Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Отчет о работе городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ за учебный год

Отчет о работе городского методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Ельца за 2014 – 2015 учебный год.
Автор: Геращенко Анжелина Викторовна.Музыкальный руководитель.
Место работы: МАДОУ детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка» г. Ельца Липецкой обл.
Отчет о работе городского методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Ельца за 2014 – 2015 учебный год.
Методическая тема ГМО в рамках внедрения ФГОС:
«Повышение компетентности музыкальных руководителей в области современного музыкального образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».
Цель: повышение профессионального мастерства музыкальных руководителей ДОУ в условиях перехода на новые Федеральные государственные образовательные стандарты.
Задачи:
1.Повышение информационно-методических компетенций педагогов ДОУ в вопросах внедрения ФГОС дошкольного образования.
2.Освоение педагогами ДОУ нового содержания образования, новых эффективных технологий и методов педагогической деятельности, средств обучения и внедрение их в практику работы.
3.Формирование мотивации педагогов на совершенствование (преобразование) своей деятельности.
Для реализации данных задач были запланированы следующие методические объединения по темам:
1.«Проектирование и реализация содержания образовательной программы ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Развитие вокальных навыков дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов".
2. «Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС».
3. «Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013
№ 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя внёс этот документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности.
Музыка теперь представлена в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
По утверждению специалистов, дошкольный возраст – сенситивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. «Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь».
В процессе планирования заседаний ГМО использовались разнообразные формы работы: круглый стол, презентация из опыта работы, семинар- практикум, включающие в себя просмотры открытых мероприятий, выставки дидактических пособий, методической литературы, отчеты из опыта работы.
В течение 2014-2015 уч. г. прошло три заседания ГМО музыкальных руководителей ДОУ г. Ельца:
I. 02 декабря 2014г.
Присутствовало 30 человек.
Место проведения: МБДОУ № 46 «Дружные ребята».
Тема: «Проектирование и реализация содержания образовательной программы ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Развитие вокальных навыков дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов".
Цель: оказание практической помощи музыкальным руководителям в поиске эффективных форм инновационных методов и приемов развития певческих навыков дошкольников.
II.10 февраля 2015г.
Присутствовало 28 человек.
Место проведения: МБДОУ № 26 «Елочка».
Тема : «Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС».
Цель: создание условий для укрепления психического и физического здоровья посредством приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям и танцевальному искусству.
III.15 апреля 2015 г.
Присутствовало 29 человек.
Место проведения: МБДОУ №12.
Тема: «Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Цель: развитие художественных способностей, творческого потенциала и межличностного взаимодействия детей в процессе театральной деятельности; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Результаты работы.
1 заседание городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ (декабрь 2014).
Форма проведения: круглый стол.
2 декабря 2014 года в МБДОУ детский сад комбинированного вида
№ 46 «Дружные ребята» состоялось заседание городского методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Ельца на тему: «Проектирование и реализация содержания образовательной программы ДОУ в условиях внедрения ФГОС. Развитие вокальных навыков дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов".
Цель: оказание практической помощи музыкальным руководителям в поиске эффективных форм инновационных методов и приемов развития певческих навыков дошкольников.
1. Музыкальный руководитель МБДОУ № 46 «Дружные ребята»
Сакулина Е.А. представила участникам круглого стола музыкальное занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Путешествие по осеннему лесу» с использованием ИКТ.
Музыкальные руководители приняли активное участие в обсуждении занятия. Анализируя ОД, педагоги отметили, что программные задачи соответствовали возрасту, были все выполнены, структура занятия была соблюдена, создание игровой ситуации помогло раскрыть художественно-творческий потенциал детей, раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Эстетическое оформление музыкального зала соответствовало тематике ОД, использование мультимедийной установки при показе слайдов «Картины осени» активизировали детей в высказываниях о характере музыки П.И.Чайковского; также педагоги отметили эмоциональность, доброжелательность музыкального руководителя и детей.
