Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Исследовательская работа, 1 класс на тему: Снег

Исследовательская работа "Ах, снег - снежок... "
Автор: Воронцова Анна, ученица 1 класса МБОУ «Вознесенская СШ»
Руководитель: Воронцов Андрей Васильевич, учитель географии МБОУ «Вознесенская СШ» Приморского района Архангельской области
Описание: В данной работе исследуются некоторые факты про снег. Материал будет полезен учителям начальных классов для работы на уроках окружающего мира.

Введение.
Мы живем на севере нашей большой страны. С ноября по апрель в городах и селах лежит снег. Этой зимой было очень много снега, невероятная красота, не так ли? Давайте посмотрим вокруг. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Снег – самый яркий признак зимы.
Где и как рождается снег?
Снег – это твердые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде скопления ледяных кристаллов (снежинок) [3].
Он образуется, когда температура воздуха равна или ниже 0°C, и в воздухе присутствует достаточное количество влаги.
Водяные пары поднимаются высоко над землёй, туда, где очень холодно. И там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки – шестиугольные кристаллики. Но это ещё не те снежинки, что падают на землю. Они ещё очень малы. Кристаллик всё время увеличивается и становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются. Они собираются хлопьями и падают на землю.
А каковы же основные свойства снега?
Цель нашей работы: исследовать, что такое снег и изучить его свойства.
Для выполнения этой цели мы поставили ряд задач:
• Узнать, что такое снег и как он образуется;
• Узнать, почему снег скрипит;
• Определить чистоту снега;
• Изучить пользу снега.
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: свойства снега.
Методы исследования:
1. Изучение литературы;
2. Метод наблюдения;
3. Проведение анкетирования (Приложение 1);
4. Проведение опытов.
Гипотеза: снег скрипит под ногами, чистый и сохраняет тепло.

Методика и объем выполненных работ.
Хруст снега.

Мы узнали, что каждая снежинка похожа на маленькую звёздочку. Если мы наступаем на снег, веточки в ледяных снежинках ломаются. Так при разламывании многих снежинок образуется хруст и скрип.
Наблюдая за этим свойством, мы определили, что скрип снега слышен при температуре ниже – 2°С. Выше этой температуры хруст не слышен.
Температура - Хрупкость
-15° и ниже - Высокая, звук скрипящий
-2° - Средняя, звук слышен
от 0° и выше - Не скрипит, звук исчез
Интересно, что снег скрипит сильнее в холодную погоду. Почему так происходит? Мы узнали, что в холод снег сухой, твердый и рыхлый, а в оттепель снег влажный и липкий. Проведем опыт на бумажной модели снежинки.
Нам потребуется вода и бумажные снежинки.
1. Первые два листочка – это модели мокрых снежинок, такие они бывают в теплую погоду. Опустим листочки в тарелку с водой и оставим намокать.
2. Вторые два листочка – это модели сухих снежинок, такими они бывают в морозную погоду.
3. Теперь «послушаем» снежинки. Разорвем листочки «сухих снежинок». Звук хорошо слышен и трескуч. Разорвем «мокрые снежинки» – звук неслышен.

Исследование чистоты снега.
Рассмотрим снег: по цвету, он белый, а так ли он чист как кажется?
Мы решили проверить чистоту снега. В пластиковые стаканчики набрали снег из различных мест: 1 – у дома, 2 – в парке, 3 – у дороги. После того как снег растаял, сравнили чистоту воды и сделали вывод.
Первое, что бросилось в глаза, – вода, получившаяся из снега, выглядела совсем не чистой. Грязнее всего снег, взятый около дороги. В стаканчике мы увидели песок, волоски, опилки и грязь. Но и у дома он не был чистый, в нем мы обнаружили следы пепла. Это можно объяснить тем, что у нас дома печки, и когда мы их топим, то на снег вылетают частицы пепла. Чище всего снег оказался в парке, в котором зимой никто не ходит, но и там мы обнаружили частицы песка или пепла.

Польза снега.
Снег, покрывающий землю, подобен одеялу: сам по себе он тепла не дает, но препятствует потере тепла земной поверхностью, уменьшает промерзание почвы и способствует лучшему сохранению растений [1].
Если внимательно рассмотреть снежинки, то можно заметить, что между отдельными снежинками имеются промежутки, которые заполнены воздухом. Воздух между снежинками плохо проводит тепло и не дает теплу уйти от земли.
Действительно ли снег «согревает» все живое в морозы? Мы проделали такой опыт: в две баночки налили холодной воды. Вынесли их на улицу. Температура воздуха была - 8ºС. Одну баночку оставили на воздухе, вторую закрыли крышкой и закопали в снег. Через некоторое время мы проверили их и увидели, что вода в баночке стоящей на улице замерзла, а та, что была зарыта в снег, даже не покрылась льдом.
Снег не дал замерзнуть воде, значит, он защищает растения и землю от мороза, хоть сам и холодный.

