Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий отчётного концерта фортепианного отделения ДШИ

Сценарий отчётного концерта фортепианного отделения «От классики к современности».
Автор: Костюхина Анастасия Владимировна, преподаватель в МБОУ ДОД ДШИ №1 г. Димитровграда
Предлагаю вашему вниманию сценарий отчётного концерта отделения фортепиано по теме «От классики к современности» (учащиеся классов 2-7 ДШИ). Данный материал будет интересен учителям музыки, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, преподавателям ДМШ и школ искусств. Данное мероприятие направлено на закрепление знаний, воспитание эстетического вкуса.
Сценарий концерта:
Добрый вечер дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас на отчетном концерте фортепианного отделения. Представьте себе, что у нас есть фантастическая машина времени и пространства, на которой мы сможем отправиться в любую точку планеты. Итак, садимся в машину…
Мы приземлились в 17 веке. Эпоха Барокко.
(показываем слайды эпохи барокко)

Архитектура Барокко выделяется пышностью декора, лепных украшений.

Одежда этой эпохи очень красочна и живописна.
Мужчины носили белые сорочки, украшенные кружевами, камзол, галстуки в виде огромных бантов. Панталоны – узкие, доходили до икр, где завязывались лентами. На ноги одевали чулки с узорами, туфли на каблуках с бантами. Мужчины ходили в париках, которые пудрили.
Женские костюмы отличались широкими юбками, пышными рукавами.
Основной музыкальный инструмент – орган,

также широко распространен клавесин.

Для музыки характерно изобилие украшений. Основной инструментальный жанр - концерт.

Высшим выражением эпохи Барокко в области музыки считают музыку Иоганна Себастьяна Баха. У него было много детей, для которых он сам сочинял музыку. Его жена – Анна Магдалена помогала ему переписывать ноты. Ведь в ту эпоху не было ни ксероксов, ни компьютеров, ни даже электричества. Сохранились 2 тетради Анны Магдалены Бах. Давайте послушаем несколько из них:
Менуэт – слово менуэт означает «маленький шаг». Происходит от медленного сельского хороводного танца 15 века, позже утратил свой народный характер и стал придворным танцем. Черты менуэта: церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок, изящные мелкие шаги.
1. Послушаем Менуэт И.С.Баха соль мажор.

А сейчас прозвучит другой танец 17 века – бурре (от французского слова набивать, колотить). В старину на вечеринках люди любили демонстрировать свои профессии в танцах. Французские дровосеки не были исключением. В качестве танцевальных па они демонстрировали особый тип прыжков, помогавшим им уминать хворост. Их танец называли Бурре. Танец возник в 16 веке тоже как народный танец, его танцевали в деревянных башмаках – сабо. А в 17 веке бурре стал придворным танцем. Движения стали изысканнее.
2. Звучит Бурре И.С. Баха.

«Маленькие прелюдии» написаны Бахом со скромной целью: быть упражнениями для учеников. Бах сам занимался воспитанием своих детей, часто он сочинял для них прямо на уроке. Так появились маленькие прелюдии. Прелюдии были вступлением к хоралу, фуге, сюите. А у Баха они становятся самостоятельными произведениями.
3. Послушаем Прелюдию фа мажор. Это ликующая, торжественая музыка.

Томазо Джованни Альбинони — итальянский композитор и скрипач эпохи барокко.
Самое его известное произведение - Адажио, которое достигло такой степени знаменитости, когда его исполняют на разных инструментах, используют в фильмах, телепрограммах. Адажио часто исполняется во время траурных церемоний и столь же популярно, как «Траурный марш» Шопена. В этом произведении композитор нам рассказывает о гармонии, любви, вечности.
4. звучит Альбинони «Адажио»

И вот мы опять включаем нашу машину времени и перемещаемся в другую эпоху. Эпоху Классицизма (что означает - образцовый).

Архитектуре эпохи классицизма характерно многочисленные колонны, строгая организованность. Основные музыкальные жанры - опера, соната, симфония.

Женский костюм эпохи классицизма: юбка драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Платья также начинают подпоясывать поясом чуть выше талии. Волосы начинают завивать в локоны, в моду входят шляпы.