На занятии логопедической группы «Путешествие по осеннему лесу» через интеграцию различных областей образовательной деятельности
( художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие) решались музыкальные, психолого-педагогические и коррекционные задачи.
В качестве ведущих методов музыкально-сенсорного воспитания выступали наглядно-зрительный и наглядно-слуховой методы в сочетании со словесным. Дети с заданиями справились успешно, но не было анализа в конце занятия, дети не высказались о том, что им понравилось, какие задания вызвали затруднения.
Были даны рекомендации использовать в певческой работе с детьми здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, речевая игра, валеологические песенки– распевки, фонопедические упражнения В.Емельянова для укрепления хрупких голосовых связок детей, учитывать природный тип голоса: высокий, средний, низкий. Пение в удобной, соответствующей голосу ребенка тесситуре помогает развивать чистое, естественное, красивое исполнение. Рекомендовано активнее использовать новинки музыкального материала.
2. В следующей части заседания ГМО музыкальным руководителем
Бех Е.Г. (МБДОУ д/с №21) было представлено сообщение на тему «Музыкальное развитие ребёнка в контексте введения ФГОС ДО.
ФГОС ДО. Общие положения».
В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом, дизайном и творческим конструированием, т.е. стало частью художественно-эстетического развития
Основной вывод сообщения: художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребенок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом, реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где четко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
.3.За круглым столом активно решались и обсуждались вопросы по обучению дошкольников пению. С сообщением «Формирование и развитие мелодического слуха у детей дошкольного возраста» выступила музыкальный руководитель Антонова И.А.( МБДОУ д/с № 71).
Своим опытом работы в этом виде музыкальной деятельности поделилась музыкальный руководитель Нестеренко Т.Г. (д/с №40), музыкальный руководитель Шипова С.В. (д/с №14) высказала свои рекомендации по развитию вокально-певческих навыков.
Подвела итог обсуждения ОД руководитель ГМО Геращенко А.В.
Она подчеркнула, что пение – это прежде всего музыка. Оно занимает важное место в музыкальном развитии дошкольников. Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и, порой, убеждает его сильнее, чем информация, полученная другим путем. Обучение детей пению – одна из актуальных задач музыкального руководителя детского сада. К тому же это одна из самых сложных задач, требующих от нас педагогов высокого профессионализма. К сожалению, в последние годы в детских садах развитию детского голоса уделяется мало внимания. При подготовке к праздникам основной акцент ставится на постановке ярких, зрелищных номеров и разучивания эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка. Поэтому проблема формирования качественного звучания детского голоса во время пения в дошкольном возрасте очень актуальна. Затрагиваемая проблема актуальна ещё и потому, что связана с поиском новых путей эстетического воспитания ребёнка средствами музыки через самый доступный и активный вид музыкальной деятельности, каковым является пение. Систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и родителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей старшего дошкольного возраста.
4.В заключение было принято решение считать тему проведенного мероприятия актуальной, учесть замечания и рекомендовать к внедрению в работу дошкольных образовательных учреждений г. Ельца.
2 заседание городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ (февраль 2015).
Форма проведения: презентация из опыта работы.
10 февраля 2015 года в МБДОУ детский сад комбинированного вида
№ 26 «Ёлочка» состоялось заседание городского методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Ельца на тему: «Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС».
Цель: создание условий для укрепления психического и физического здоровья посредством приобщения дошкольников к музыкально-ритмическим движениям и танцевальному искусству.
1.Вниманию педагогов была представлена выставка дидактических пособий и новинки методической литературы с требованиями ФГОС для музыкальных руководителей ДОУ.
2. Музыкальный руководитель МБДОУ № 26 «Ёлочка» Мясищева О.Б.
подготовила ОД в подготовительной к школе группе «Путешествие по временам года».
Перед показом ОД музыкальный руководитель МБДОУ №26
Мясищева О.Б. поделилась опытом работы по теме «Развитие ритмопластики средствами музыкально-художественной деятельности», рекомендовала использовать современную парциальную программу «Ладушки» И.Каплуновой, цель которой - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности: плясок, игр, хороводов. Ведущий принцип программы: принцип непринужденной обстановки в процессе общения ребенка с музыкой.
