Конкурсы для педагогов и детей

Игровые технологии на уроках русского языка

Учимся играя
Автор: Архипова Ольга Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж, г.о. Тольятти
Описание материала: в данной статье рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка и воспитанию любви к слову и речевой культуре. Применяется для работы с обучающимися разного возраста, в том числе студентами колледжа. Будет интересна для преподавателей русского языка и литературы.
В настоящий момент  образование в нашей стране претерпевает определённые изменения. Практически каждый преподаватель стремится сделать занятие интересным, увлечь студентов своим предметом. Создаёт ситуацию успеха, способствующую творческой работе обучающихся на уроке.
Поэтому цель современного образования включает в себя создание творческого, активного человека, умеющего самостоятельно учиться, развиваться.
Внедрение инновационного подхода к обучению способствует такой организации процесса обучения, при которой занятие вызывает интерес и вместе с тем позволяет студентам усвоить программу по предмету. Понятие «инновация» стимулирует  развитие способности студента к самосовершенствованию, они сами вырабатывают решение поставленных задач, учатся работать сообща.
В процессе изучения русского языка необходимо сформировать личностные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия. Этому во многом способствует выполнение творческих заданий, работа с текстами по изучаемой специальности, элементы игры.
Повышению эффективности деятельности студентов, улучшению  результатов обучения способствуют игровые технологии, применяемые на уроках русского языка. Данная технология позволяет студентам достигнуть высоких результатов, участвовать в олимпиадах разного уровня, развивать свой кругозор.
Игровые моменты создаются посредством различных методов и приёмов, позволяющих эффективно организовать обучение.
Игра включает в себя ознакомление студентов с целю урока, знакомство с правилами игры, необходимость наличия элемента соревнования, в финале ведущий объявляет результат игры. Именно по такому принципу мною разрабатывались и проводились уроки-игры в рамках недели русского языка и литературы.  
Выбор данной технологии обусловлен повышением активности студентов на уроке, желанием одержать победу посредством применения на практике знаний по русскому языку.
Урок-игра включает в себя игровой замысел, например, обобщение знаний по теме «Морфология», игровые действия, то есть необходимость выполнения разного рода заданий, познавательное содержание, а именно, неизвестные ранее факты, оборудование, способствующее выполнению заданий, результаты данного мероприятия.
Особое значение имеет название игры, например, «Лингвистический кросс» предполагает необходимость вырваться вперёд для достижения результата. Отсюда вытекают разнообразные вопросы, задания, которые носят познавательный характер, требуют наличие определённых знаний по заявленной теме, умения применить знания на практике в необычной ситуации.
Правила игры должны быть понятны, логичны, учитывать возрастные, интеллектуальные возможности студентов. Они определяют порядок действий и поведение ребят в процессе игры. Действия, выполняемые во время игры, развивают познавательную активность студентов.
Тем не менее, любая игра должна содержать что-то новое, что не входит в основную программу по русскому языку, например, обращение к истории возникновения частей речи в русском языке. Без такого материала ига не имеет обучающей цели, не способствует решению проблемных ситуаций.
Оборудование игры может быть различным, вытекает из правил игры, позволяет студентам проявить знание ИКТ, например, создание презентаций на заданную тему.
В качестве жюри могут выступать гости урока. Это позволяет им быть не просто наблюдателями, а активными участниками мероприятия. Кроме того, это незаинтересованные люди, уважаемые участниками игры. Их слова поощрения создают дополнительный эмоциональный фон.
Конечно, элементы игры должны быть целесообразны, чаще всего их применяют на уроках обобщения и систематизации знаний, либо с их помощью проверяется усвоение той или иной темы, отрабатываются  знания и умения. Исходя из этого игры можно разделить на обучающие, контролирующие и обобщающие.
Вместе с тем, совсем не обязательно готовить и проводить урок в форме игры, можно вводить отдельные элементы, например, при изучении темы «Фразеология» студенты могут инсценировать  историю происхождения отдельных устойчивых сочетаний, попытаться угадать фразеологизм при помощи пантомимы.
Организация и проведение урока-игры включает в себя определенные требования: необходимость познания окружающего мира, открывающего простор для личной активности и творчества. Играя, студенты должны испытывать положительные эмоции, а возможность проявить себя в соревновании привлекательна всегда.
При организации игры необходимо учитывать её составляющие:
1.Подготовительный этап, включающий в себя создание сценария, обусловленного изучаемой темой. «Лингвистический ералаш» (урок-повторение)
2.Непосредственно проведение игры. Для меня привлекательны игры, в которых происходит деление на команды. Задания выполняются и презентуются сообща.
3.Обсуждение результатов игры. Выступление жюри, подведение итогов. Обсуждение успехов и поражений, связь урока с конкретным материалом.
Функции игровых технологий заключаются в следующем:
1)Тренируется и развивается память студентов, внимание, развиваются навыки речевого общения;2)формируется интерес к предмету;
3) повышается творческая активность студентов;
4) работая в команде, участники игры заинтересованы в результате, учатся прислушиваться к мнению друг друга.
В результате применения игровых технологий у студентов формируется терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление узнать новое; они учатся самостоятельно справляться с заданиями; улучшается эмоциональный фон в группе; выявляются лидеры; возникает интерес к предмету; развиваются творческие способности.
В своей работе я нередко обращаюсь к игровым формам при обобщении и систематизации изученного. На уроках русского языка не так много нового материала, ко многим темам студенты обращались ранее. Это даёт возможность проводить занятия в игровой форме без ущерба для образовательного процесса. Мною были разработаны такие уроки, как «Лингвистический кросс», «Лингвистический ералаш», проведено мероприятие «От игры к знанию». На таких занятиях студенты работают в группах, здесь важно не только знание предмета, но и умение работать в коллективе. Ребята могут проявить свои лидерские качества, творческие способности, креативное мышление. Задания подбираются и составляются с учётом жизненного опыта студентов, выбранной ими профессии, направлены на расширение кругозора.
Учебные занятия, проведённые в форме игры, позволяют изменить представление студентов об уроке русского языка, как о скучном предмете, где  основной вид работы - выполнение упражнений. Подобная форма привлекает внимание студентов к языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности. У них формируется общее представление о том, какую информацию несёт в себе слово, воспитывается уважение к языку как наследию, которое досталось от наших предков.
Проверяются знания и умения учащихся по предмету, создаются проблемные ситуации, развивается сообразительность, чувство слова.
Урок-игра помогает в игровой форме проверить не только теоретические знания, но и практические навыки учащихся, вовлечь в мероприятие студентов разных уровней знаний, способствует сплочению группы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Конспект урока русского языка в 8 классе Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 5 классе

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока по литературе в 10 классе. Русский характер в творчестве Лескова
Опубликовано: 1004 дня назад (5 марта 2014)
Просмотров: 5263
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 28 марта 2014 в 08:56 0
Ольга Сергеевна, хороший материал. Полностью согласна! Сама частенько применяю игровые технологии на уроках.