Мужской костюм эпохи классицизма выглядел так: вместо кафтана - фрак. Манжеты на рубашках становятся уже. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой.
Волосы теперь зачёсываются назад и собираются на затылке в пучок. В моду входят шляпы, галстуки.
Высшим достижением эпохи классицизма в музыке стало творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Вольфганг Амадей Моцарт – играл на скрипке, органе, клавесине. Был гениальным ребенком. В 4 года написал свое первое произведение, в 6 лет вместе с отцом и сестрой совершил концертную поездку по Европе. Дети произвели сенсацию, они играли для вельмож и даже для королевской семьи. Его отец – Леопольд Моцарт сам занимался музыкальным воспитанием детей. Он писал для них пьесы, которые вошли в сборник Леопольда Моцарта. Туда же он вписывал произведения юного Моцарта. Сейчас прозвучат 2 менуэта из этого сборника. В те времена менуэт был самым распространенным и популярным танцем. Слушая менуэты, можно представить себе как кланяются кавалеры, а дамы грациозно приседают в реверансах.
5. Послушайте менуэт Моцарта ре минор.
6. Менуэт фа мажор.
Музыка Моцарта загадочна и доступна. Ее очарование делает нас мудрее.
40 симфония – одно из самых популярных произведений Моцарта. Трепетная, выразительная, как бы молящая мелодия главной темы. Побочная партия – мечтательная, меланхолическая.
7. Послушаем отрывок из симфонии №40.

А сейчас мы с вами переместимся в эпоху романтизма (19век). От слова роман – странное, фантастическое.
Посмотрите на здания этой эпохи. Вместо простоты архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу.

Изменился и стиль одежды. Мужской костюм состоит из рубашки (более прилегающей со стоячим воротником или воротником на пуговицах) длинные брюки (светлых тонов), жилет (ярких или контрастных цветов), узкий фрак, сшитый в талию, галстук и цилиндр. Верхней одеждой служило пальто или длинный плащ. Узкие туфли. Волосы завивают.
Женская мода: Талия у платьев спускается на свое естественное место, рукава расширяются. Возвращается корсет. Изменились и дамские прически, они стали более сложными, помимо накладных локонов, их стали дополнять ленты, цветы. Наиболее популярными головными уборами были капоры.
Туфли носили без каблуков или на очень низком каблуке. Обязательным дополнением дамского костюма были перчатки и зонтик, веер.
Яркие представители эпохи романтизма в музыке: Григ, Сен-санс, Шуман, Чайковский, Глинка.

Эдвард Григ – норвежский композитор. В его цикле из 6 пьес «Поэтические картинки» впервые заметны национальные черты.
8. Послушаем «Поэтическую картинку №1»

Детские альбомы (или альбомы пьес для детей) заняли большое место в мире музыки. Детский альбом – своеобразная информация о жизни ребенка.

Роберт Шуман – написал свой альбом в подарок дочери, ко дню рождения. Послушайте пьесу из этого альбома.
9. «Смелый наездник»

Петр Ильич Чайковский свой детский альбом написал для любимого племянника Володи Давыдова. Чайковский очень любил детей, мог часами с ними возиться, играть.
Сейчас прозвучат 2 пьесы из этого альбома
Тихо-тихо — тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла ноги промочила,
Шею шарфом не закрыла.
Непослушная такая,
А теперь лежит больная

В мелодии слышаться стоны, мольба.

10. «Болезнь куклы»
«Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался по дому, по комнатам
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками …»

11. «Игра в лошадки»

У Чайковского есть еще один цикл пьес «Времена года», где каждому месяцу года соответствует пьеса.
12. Послушайте «Апрель - подснежник»

Полька (Половинный шаг) – чешский народный танец. Ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу.
13. Послушаем польку Михаила Ивановича Глинки.


Машина времени переносит нас в современную эпоху.

Изменился ритм жизни, облик городов, костюмы людей. Изменился ритм и гармония музыки.
Современный композитор часто обращается к созданию пьес-картинок, в названии которых уже раскрывается содержание.
Современный композитор Сергей Слонимский (тоже как и Чайковский) написал детский альбом. Послушайте 2 пьесы из этого альбома:
14. «Мультфильм с приключениями»
Отгадайте, какой сказочный герой говорил: «"Я кровожадный, Я беспощадный, Я злой разбойник…»

15. «Марш Бармалея»

16. Вольфензон «В Древней Руси»
Здесь можно услышать и скрип пера монаха, и звон церковных колоколов.


