Конкурсы для педагогов и детей

Социально - психологические тренинг. Ребенок и его развитие

Социально – психологический мини – тренинг для родителей «Ребенок и его развитие»
Автор: Торчинова Анжела Эльбрусовна, заведующая отделом социальной педагогики, педагог дополнительного образования, МАОУ психологический Центр диагностики и консультирования «Доверие», г. Владикавказ
Пояснительная записка.
Детско-родительские отношения и их влияние на жизнь ребенка трудно переоценить. Родительское внимание и любовь формируют личность ребенка и играют важную роль в социализация. Родители дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремится быть похожим на них. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Групповые методы работы с родителями интересней, чем индивидуальные, поскольку родители получают бесценный опыт. Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других», и тем самым как объективно посмотреть на свое поведение. Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые являются следствием представлений об отношениях ребенка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации.
Основная цель тренинга — гармонизация детско-родительских отношений в семье и профилактика семейного неблагополучия. Социально – психологическое просвещение родителей связано с развитием практических умений и навыков в области воспитания детей и возрастной психологии. Во время тренинга у родителей есть возможность получить теоретическую информацию по определенной теме, возможность практически отработать приобретенные знания, получить обратную связь как со стороны социального педагога, так и со стороны родителей, что дает возможность увидеть проблему с разных позиций.
Другие цели тренинга:
• Познакомить родителей с особенностями детей, находящихся на разных возрастных этапах.
• Познакомить родителей с возрастными кризисами детей
• Научить менять способы обращения с ребенком по мере его роста.
• Научиться выявлять причины и проявления отставания от возрастных норм
Задачи тренинга:
1. Способствовать установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства родителя с ребенком.
2. Развитие умений эффективной коммуникации у родителей при разрешении проблем с ребенком.
3. Способствовать изменению внутрисемейных стереотипов в процессе взаимодействия родителей с детьми.
4. Развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми.
Программа тренинга разработана для родителей, имеющих детей разного возраста. Желательно, что бы оба родителя принимали участия на занятиях в тренинге. Форма работы с родителями – групповая. Основной принцип набора в группу – добровольность и желание помочь своей семье и своему ребенку. Число участников группы: 7 - 14 человек.
Для успешной реализации целей и задач тренинга работа на занятиях строится с опорой на следующие принципы организации социально-психологического тренинга:
1. Правило «здесь и теперь»: обсуждать чувства, которые испытывает в данный момент, т.к. только через актуальные переживания, через групповой опыт человек может познать себя.
2. Правило искренности: говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех которые бы успокоили участника тренинга, оправдали ли, наоборот обидели. Если давать партнерам обратную искаженную обратную связь, то это может полечь за собой формирование ошибочного мнения, как о себе так и о других.
Желаемые результаты:
В результате тренинга родители должны:
• Понять, что важно сохранять контакт с собственным детством и использовать его для понимания чувств ребенка.
• Получить представление об этапах возрастного развития.
• Иметь представление о трудностях и преимуществах каждого возраста.
• Осознавать свои слабые стороны и уязвимые места как воспитателей детей разных возрастов.
• Понимать роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
• Развить умения распознавать и удовлетворять потребности детей разного возраста.

Содержание тренинга:
1. Вступительная часть.
2. Разминка «Имя и движение»
3. Новорожденность и младенчество.
Упражнение «Потребности ребенка».
4.Обращение с младенцами.
Упражнение «Волшебные шары»
5.Ранний возраст. Кризис трех лет
Упражнение «Да – нет»
6. Дошкольный возраст.
Упражнение «История игрушки»»
7.Младший и средний школьный возраст
Упражнение «Необитаемый остров»
8.Подростковый возраст.
Упражнение «Подросток. Какой он?» Мозговой штурм.
Упражнение «Восковая палочка»
Упражнение «Рыбка в сети»
9.Юность.
Упражнение «Кем бы я хотел быть?»
Упражнение «Путешествие в прошлое»
10.Обратная связь.
11.Завершение.
Упражнение «Добро»

Материалы для тренинга:
флипчарт
кнопки;
карточки;
ручки, фломастеры;
бумага для записей;
два контрастных маркера (черный и красный).

