Конкурсы для педагогов и детей

Полиэтническое образование школьников на основе изучения русской литературы и русского языка

СТАТЬЯ «ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И РУССКОГО ЯЗЫКА»
Автор: Кудосова Анжела Фанисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Описание материала: статья полезна для учителей русского языка и литературы, применяющих полиэтнический материал на уроках русского языка и литературы.

Ввиду стремительного роста цивилизации перед школой стоит трудная и важная задача – воспитать школьника  с активной гражданской позицией, основанной на любви к Родине, к тому месту, где ты родился и живешь, к истории своего края, к его культуре, традициям и литературе. Ведь развитие новых технологий часто приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями и традициями народа, теряет все нити любви.

В связи с этим полиэтническое воспитание, осуществляемое в учебно-воспитательном процессе, влияет на  формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий.

Я думаю, что литература, как учебный предмет, способствует полиэтническому воспитанию, так как не только дает систему знаний по искусству художественного слова, но и воспитывает  личность, способную участвовать в диалоге культур.

Татарстан – многонациональный регион России, где представлены более 200 национальностей, распространены 2 мировые религии и более тысячи религиозных объединений. Федеральный государственный компонент предоставляет прекрасную возможность изучать особенности национальной культуры на основе творчества отдельных поэтов и писателей. Учителя привлекают полиэтнический материал на уроках литературы в процессе изучения биографии отдельных писателей и их произведений, в обзорных лекциях о литературной и общественной жизни эпохи. Например, «Устное народное творчество  народов Поволжья», «Казань литературная», «А.С. Пушкин и литературные умы Казани» и др.

Найти материал о писателе, чье творчество связаны с близким для школьника краем – это значит глубже понять писателя как человека и «художника» произведений («Жизнь и творчество чувашского поэта П.П. Хузангая», «Литературные сыны Алькеевского района» и др.).

Полиэтническое воспитание также актуально и на уроках русского языка. Одним из видов такой работы является сочинение по картине, которое приобщает школьников к прекрасному, учит понимать и ценить искусство художников разной этнической группы. Предлагаю вашему вниманию несколько тем для таких уроков: «Сочинение-описание действий по картине Михаила Кузнецова «Такса», «Сочинение «Люби и береги природу» на основе картины Шамиля Нигмата «Тишина», «Сочинение-описание внешности по картине Шамиля Нигмата «Портрет Фатыймы апа», «Сочинение – письмо «Как я провел лето» на основе картины Фарида Суркова «Лето» и др.

Таким образом, используя материал о культуре других народов, мы внесем свой вклад в воспитание личности, уважающей любую нацию и имеющую представление об особенностях ее культуры.

Рекомендуем посмотреть:

Памятка для написания сочинения-рассуждения Конспект урока-игры по русскому языку для 7-9 класса Конспект урока чтения в 7 классе школы VIII вида Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева "Белогрудка"

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 9 класса

Опубликовано: 991 день назад (21 марта 2014)
Просмотров: 1006
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Любовь Сергеевна Новоселова # 19 сентября 2015 в 16:17 +1
Здравствуйте! Поздравляю с первой работе на сайте. Мне очень понравилась Ваша работа. С удовольствием ставлю свой первый голос. Желаю дальнейшей работы на этом сайте. v