Выводы.
В процессе работы я узнала, что снег – это чудесная явление нашей планеты. Снег – это красота зимнего пейзажа. Снег – это хорошие, устойчивые урожаи. Он пушистый, искрящийся, дарит нам радость.
Таким образом, наша гипотеза частично подтвердилась. В ходе нашего исследования мы убедились, что снег хоть и холодный на ощупь, но при этом сохраняет тепло. Под снежным покровом растения не замерзают. Весной снег растает, и почва впитает в себя много воды. Из-за этого растения будут расти быстрее и лучше. Снег оказался полезным. Этот факт знают большинство учащихся начальной школы – 88%.
Узнали на опытах, что снег не всегда скрипит под ногами. Это свойство снега зависит от температуры и погоды. 82% детей, по результатам нашей анкеты, знают это свойство снега.
Сухой снег в морозную погоду скрипит под ногами громко, а влажный или мокрый снег в теплую погоду почти не скрипит. Потому что лучики снежинок звонко ломаются при низких температурах. При малом морозе они, вероятно, более гнутся и слипаются, т.к. влажные.
Снег белый и кажется чистым, но 94% учащихся считают, что это не так, и они правы. Снег на наших улицах часто бывает грязный, хоть и кажется чистым.
Мои друзья любят зиму и в анкете они предложили, что можно сделать из снега. Все любят лепить снеговика, многим нравится строить замки и горки, играть в снежки, кататься на санках.
Я тоже люблю зиму. Я катаюсь на лыжах, папа делает рядом с домом горку, с которой очень весело кататься. Иногда, в теплую погоду мы лепим снеговиков и играем в снежки, можно даже рисовать на снегу. Ведь гулять на свежем воздухе зимой – это не только полезно, но и интересно.

Список литературы:
1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. – Л.: Гидрометеоиздат, 1982.
2. Детская энциклопедия «Я познаю мир». – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.
3. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Сост. Карпов Г.В. – М.: Педагогика, 1981.

Приложение 1.
Анкета.

1. Как ты думаешь, снег чистый? ДА/НЕТ
2. Всегда ли хрустит (скрипит) снег? ДА/НЕТ
3. Полезен ли снег для природы? ДА/НЕТ
4. Что можно сделать из снега (несколько вариантов)

Рекомендуем посмотреть:

Урок отчет по проектно-исследовательской деятельности, 1 класс Творческий проект на тему: Осень в 1 классе Исследовательская работа в 1 классе Рецензия руководителя на исследовательскую работу ученика 1 класса
Участник №27 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 августа 2016 года
Опубликовано: 2918 дней назад (29 апреля 2016)
Просмотров: 21082
+6
Голосов: 6
Марина Павловна Князькина # 30 апреля 2016 в 09:16 0
Очень хорошая познавательно-исследовательская работа. Молодцы!
Елена Борисовна Жданова # 2 мая 2016 в 06:56 0
По опыту знаю, что чем раньше привлекаешь ребенка и научной работе, тем больших результатов он добьется за школьные годы, принося бонусы себе и своему руководителю. Поздравляю вас с хорошим началом, главное - не останавливайтесь на достигнутом и поищите более необычные и редко встречающиеся темы для исследований!
Оксана Михайловна Жидикина # 18 мая 2016 в 00:27 +1
Здравствуйте, Андрей Васильевич. Исследовательская работа оформлена грамотно, в соответствии с требованиями сайта. Спасибо за познавательный материал. Интересно, последовательно, в доступной форме изложен материал. Под Вашим чутким руководством, надеюсь, в свет выйдет ни одна ещё работа учащихся. Желаю творческого успеха и победы в конкурсе. Примите мой голос №5. +1
Татьяна Михайловна Кравченко # 7 июня 2016 в 15:38 0
Здравствуйте. Очень понравилась Ваша работа. Интересная тема и грамотно подобран материал. По своему опыту в исследовательской деятельности знаю, что очень сложно заинтересовать ребёнка, а ещё сложнее раскрыть тему исследовательской работы в полном объёме. У Вас это получилось очень хорошо.