Периодизация развития(демонстрируется на проектор)
Принято следующее деление:
0 - 1 месяц — новорожденность;
1 месяц — 1 год — младенчество;
1 год — 3 года — ранний возраст;
3 года — 7 лет — дошкольное детство;
7 лет — 12 лет — среднее детство (младший и средний школьный возраст);
12 лет — 16 лет — подростковый возраст;
16 лет — 21 год — юность.
1. Вступительная часть:
Здравствуйте. Я рада видеть вас у нас, в нашем замечательном Центре «Доверие». На нашем тренинге мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь позитивно думать и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие вопросы, освоить эффективные средства общения. Но для начала, мы с вами познакомимся. Итак, меня зовут Анжела.
2. Разминка Упражнение «Имя и движение
Участникам легче прочувствовать свою принадлежность к группе, когда они могут задействовать свое тело. Именно такая возможность и предоставляется им в этом упражнении. Также оно помогает участникам в начале зна¬комства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе самым необычным и фантастическим способом.
Участникам нравится, что вся группа повторяет их жесты. По мере разви-тия игры желание постоять в центре круга и "запечатлеть" свое движение в группе становится все более сильным. На какое-то время каждый участник становится режиссером, по воле которого действуют все осталь¬ные. При этом они не только запоминают имена друг друга, но и получают прекрасную возможность посмеяться.
«Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом». Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого другой участник произносит свое имя и делает еще одно, уже другое, дви¬жение. И снова все вместе повторяют. Все говорят хором его имя, и все повторяют его движение. Первым упражнение делает педагог.
3. Период развития «Новорожденность и младенчество»
Упражнение «Потребности ребенка».
Цели упражнения: Прояснение представления участников о потребностях — физических и эмоциональных — ребенка данного возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.
• Младенцы — это бессловесные человеческие существа, которые имеют и накапливают опыт. Они абсолютно беспомощны и зависимы от взрослых. Для младенца мир представлен руками и телом матери. Рождение — это полная перемена условий существования, испытание и потрясение, уравновесить которое мо¬жет только хорошая забота и близость матери.
• Характер младенца формируется не под влиянием каких-то отдельных событий, а как результат повседневной заботы о нем. В этом возрасте формируется базовое доверие либо недоверие к миру, которое становится основой жизненной позиции. Человек обычно не осознает, в чем причина его «черного» или «светлого» восприятия жизни, и с трудом способен изменить свои взгляды.
• Общение со взрослым имеет абсолютную значимость для младенца. Известно, что новорожденные и дети первого года жизни, лишенные общения со взрослыми, сильно отстают в психическом развитии и могут даже умереть, несмотря на хорошую заботу об их физических нуждах (эффект «госпитализма»).
• Брать ребенка на руки, качать его и играть с ним, разговаривать, смотреть в глаза и улыбаться ему так же важно, как и кормить его.
• Младенчество оканчивается в тот момент, когда ребенок овладевает ходьбой и речью, приобретает способность самостоятельно перемещаться в пространстве и становится активным в общении.
Родителям предлагается рассказать о том, кто как просыпается утром, ответив на следующие вопросы:
Ваша реакция на звонок будильника?
Первые чувства при пробуждении, насколько вам оно приятно? Легко ли вам вставать? Как бы вы хотели быть разбуженным?
Можете ли вы представить, что вы проснулись от того, что вас вытаскивают из кровати за голову щипцами?
Что бы вы испытали, если бы вы собрались выходить из дома, а стены прихожей вдруг начали «ходить ходуном» и, сжимаясь, выпихивать вас наружу?
Как вы переносите попадание в новое место (смена работы, учебы, попадание в больницу) — когда происходит утрата привычной обстановки и возникает физическая зависимость от незнакомых внешних условий?
Самые неприятные ощущения (звуки, запахи, смена питания и т. д.)?
Неприятные чувства (зависимость, неизвестность, вынужденные отношения с незнакомыми людьми, «злые няньки»)?
Необходимо сказать родителям, что все эти переживания являются лишь бледным отражением того, что переживает новорожденный. Необходимо подчеркнуть, какое огромное значение имеет не только забота о физических потребностях, но и эмоциональное тепло, проявляемое к ребенку.
4. Обращение с младенцами.
Упражнение «Волшебные шары».
Цели: Понимание того, что качество физического обращения в младенческом возрасте создает чувство безопасности и доверия либо недоверия к миру.
Нескольким добровольцам предлагается побыть в роли «младенцев». Можно попросить их сесть на ковер, обняв колени, и закрыть глаза.
Остальные члены группы по двое-трое садятся около них с двух сторон и, мягко прикасаясь, все время ориентируясь на невербальное выражение «удовольствия/неудовольствия», осторожно обнимают и начинают медленно покачивать «младенцев» из стороны в сторону, постепенно увеличивая амплитуду движения и все больше принимая на руки вес тела «младенцев».
При этом те, кто качает «младенцев», тихо произносят фразы: «Как хорошо, что ты есть», «Мы здесь для тебя», «Здорово, что ты девочка (мальчик)», «Здравствуй».
Постепенно амплитуда движения начинает уменьшаться до полной остановки.
В целом упражнение предлагается выполнять 3—4 минуты. Упражнение следует проводить таким образом, чтобы «младенцы» не видели тех, кто будет выступать в роли «взрослых». При наличии времени участники малых групп могут поменяться ролями, чтобы все могли побыть в роли «младенцев».