ОД в подготовительной к школе группе «Путешествие по временам года» явилось подтверждением того, как целенаправленная, планомерная работа с детьми по музыкально-ритмическому воспитанию формирует у детей инициативность, находчивость, творческий подход к поставленным заданиям, развивает музыкальные способности , творческое воображение дошкольников.
Мясищева О.Б. умело подобрала музыкальный и художественный материал, представила яркую презентацию, соответствующую тематике занятия. Участники ГМО отметили взаимосвязь всех видов музыкальной деятельности, большую предварительную работу, где прослеживалась систематичность работы педагога: дети легко, непринужденно, в характере выполняли танцевальные движения, пели эмоционально, чисто, совмещали пение с движением, показали интересную танцевальную импровизацию. Музыкальные руководители отметили большую предварительную работу, насыщенность мероприятия, высокий уровень
подготовки детей, активное и грамотное участие в образовательной деятельности воспитателя подготовительной группы.
Музыкальный руководитель Мясищева О.Б. творчески отнеслась к подготовке ОД, соединив музыку, занимательный сюжет, двигательную, познавательную и игровую деятельность. Для детей был создан эмоциональный комфорт, радостная атмосфера, что способствовало их раскрепощению, активности, умению действовать самостоятельно в певческой, музыкально-ритмической деятельности, выразительно читать стихи, вдумчиво отвечать на вопросы. При обсуждении педагоги отметили, что результатом музыкально-ритмической, танцевальной, двигательной, игровой деятельности является укрепление здоровья детей, раскрытие их художественно-творческого потенциала.
Овладевая разнообразными движениями, дети с радостью передают свои чувства и понимание музыкального образа в танце, ритмических упражнениях. Педагоги обратили внимание, что был представлен новый, современный музыкальный репертуар, отвечающий программным требованиям и соответствующий возрасту детей. Яркая, веселая, ритмичная музыка помогла детям создать выразительные двигательные образы; легко, ритмично танцевать с цветами, лентами, листочками. Все перестроения, танцевальные и ритмические движения продуманы, исполнены согласованно и уверенно. Это результат систематической, целенаправленной работы музыкального руководителя, творческого взаимодействия педагогов и детей.
3. Большое значение для углубления знаний музыкальных руководителей по данной теме имели сообщение музыкального руководителя Геращенко А.В. ( МАДОУ д/с № 31) на тему : «Развитие творческого потенциала дошкольников в танцевальной деятельности» и сообщение музыкального руководителя Шарандиной И.И. (МБДОУ д/с № 46) на тему:
«Ритмопластика как средство сохранения и поддержания индивидуальности, творческого потенциала и формирования общей культуры дошкольников».
В этих сообщениях проблемная ситуация была раскрыта в полном объеме.
4.Предлагаемый обобщенный, систематизированный опыт работы
по развитию индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников посредством ритмопластики в условиях введения ФГОС, доступен в овладении любым педагогом, музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе с детьми.
3 заседание городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ (апрель 2015).
Форма проведения: семинар- практикум.
15 апреля 2015 года в МБДОУ детский сад №12 состоялось заседание городского методического объединения музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г.Ельца на тему «Театрализованная деятельность дошкольников как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Цель: развитие художественных способностей, творческого потенциала и межличностного взаимодействия детей в процессе театральной деятельности; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
1.Работу семинара открыла руководитель ГМО Геращенко А.В. Она отметила, что музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время ОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом. Таким образом, театрализованная деятельность помогает формированию у детей эстетических интересов, потребностей, эстети¬ческого вкуса, а также музыкальных и творческих способностей.
2. Музыкальный руководитель МБДОУ №12 Чукардина Е.Н. представила участникам семинара театрализованное развлечение в подготовительной к школе группе, музыкальную сказку «Дело было в лесу» Л.Олифировой.
