежат. Вам необходимо сравнить ваш рисунок с рисунком в учебнике на стр. 20-21 учебника.
- Самостоятельное чтение двух абзацев.
Беседа после знакомства с текстом:
-Для чего вам предложена долька апельсина? (пример видимых глазу клеток, не видно только строение самой клетки)
А вот ещё примеры форм растительных клеток:
Ребята, сформулируйте вывод, что такое клетка:
Клетка – живой организм: дышит, питается, растёт, размножается делением на новые клетки, выполняет разную работу и приобретает разные свойства, умирает.
- рассмотрите рисунок на стр. 22 (разные клетки – костная, нервная, мышечная клетка, клетки эпителия).
- в группах пообщайтесь, и определите, что общего в их строении. Какие есть отличия.
Прочитайте текст и дайте определение понятия «Ткань».
- клетки, имеющие одинаковое строение, собранные вместе и выполняющие одинаковую работу.
5. Итог урока:
-Что узнали?
- Что произвело наибольшее впечатление?
- Что хотели бы узнать?
Игра «Экзаменаторы». Она проводится инди¬видуально или по группам. Учащимся предлагается, используя учебник или дополнительную литературу, подгото¬вить вопросы для класса по изученной теме.
Предлагаю составить простейшую модель клетки. Возьмите то, что вам понадобится ( На столе разнообразные предметы, среди которых дети выберут целлофановый пакет и горошину)
6. Оценивание и домашнее задание:
Качественная оценка работы в группе.
По желанию, можете подготовить сообщения об учёных и их исследованиях раскрывающих причины роста любого организма, объясняющих связь жизни клетки с образом жизни человека.
7. Рефлексия

Рекомендуем посмотреть:

Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края

Похожие статьи:

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Урок по русского языка во 2 классе. Родственные слова
Опубликовано: 6 дней назад (26 ноября 2016)
Просмотров: 49
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!