Обсуждение.
Спросить родителей, которые были в роли «младенцев», о чувствах, которые они испытывали, когда их держали и качали.
Попросить тех, кто был в роли «взрослых», описать чувства, которые они испытывали, когда качали своих «младенцев».
Сказать группе, что уверенность в благожелательности мира и чувство благополучия связаны для младенца с физическим обращением.

5. Ранний возраст. Кризис трех лет.
Упражнение «Да-нет»
Цель: Прояснение конструктивной роли сопротивления, связи между умением уважать чужие границы и отстаивать свои.
Попросить родителей встать в круг. Пусть один из родителей повернет голову направо и, глядя своему соседу справа в глаза, произнесет: «Да». Тот, в свою очередь, поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: «Нет». Следующий, глядя на своего партнера справа, произносит: «Да» — и т. д., пока круг не замкнется. Затем все, кто говорил «да», делают шаг вперед, образуя внутренний круг, и поворачиваются лицом к тем, кто остался во внешнем круге. Таким образом, образовались пары «да» — «нет», стоящие лицом друг к другу, и два круга — внутренний и внешний. Теперь людям в парах нужно поднять руки и приложить ладони к ладоням партнера. Задача внутреннего круга — говоря «да» и нажимая ладонями, вырваться вовне. Задача внешнего круга — говоря «нет», удерживать ладонями натиск.
Упражнение выполняется 1—2 минуты, затем партнеры меняются ролями: те, кто был в роли «да», становятся «нет», и наоборот.
Обсуждение.
Спросить участников: легко ли им говорить «нет»?
Спросить, что было для них труднее в этом упражнении — удерживать или вырываться?
Что вызвало наибольшее удовольствие и что - дискомфорт по ходу обоих упражнений?
Что значит, по мнению родителей, «отстаивать себя и свои ценности» и как это соотносится с «полюсами»: «пассивная беспомощность» — «бессмысленное упрямство».
Попросить родителей привести примеры жизненных ситуаций, когда важно умение говорить «нет». Обратить их внимание на то, что в три года ребенок учится сопротивлению, и задача родителей — научить его делать это адекватно.

