Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе по теме "Вулканы"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе
Тема: Вулканы
Цель: Знакомство воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: Расширить знания детей об окружающем мире; познакомить с новыми словами «лава», «пемза», «жерло», «магма», «кратер»; активизировать речь детей; развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, фантазию и воображение; воспитывать интерес к окружающему миру, к опытно – экспериментальной деятельности.
Оборудование: макет вулкана, сода, уксус, моющее средство, воздушный шарик, пемза, пластилин, камешки, ёмкости с водой.
Предварительная работа: сделать макет вулкана из пластилина, намазывая его на бутылку, надуть воздушный шарик.
Ход работы:
В дверь кто – то стучится. Входят два воспитанника в белых халатах с чемоданчиком.)
Экспериментаторы: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Экспериментаторы: Мы – маленькие экспериментаторы. Пришли к вам, чтобы показать небольшой опыт.
Воспитатель: А что вам нужно для проведения опыта.
Экспериментаторы: Не переживайте, у нас всё с собой: сода, уксус, моющее средство.
(«Экспериментаторы» показывают опыт на макете вулкана, сделанном из небольшой бутылки, намазанной пластилином.)
Экспериментаторы: Мы познакомим вас с процессом извержения вулкана. Это – вулкан. Насыпаем внутрь соды, добавим моющего средства, нальём уксус. Вулкан «проснулся».
Воспитатель: Изливающаяся из вулкана жидкость называется «лавой». А откуда появляется лава при извержении настоящего вулкана?
(Дети высказывают свои мнения)
Воспитатель: Глубоко под землёй очень высокая температура, поэтому вещества там находятся в жидком состоянии, эти вещества называются магмой, под давлением она устремляется вверх, найдя слабые места земной поверхности.
(Воспитатель показывает опыт с маленьким воздушным шариком.)
Воспитатель: Посмотрите, в кулаке я держу воздушный шарик, я на него надавливаю, и он пытается вырваться из кулака между пальцами, так же и магма стремится выбраться наружу через трещины земной поверхность Магма, вырываясь на поверхность, застывает, и образуется вулкан.
Канал, по которому поднимается магма, называется жерлом. Кратер – углубление на вершине вулкана. Обычно это гигантская воронка на вершине конуса вулкана.
Физкультминутка:
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)
Воспитатель: Лава – это часть магмы, которая вырывается на поверхность. Изливаясь, лава сжигает всё на своём пути, постепенно застывает. Застывшая лава очень богата полезными ископаемыми и минералами. Это пемза - кусочек застывшей лавы.
(Воспитатель раздаёт детям пемзу, они исследуют её.)
Воспитатель: Какая она на ощупь?
Дети: Она шероховатая.
(Воспитатель раздаёт детям камешки, они сравнивают их с пемзой.)
Воспитатель: Какие на ощупь камни?
Дети: Они гладкие.
Воспитатель: Сравните по весу камешек и пемзу. Что вы можете сказать?
Дети:Камешек тяжёлый, а пемза лёгкая.
Воспитатель: Что можете сказать о внешнем виде?
Дети:Пемза имеет дырочки, а камни - нет.
Воспитатель: Отпустите пемзу в воду, я отпущу камни, что вы наблюдаете?
Дети:Пемза не тонет, а камни тонут.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Дети:Камни тяжёлые, а пемза лёгкая, так как в ней есть дырочки, наполненные воздухом.
Воспитатель: Правильно, в пемзе есть поры, в которых находится воздух, поэтому пемза лёгкая и не тонет.
Воспитатель: Видели ли вы, где применяют пемзу?
(Дети делятся своими мыслями.)
Воспитатель: Благодаря её шероховатой поверхности, пемзу применяют в удалении грубой кожи на пятках, в шлифовке деревянных изделий, измельчив, её используют в изготовлении лекарств и моющих средств, так как в её составе много полезных ископаемых. Мы её с вами тоже сегодня используем - для выполнения поделки.
(Воспитатель раздаёт пластилин)
Воспитатель: Я вам предлагаю смастерить любую вещь или какое – то животное, прилепляя к пемзе недостающие детали из пластилина.
(Практическая работа)
Воспитатель: Что нового вы узнали о вулкане?
Что вы узнали о пемзе?
Что вы смастерили? Расскажите о своей поделке, назовите её.
(Дети отвечают на вопросы, презентуют свои работы).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по экологии в старшей группе Конспект НОД для детей с ОНР в старшей группе. Лесные жители Конспект открытого занятия. НОД «Чтение художественной литературы» в старшей группе детского сада Конспект интегрированной НОД в старшей группе
Сценарий мероприятия "Путешествие в страну сказок"
Опубликовано: 220 дней назад (29 апреля 2016)
Просмотров: 412
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Галина Александровна Буцая # 30 апреля 2016 в 07:55 0
В подборе темы для занятия Вы неординарны- детей сразу привлекает необычное и это надолго Практически на всю жизнь остается в их памяти.Думаю, с этими эффектными зрелищами на Вашем занятии будет тоже самое. Продолжайте удивлять детишек и дальше!
Марина Павловна Князькина # 30 апреля 2016 в 09:06 0
Вы большой молодец! Мне понравился конспект.
Наталья Алексеевна Аверина # 3 мая 2016 в 08:55 +1
Конспект на 5!!! Обогащение словаря на высоком уровне)
Ирина Михайловна Портнова # 5 мая 2016 в 22:40 0
Интересный и увлекательный конспект занятия в стиле исследования. Детям нравится все необычное и зрелищное. Этим вы надолго удерживаете интерес детей к занятию и, соответственно у детей будут прочные знания об этом явлении природы. Спасибо. Голос!
Асхат Талгатович Алишев # 12 мая 2016 в 18:15 0
Материал прекрасный.нужный, глубинный.Очень богатый народный словарь.Взят большой объем знаний.Хотелось бы увидеть графу-оборудование занятия-а в ней Это же дети-увиденное запомнится лучше услышанного!