Анализируя ОД, музыкальные руководители отметили, что организация театральной деятельности - это ответственное и трудоемкое дело. На примере работы педагогов детского сада №12 музыкальные руководители увидели прекрасную подготовку музыкальной сказки, качественное исполнение детьми всех представленных в спектакле образов. Роли были распределены с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Музыкальное сопровождение, атрибуты, декорации превратили обыкновенный зал в чудесную сказку. Дети стали непосредственными участниками театрализованного представления, во время которого в полной мере раскрылись их творческие способности.
Каждый ребенок показал свои умения в овладении мимикой, жестами, звуковой культурой речи, выразительным пением, а органичное соединение движения, музыки, игры помогло создать атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь способствовали раскрепощению детей, сделали их поведение естественным и красивым. Дети выразительно декламировали, пели, танцевали, а игра на тоновых колокольчиках музыкальной пьесы «Жил, был у бабушки серенький козлик» особенно понравилась всем педагогам.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и по¬лезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлека¬ет в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.
Театрализованное развлечение -это итог систематической, планомерной и продуктивной работы музыкального руководителя с воспитанниками детского сада.
Музыкальные руководители высоко оценили работу Чукардиной Елены Николаевны, её профессионализм, художественный вкус и творческое взаимодействие с детьми, которые покорили всех своим артистизмом, и воспитателями - активными участниками представления. Такие музыкальные руководители, как Чукардина Е.Н. являются примером для молодых специалистов.
3. Проанализировав работу Чукардиной Е.Н. и познакомившись с опытом работы на тему «Организация театрализованной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС» (МБДОУ д/с № 27, музыкальный руководитель Белых Л.Б. ), и прослушав сообщение на тему «Эмоционально-творческое развитие детей при взаимодействии музыки и театральной деятельности» ( МБДОУ д/с №41,музыкальный руководитель Гнездилова И.С.), был сделан вывод, что систематическое вовлечение дошкольников в театральную деятельность открывает перед детьми новые пути к творчеству.
4. Завершая работу семинара- практикума, руководитель ГМО
Геращенко А.В. подчеркнула, что воспитательные возможности театрализованной де¬ятельности широки; наполнение жизни ребенка творческой музыкально-театральной деятельностью развивает у него индивидуальные способности, эстетическое мировосприятие и миропонимание. Участвуя в театрализованной де¬ятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии , у них формируется ряд черт, характеризующих наличие творческих начал: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию; в нахождении новых способов решения поставленных задач; в выражении своих чувств вербальными средствами, а также при помощи различных изобразительных средств и материалов. Педагоги должны помнить, что старший дошкольный возраст- это период становления художественно-эстетического развития, которое в дальнейшем будет осуществляться в школе.
Музыкальные руководители предложили на следующий учебный год следующие темы для проведения ГМО: «Приобщение дошкольников к музыкальной классике», «Роль музыкальных дидактических игр на занятиях», «Музыкальное воспитание и укрепление здоровья детей в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии», «Интегрированные тематические занятия», «Современные технологии в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста», «Инструментальное творчество дошкольников»,
«Инновации в работе музыкального руководителя в коррекционных группах».
Вывод: все заседания ГМО в прошедшем учебном году проходили в соответствии с годовым планом работы. Основные задачи выполнены. Коллектив музыкальных руководителей вел большую работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта, по активному внедрению ИКТ в педагогическую деятельность музыкальных руководителей. Представленные методические объединения оказали действенную помощь музыкальным руководителям города в решении выше названных проблем, познакомили с новыми авторскими наработками, дали возможность обсудить увиденное, обменяться мнениями, выявили затруднения педагогов.
Подводя итоги, необходимо отметить, что ГМО является эффективной формой повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов – музыкантов, это важная ступень в обобщении и распространении передового опыта.

Рекомендуем посмотреть:

Кукольный театр в школе Отчет о работе воспитателя за год в средней группе Экологический субботник- 2018
Осенний праздник в подготовительной группе: «Осень, славная пора» | Праздник Осени в 1 младшей группе. Сценарий
Опубликовано: 3147 дней назад (6 сентября 2015)
Просмотров: 11359
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!