6. Дошкольный возраст.
В этом возрасте ребенок начинает много играть со сверстниками, любит компании взрослых и детей. Предпочитает коллективные игры с правилами и ролевые игры в «жизненные ситуации» («дочки-матери», «больница», «магазин», «школа» и т. д.). Умеет выражать свое недовольство не ударами и криками, а словами и просьбами. Задает очень много вопросов (возраст «почемучек»). К 6 годам его активный словарь составляет 2000 слов, он знает основные цвета и геометрические формы, способен схематично нарисовать фигуру человека, домик и т. д.
Это возраст, когда закладывается основа совести и моральной ответственности. Главное для ребенка в это время — быть активным и значимым членом своей семьи. Он усваивает семейные ценности, и они становятся приоритетными.
Дети стремятся помогать по дому и с удовольствием делают домашние дела вместе со взрослыми. Они уже много понимают в человеческих отношениях, ориентированы на сочувствие, их трудно заставить, но с ними легко договориться.
Мышление детей этого возраста носит «магический» и «эгоцентрический» характер. Ребенок замечает причинно-следственные связи, но может путать причину со следствием («ветер дует, потому что деревья качаются»). Желаемое в его восприятии пока еще преобладает над действительным, бурно и не всегда контролируемо работает фантазия. При этом ребенок видит себя как центр происходящих вокруг событий, и, если происходит какое-то несчастье, ребенок склонен рассматривать себя как его причину (развод родителей или смерть — «я виноват, я не был хорошим ребенком и они меня покинули», «я толкнул свою сестренку, а она потом умерла», «я злился на бабушку, а она потом заболела»).
Основная задача личностного развития — формирование инициативы. В благополучном варианте, когда ограничения взрослых разумны и последовательны, а наказания не приводят ребенка в ужас, инициативность добавляет к достигнутой на предыдущей стадии автономности качества предприимчивости, планирования и способности «атаковать» задачу из желания испытать себя. Если наказания непредсказуемы и подавление инициативы носит тотальный характер, основной мотивацией в деятельности становится избегание неудач, а поведением управляют зависть к активным сверстникам и непреодолимый страх проявить себя.
Упражнение «История игрушки»
Цель: Дать понять родителям, насколько восприятие реальности связано с внутренним состоянием самого человека. Любой предмет сам по себе нейтрален. Значение, которое мы ему придаем, всегда субъективно.
Предложить участникам осмотреть помещение и выбрать какую-то игрушку или другой предмет, который покажется им особенным. Попросить их представить себе, что это не обычная игрушка (предмет), а вещь с «историей», известной только им. Попросить их составить короткий рассказ про этот предмет, отвечая на следующие вопросы:
Что это за игрушка (предмет)?
Есть ли у нее имя? Почему она такая, какая есть?
Из чего и как она сделана?
Откуда она взялась?
Каково ей быть такой, какая она есть?
Что хорошего в этой игрушке (предмете)?
Зачем она нужна?
Что больше всего требуется этой игрушке (предмету)?
Что бы она сама хотела?
На выполнение этого задания им даются 10 минут.
Обсуждение
Спросить родителей: каково сейчас их отношение к предметам (игрушкам), которые они описывали? Воспринимают ли они их теперь как что-то «свое»? Легко ли им будет расстаться с этими игрушками или они хотели бы какое-то время подержать их у себя?
Обратить внимание родителей на то, что предмет сам по себе нейтрален и значение, которое мы ему придаем, в особенности эмоциональные характеристики, носит характер проекции, т. е. приписывания нашего внутреннего содержания объекту, который начинает представлять (символизировать) какую-то часть нашего внутреннего мира.
Напомнить им, что дошкольный возраст — это время, когда дети очень активно играют с игрушками и очень привязываются к ним. Игрушки перестают быть просто предметами для детей и превращаются в особого рода «друзей», которых дети могут любить так, как если бы они были живыми.
Спросить участников, понимают ли они теперь, что игрушки — это очень серьезно для ребенка.

7. Младший и средний школьный возраст.
Цели: Прояснение представления участников о потребностях — физических и эмоциональных — ребенка данного возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.
Школа — это выход в широкую социальную действительность, семья становится базой для совершения путешествий вовне. Ребенок вступает в самостоятельные отношения с детьми и взрослыми в процессе социально значимой и социально оцениваемой деятельности — учения. Раньше его любили просто за то, что он есть, теперь на отношение к нему влияют его достижения.
В жизни ребенка появляются новые авторитеты («...а учительница сказала...»). Он начинает соотносить семейные ценности с социальными ценностями более широкого порядка. Постепенно у него формируется иерархия ценностей и мотивов поведения.
Самооценка приобретает более реалистичный характер.
Мышление развивается от конкретно-интуитивного в словесно-логическое. К 12 годам завершается формирование коры головного мозга, мыслительные возможности ребенка становятся потенциально равными возможностям взрослого. Дети в этом возрасте еще очень доверяют взрослым, в первую очередь родителям. Они ориентируются на оценку взрослых, стремятся заслужить похвалу, делятся важными переживаниями и секретами.
Это возраст действия, поиска твердых и однозначных убеждений, когда особое значение в межличностных отношениях приобретают кооперация и справедливость.
Основная задача развития в личностном плане — формирование трудолюбия. Если раньше игра ребенка подчинялась принципу удовольствия, то теперь принцип работы учит его удовольствию от целесообразного завершения своего труда, который связан с усилиями. В неудачном варианте результатом школьного опыта становится чувство неполноценности. Если ребенок в отчаянии от своей неспособности справиться с учебными задачами или с отношениями со сверстниками, это приводит к отказу от деятельности и отторжению от своей группы, сопровождающимся чувством несостоятельности и неадекватности.