Яркий портрет персонажа татарских сказок – шурале – лешего можно услышать в пьесе Ключарёва Александра Сергеевича «Леший».

Шурале – это низкорослое, горбатое существо. С длинными, тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и рогом на голове. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей из табуна и катается на них, пока они не упадут замертво. Герои сказок обманывают шурале, защемив ему пальцы в щель дерева.

17. Ключарев «Леший»

Вот и подошел к концу наш концерт-путешествие.
Давайте еще раз поблагодарим аплодисментами его участников и их преподавателей. Всех участников попрошу выйти на сцену… для вручения грамот и совместной фотографии.
Спасибо за внимание. До новых встреч

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника "Посвящение в первоклассники" в музыкальной школы Урок-концерт, 4 класс фортепианного отделения Биография Гнесиной Юбилейный концерт детского музыкального ансамбля. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий мероприятия «Посвящение в музыканты» для учащихся младших классов ДМШ и ДШИ

Опубликовано: 674 дня назад (5 февраля 2015)
Просмотров: 7918
Рубрика: Без рубрики
+9
Голосов: 9
Скромный гость # 5 февраля 2015 в 13:26 +1
Интересный замысел и реализация. Я думаю, что зрителям скучно не будет.
Алсу # 5 февраля 2015 в 14:05 +1
Очень интересно и познавательно. Спасибо
Галина Каримовна Дорофеева # 5 февраля 2015 в 19:38 +4
Здравствуйте, Анастасия Владимировна! С помощью такого увлекательного путешествия Вы открываете волшебный мир музыки и зрителям, и участникам концерта. Столько интересной информации, замечательные слайды, лучшие образцы классической музыки выдающихся русских и зарубежных композиторов - все это воспитывает художественный вкус, обогащает духовный мир детей. Спасибо Вам, примите мой голос!
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 21:06 +1
Галина Каримовна, спасибо большое за комментарий
Надежда Леонидовна Макарова # 5 февраля 2015 в 20:25 +2
Анастасия Владимировна! Спасибо за приглашение. Интересный материал как по содержанию, так и по оформлению. Удачи! Голос!
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 21:09 +1
Надежда Леонидовна, спасибо большое за комментарий
Александр # 5 февраля 2015 в 20:56 +2
Про эпоху Барокко написано познавательно, и слайды подобраны хорошо!
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 21:07 +1
Спасибо
нина # 5 февраля 2015 в 21:36 +3
Понравилось подача материала: интересно и познавательно. Хорошая находка про машину времени, она позволила скомпоновать музыкальный материал. Слайды помогают ярче раскрыть содержание. Хороший получился концерт.
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 21:38 +1
спасибо
Елена Андреева # 5 февраля 2015 в 21:40 +3
Дорогая Анастасия Владимировна,сценарий вашего концерта - это глубоко продуманная форма общения со взрослыми и детьми. Яркие образы исторических эпох и стилей, сказочные персонажи и незамысловатые поэтические картинки должны заинтересовать юных зрителей. Гениальная музыка, архитектурные творения, взятые во временном контексте, будут пробуждать у людей философские размышления о прошлом и современности, о красоте нашего мира и великой силе искусства!
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 21:57 0
Спасибо Вам большое
Владимир # 5 февраля 2015 в 21:47 +1
Здравствуйте Анастасия Владимировна! С удовольствием путешествовал с Вами по различным эпохам. Интересные и яркие слайды, знакомство с интересной информацией. С радостью отдаю Вам свой голос.
Татьяна Петровна Цуканова # 5 февраля 2015 в 21:48 +3
Анастасия Владимировна, спасибо за приглашение на Удивительный, замечательный отчетный концерт. Мне,как зрителю, было интересно, познавательно, любопытно! Некоторые мелодии знакомы с детства, и они всплывают в памяти, оживляя картинки. Работа очень хорошая, а концерт зависит от исполнителей! (По оформлению работы могут быть замечания, т.к. нет цели, задачи, и фотографии разного размера). Но это Ваша дебютная работа, и в целом очень полезная и интересная. Творческих успехов Вам! Мой голос. С уважением Т.П.