Упражнение «Необитаемый остров».
Родителям предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себя на необитаемом острове, вообразить природу этого острова, ближайшие окрестности. Какие там деревья? Есть ли там вода? Какие там животные и птицы? Какой климат на этом острове? Какое над ним небо? Хорошо ли им в этом месте? Сколько времени они хотели бы пробыть там в одиночестве? Готовы ли они принять у себя на острове гостей и кого бы они согласились позвать в первую очередь? Если на разных концах острова расположены два дома, с кем из своих родственников или друзей они хотели бы поселиться в одном доме? Кого пригласили бы на остров, но поселили бы отдельно? Кого не пригласили бы совсем?

8. Подростковый возраст.
Цели: Прояснение представления участников о потребностях - физических и эмоциональных — ребенка данного возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.
Упражнение «Подросток: какой он» Мозговой штурм.
Цель: Создание обобщенного и эмоционально насыщенного портрета подростка.
Взять два контрастных маркера — черный и красный. Предложить группе выполнить мозговой штурм: каждый участник должен дать хотя бы одно определение в одно слово, отвечая на вопрос: «Подросток: какой он?».
Определения, которые даются участниками, записывайте на лист в разных направлениях, но таким образом, чтобы надписи пересекались между собой в центре листа. Поочередно используйте разные маркеры.
В результате этой работы на листе появится «ежик» из слов.
Спросить участников, какие эмоции вызывает у них эта картинка.
Отметить, что ее угловатость и противоречивость является наглядной иллюстрацией особенностей подросткового возраста.
Упражнение "Восковая палочка"
Цели: Упражнения направлены на активное групповое и межличностное взаимодействие.
Попросить одного родителя встать в центр круга (если группа большая, кругов и добровольцев может быть несколько). Сказать родителю, что он — «восковая палочка», чья задача — закрыть глаза и начать падать в любую сторону, сохраняя прямое положение тела (они «палочки», а не «макаронины»). Задача участников, стоящих вокруг добровольца, — аккуратно подхватывать его и возвращать в центр круга. На выполнение упражнения отводится 3 - 4 минуты, но время может варьироваться в зависимости от пожеланий добровольца.
Рекомендации:
• Следить за тем, чтобы участники не «перебрасывали» «палочку» друг другу, а все время возвращали ее в центр.
• Важно, чтобы «палочка» сохраняла прямое состояние тела. Иначе ее трудно будет поймать, и она может упасть.
• Направление падений и характер движения определяется самой «палочкой».

Упражнение «Рыбка в сети»
Попросить родителей образовать 4-5 пар.
Вызвать одного добровольца.
Попросить родителей, находящихся в парах, встать лицом друг к другу.
Попросить их переплести руки следующим образом: один партнер правой рукой берется за кисть своей левой руки, левой рукой берется за кисть правой руки второго партнера; второй партнер точно так же своей правой рукой берется за кисть своей левой руки, а левой рукой берется за правую кисть партнера. В результате получается прочный квадрат из кистей рук.
Просить пары очень плотно встать рядом друг с другом, соприкасаясь плечами. Их переплетенные руки при этом образуют своеобразное «ложе».
Пары опускаются на корточки. Родитель – доброволец укладывается на переплетенные руки лицом вверх и закрывает глаза.
«Сеть» поднимается, пары встают прямо в полный рост.
Одновременно поднимая и опуская переплетенные руки, они могут покачать «рыбку вверх-вниз, из стороны в сторону, покружить на месте, поносить по помещению и т. п.
На выполнение упражнения отводится 3—5 минут.
Заканчивается упражнение следующим образом: «сеть» медленно и плавно опускает «рыбку» на пол, и, когда «рыбка» уже лежит на полу, участники мягко размыкают руки.
Обсуждение
Спросить у родителей, что приятного и неприятного было в роли «восковой палочки» и «рыбки». Спросите, было ли чувство единения у подхватывающей стороны в обоих упражнениях.
Обратить внимание группы на то, как возникало чувство доверия и удовольствия от физического контакта.
Подчеркнуть, что индивидуальность и сплоченность как феномен общения особенно ярко проявляются в подростковом возрасте.

9. Юность.
Цели: Прояснение представления участников о потребностях — физических и эмоциональных — ребенка данного возраста. Осознание участниками, какое количество времени и сил от них потребует забота о ребенке данного возраста.
Упражнение «Кем бы я хотел быть?»
Цели: Помочь понять слушателям, насколько важны в юношеском возрасте поддержка и понимание взрослых, а не подавление. Подчеркнуть, как важно для взрослых не путать разумное руководство с давлением.
Раздать родителям по листку бумаги и ручки.
Попросить их письменно в режиме индивидуальной работы ответить на 3 вопроса:
1. Кем вы хотели быть в юности, была ли у вас мечта?
2. Нравится ли вам ваша работа?
3. Назовите 3 вида деятельности, в которых вам было бы увлекательно попробовать свои силы. Кем бы вам хотелось побыть, если бы это было возможно, что испытать?
Попросить высказаться кого-либо из тех, кому в большой степени удалось воплотить свою мечту, и кто испытывает от этого удовлетворение.
Спросить, есть ли в группе кто-то, кто до сих пор сожалеет о том, что по каким-то причинам (например, родители не позволили) не смог стать тем, кем хотел. Если такой человек есть, попросите его сказать о своих чувствах. Уточнить, собирается ли он сделать что-нибудь, чтобы реализовать это желание, или предпочитает жалеть о несбывшемся.
Сказать родителям, что в юношеском возрасте вопрос самоопределения — один из главных, и поддержка взрослого в это время очень важна. Молодому человеку может просто не хватить опыта и знаний для правильного выбора. С другой стороны, излишнее давление может привести к тому, что он не найдет свой путь.

Упражнение «Путешествие в прошлое»
Цель: Достичь лучшего понимания участниками проблем детей путем «погружения» в собственное детство.
Сказать, что вы хотите, чтобы каждый родитель мысленно вернулся в свое детство. Объясните: чтобы добиться этого, надо сначала постараться расслабиться.
Попросить родителей закрыть глаза, медленно дышать, прислушиваясь к собственному дыханию, и, когда они почувствуют, что начинают расслабляться, попросите их мысленно отправиться в любой отрезок времени своего детства. Это может быть счастливое или грустное время.
Попросить их представить себе картинку своего детства. Задайте им приведенные ниже вопросы. Старайтесь не засыпать их вопросами, а делайте небольшую паузу после каждого вопроса. (Делайте это упражнение медленно, чтобы у участников была возможность побыть со своими воспоминаниями.)
Сколько вам лет?
Где вы находитесь?
Какие люди вас окружают?
Что вы делаете?
Какие вы слышите звуки?
Какие запахи вы ощущаете?
Какие чувства вы испытываете?
Чего вы больше всего боитесь?
Чего вы с нетерпением ожидаете?
Побудьте с вашими воспоминаниями.
После последней фразы сделать паузу и дать группе минуту на то, чтобы поразмышлять в тишине. Постепенно вернуть группу в настоящее, твердым голосом объявив: «А сейчас постепенно вернитесь в настоящее, откройте глаза!» (Проверьте, все ли открыли глаза. Если нет, то твердо и громко повторить: «Откройте глаза!».)
Спросить родителей, все ли с ними в порядке. Сказать им, что у них могут быть разные чувства, как приятные, так и неприятные, могут ожить глубокие, иногда неприятные, воспоминания, и это нормально.
10. Обратная связь.