Анастасия Владимировна Костюхина # 5 февраля 2015 в 22:00 0
Спасибо большое,Татьяна Петровна, в будущем учту все ваши замечания
Константин # 5 февраля 2015 в 21:58 +1
Замечательный сценарий! Отлично подобраны и музыка, и иллюстрации. Находка с машиной времени очень понравилась(ещё бы в будущее попасть))!
Cвета # 6 февраля 2015 в 20:43 +1
Вы большая молодец! Все было очень интересно и познавательно!
Анастасия Владимировна Костюхина # 6 февраля 2015 в 20:45 0
Спасибо
Бочкарева В.П. # 10 февраля 2015 в 17:57 +3
Анастасия Владимировна! Вы просто большая молодец! Я в восторге от вашего увлекательного путешествия в мир музыки.Очень много интересной, познавательной информации, замечательные слайды, большая находка про машину времени.Ваша работа очень важна для воспитания подрастающего поколения в мире искусства.Желаю вам дальнейших творческих успехов в работе. Спасибо. Примите мой голос.С уважением В.П.
Анастасия Владимировна Костюхина # 10 февраля 2015 в 19:34 0
Спасибо большое
Любовь Николаевна Яблокова # 10 февраля 2015 в 21:37 +3
Позвольте высказать свое мнение о данном сценарии, как участнику, зрителю и слушателю этого концерта. Анастасия Владимировна подошла к данному мероприятию не как к обычному и рядовому концерту, а творчески. С большим интересом околдованные музыкой и великолепными слайдами зрители-слушатели могли в полной мере прочувствовать музыку разных эпох, стилей и композиторов. Маленькие исполнители, впрочем как и взрослые (преподаватели, концертмейстеры)увидели новые образы исполняемых ими произведений. Анастасия Владимировна, так держать! Ждем новых концертов-презентаций.
Анастасия Владимировна Костюхина # 11 февраля 2015 в 07:34 0
Спасибо, Любовь Николаевна, будем стараться!!!
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 февраля 2015 в 10:26 +3
Уважаемая Анастасия Владимировна! С большим вниманием и удовольствием прочитал ваш сценарий отчётного концерта отделения фортепиано. Проделана большая работа, подобран интересный познавательный материал для детей и взрослых. Сочетание таких видов искусства как музыка, живопись, архитектура, слово активизирует внимание подростков, влияет на их восприятие и духовное развитие. Учащиеся более полно представляют стили разных эпох - от барокко до наших дней - в мировой художественной культуре. Очень важная, сложная и благодарная тема в методической работе учителей. Дальнейших творческих поисков!
Анастасия Владимировна Костюхина # 15 февраля 2015 в 10:40 0
Спасибо, Валерий Григорьевич!
Марина Николаевна Лысенко # 31 июля 2015 в 00:19 +2
Уважаемая Анастасия Владимировна! С большим интересом и удовольствием познакомилась с Вашим сценарием отчётного концерта. Полностью согласна с мнением Валерия Григорьевича. Вы молодец. Удачи Вам и творческих успехов.+1
Тамара Борисовна Вершинина # 10 марта 2016 в 23:19 0
Анастасия Владимировна! Очень важно, чтобы слушатели в полной мере могли почувствовать музыку композитора той или иной эпохи. Для этого надо знать историю страны, где он жил и творил, каким было его детство, семья, образование, культура и искусство того времени - всё это поможет услышать музыку особым внутренним слухом, настроиться на душевную работу во время исполнения произведения. Думаю, что ваш сценарий концерта и есть погружение в мир красоты и чувства. Желаю вам дальнейших творческих успехов и поисков в этом направлении. Примите мой голос.
Татьяна Николаевна Бунтури # 25 марта 2016 в 09:24 0
Здравствуйте, Анастасия Владимировна! Очень интересный и познавательный сценарий, шикарные иллюстрации, замечательный подбор музыкального и поэтического материала. Я думаю, что именно в такой интегрированной форме деятельности у детей будет как нельзя лучше сформировано комплексное представление об эстетике других эпох. Важно, что в сценарии чётко прослеживаются межпредметные связи. Спасибо за актуальный материал! Мой голос Ваш.