11. Завершение тренинга
Ритуал прощания: Упражнение «Добро»
Давайте, приложим левую руку к своему сердцу и мысленно положим часть тепла нашего сердца в ладонь. Протянем ее в круг, смыкая, как можно ближе, все руки. Мы держим на вытянутых руках тепло наших сердец. Давайте правыми руками перемешаем энергию наших сердец, создавая одно светило. А теперь каждый может взять в пригоршню часть того, что у нас получилось, и поместить в свое сердце. Теперь у каждого из нас есть тепло всех. Почувствовали? Протянем обе ладони в круг и сомкнем руки. Хором скажем «До скорых встреч!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Мастер-класс для родителей детского сада. Старшая группа Сценарий тренинга с родителями, учителями и учениками 11 класса Игровой тренинг для родителей в детском саду. Подготовка детей к школе

Похожие статьи:

Психологический тренинг для педагогов

Отношения в семье и болезни детей

День открытых дверей в школе раннего развития. Сценарий | Сценарий выпускного утренника в школе раннего развития
Опубликовано: 798 дней назад (29 сентября 2014)
Просмотров: 4652
+5
Голосов: 5
Резеда Сиреневна Микляева # 30 сентября 2014 в 15:44 +1
Здравстуйте, Анжела Эльбрусовна! С большим удовольствием прочитала ваш материал. Несмотря на серьезность заданной темы, читается он очень легко. Данная статья будет интересна воспитателям, педагогам, родителям. Предложенные вами упражнения помогают заглянуть во внутренний мир ребенка. Я, как мама двух детишек (годик и шесть лет), почерпнула для себя много интересного и нового. Примите мой голос!
Анжела Эльбрусовна Торчинова # 30 сентября 2014 в 19:15 0
Спасибо за отзыв, Резеда!Очень приятно!
Ольга Владимировна Толстова # 1 октября 2014 в 08:32 0
Все очень подробно описано, интересно, полезно знать не только педагогам, но и родителям, как преодолеть кризисы в любом возрастном периоде ребенка, тогда будет возникать меньше проблем с воспитанием, наступит гармония между ребенком и родителями.
Анжела Эльбрусовна Торчинова # 1 октября 2014 в 09:12 0
Спасибо,Ольга Владимировна за отзыв!
Любовь Анатольевна Судьбина # 1 октября 2014 в 10:06 +1
Анжела Эльбрусовна, интересную разработку Вы представили нашему вниманию. С одной стороны - хорошо, что представлены все возраста, с другой, как правило - интересует то, что ближе, т.е. возраст своего дитяти, хотя сейчас много семей, где уже трое деток, так что ваш тренинг, несомненно, пригодится и воспитателям и педагогам дополнительного образования, и учителям начальной школы, поэтому Ваша разработка послужит им ориентиром. Возможно, было бы неплохо сослаться на литературу, где бы коллеги посмотрели "расширение" на каждый конкретный возраст и применили, адаптировав к своей работе. Разработка оформлена грамотно, логично, достаточно подробно и содержательно.
Спасибо и успехов! +1
С уважением Л.А.
Татьяна Юрьевна Брюшинина # 2 октября 2014 в 08:13 +1
Очень нужный и интересный тренинг! Я как раз занимаюсь сейчас сбором информации для работы с родителями. Ваша работа мне в этом направлении очень понравилась, и без сомнений, пригодится. Работа с родителями должна в первую очередь заинтересовать их, быть в тоже время полезной, и не мало важно при этом -лаконичной. Ваша разработка отвечает всем этим параметром. Ценный труд вы проделали, благодарю за него, так же благодарю что такую полезную информацию разместили для всеобщего пользования. Желаю удачи в вашей работе!
Алена Николаевна Комкова # 8 октября 2014 в 14:44 +1
Здравствуйте. Спасибо за вашу статью,прочла с удовольствием. Данная тематика актуальна в наше время. Многие родители не достаточно осведомлены о возрастных особенностях своих детей, что несомненно, является "минусом". Ведь от развития психического и физического зависит будущее наших детей. В вашей работе хорошо раскрыты особенности разных возрастов, возможные кризисы и методы их преодоления. Советую прочесть заботливым и внимательным родителям!
Надежда Николаевна Бузыкина # 27 октября 2014 в 13:57 0
Здравствуйте уважаемая Анжела Эльбрусовна! С большим интересом ознакомилась с представленным Вами материалом. Затронутая Вами тема очень актуальна, так как многие родители интересуются возрастными особенностями ребенка, и им интересна данная тема. Вами затронуты все возрастные периоды, что свидетельствует о том, что данный социально-психологический тренинг будет интересен родителям. Предложенные Вами упражнения, несомненно, помогут родителям узнать особенности детей разных возрастных периодов, научат их менять способы общения с ребенком по мере его взросления, что несомненно будет способствовать гармонизации детско-родительских отношений в семье и профилактики семейного неблагополучия. С уважением Надежда Николаевна.
Людмила Владимировна Туманова # 6 ноября 2014 в 12:30 0
Здравствуйте! С удовольствием прочла ваш материал. Это действительно важный и нужный материал, ведь практически каждый день мы сталкиваемся с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Мне понравилась подборка игр и упражнений- они действительно помогут "окунуться" в разные ситуации и их прочувствовать. Я люблю использовать медитативные техники - это к упр.Путешествие в прошлое. Еще очень люблю в тренингах использовать прием игрового моделирования проблемных ситуаций- очень хорошо помогает родителям "въехать" в проблему и найти правильное решение. Спасибо! Удачи!
Юлия Николаевна Алексеенко # 9 ноября 2014 в 13:01 0
Анжела Эльбрусовна! Ваш тренинг очень нужен учителям. Разработка оформлена грамотно, логично, достаточно подробно.
Спасибо и успехов! Применю на практике.
Светлана Ивановна Данилова # 9 ноября 2014 в 14:59 0
Здравствуйте. Тренинг интересен, тема актуальна. Упражнения можно применять и в других видах деятельности.Хорошо обозначены цели и задачи.По содержанию-очень объемный материал. Может быть, целесообразнее было бы по каждому периоду провести отдельный тренинг для взрослых, имеющих детей такого возраста. Думаю, что это бы повысило их мотивацию и способствовало бы более глубокой проработке темы. Не совсем понятно, сколько времени занимает такой тренинг. Спасибо.
Светлана Геннадьевна Семина # 23 ноября 2014 в 14:32 0
Добрый день,Анжела Эльбрусовна! Вы охватили очень большой аспект отношений между родителями и детьми. Эта тема будет всегда для нас самая актуальная. Не секрет, что сейчас участились случаи суицида среди детей, поэтому. если родители будут обращаться к психологам за помощью, вникать в круг интересов детей, чувствовать эмоциональную среду, помогать и поддерживать их в сложных ситуациях, возможно, все вместе мы сможем преодолеть эту тенденцию. Большое спасибо Вам за разработку тренинга, очень много содержательного материала и практических упражнений, чувствуется позитивный эмоциональный настрой на сотрудничество.Я обязательно буду использовать на родительских собраниях некоторые элементы тренинга.
Светлана Ивановна Данилова # 25 ноября 2014 в 21:52 0
Здравствуйте. Приглашаю Вас оценит мою работу. Спасибо.
Людмила Васильевна Бузина # 28 ноября 2014 в 11:07 0
В последнее время очень актуальная тренинговая работа - меня крайне интересует. Дети очень живо откликаются на подобные тренинги. Я считаю их наиболее результативным видом деятельности. Но к сожалению, мы обычные педагоги (без образования психолога) не имеем право ими пользоваться. Поэтому беру вашу работу на заметку только для себя, как мамы, бабушки... есть над чем подумать. Очень понравились сами упражнения. Даже мне было бы крайне интересно в них участвовать, особенно приятно последнее - разойтись с добром в руках... Мне было интересно, спасибо.
Анна Георгиевна Римская # 14 апреля 2015 в 13:17 0
Добрый день, ознакомилось с Вашей работой, Вы большая молодец, материал очень интересный и познавательный. Дети это наше, и только благодаря нашим усилиям они сформируются общественно значимыми личностями. А именно такие специалисты как Вам им в этом и помогут. Большое Вам спасибо. Успехов.