Конкурсы для педагогов и детей

Конспект психолого-педагогического занятия в 11 классе

Обучающее тренинговое занятие для учащихся 11-х классов по стабилизации психоэмоционального состояния при подготовке к экзаменам
Цель занятия: ознакомление учащихся 11-х классов с особенностями цветового восприятия и цветового воздействия на человеческий организм, способствующих стабилизации эмоционального состояния.
Время занятия: 45 минут (учебный урок).
Форма занятия: обучающий урок с элементами тренинга.
Категория участников: школьный психолог; ученики 11-х классов.
Используемый материал: апельсин; цветовые карточки; текстовой теоретический материал.
Ход занятия.
Ритуал приветствия.
Время проведения: 2 минуты.
Психолог: «Добрый день, ребята! Как известно, человек располагает пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. Сейчас, опираясь на имеющиеся анализаторы, мы с вами получим максимально полную информацию о конкретном предмете».

Упражнение «Апельсин».
Время проведения: 3 минуты.
Психолог демонстрирует ученикам апельсин и разъясняет, что задача участников, передавая данный предмет в произвольном порядке, называть по одному его конкретному признаку. Психолог начинает упражнение, по завершению работы апельсин должен оказаться снова в его руках. Важным условием этого упражнения является то, что апельсин должен побывать в руках у каждого участника. Например: «Апельсин – оранжевый; круглый; пахучий; шершавый и т.д.».

Упражнение «Окружающее пространство».
Время проведения: 4 минуты.
Психолог: «Хотя у человека и имеется пять каналов восприятия, но доминирующим является работа зрительного анализатора. 90 % окружающей информации мы воспринимаем визуально. Сейчас я прошу вас внимательно оглядеть аудиторию, в которой вы находитесь и назвать все увиденные вами предметы:
- круглой формы (например: «настенные часы; подставка под ручки; пенал и т.д.»);
- металлические (например: «ножки парт; ручки; магниты и т.д.»);
- белого цвета (например: «мел; подоконник; потолок и т.д.).

Дискуссия.
Время проведения: 3 минуты.
Психолог: «Ребята! Если проанализировать два предыдущих упражнения, то можно сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. Какие у вас есть предположения по этому поводу?».
Предположительные высказывания учеников: «Произвольное внимание»; «Восприятие окружающей информации»; «Визуализация»; «Цвет в нашей жизни».
Психолог: «Ребята, все ваши предположения имеют непосредственное отношение к теме нашего занятия. И сегодня я познакомлю вас с особенностями цветового восприятия и цветового воздействия на человеческий организм».

Упражнение «Ассоциативный ряд».
Время проведения: 5 минут.
Психолог просит двоих учеников выйти к доске, на которой уже зафиксированы два ключевых слова: «Учебный процесс» и «Подготовка к экзаменам». Задача присутствующих по принципу «мозгового штурма» высказывать собственные ассоциации, связанные с учебой в одиннадцатом классе и текущей подготовкой к экзаменам. Один ученик фиксирует на доске все предложенные варианты, имеющие отношение к учебе (например: «Учебный процесс – постоянный труд; напряжение сил и мозгов; постоянная усталость и т.д.»). После того, как завершит работу первый ученик, на доске продолжает работать второй учащийся, фиксирующий ассоциации, связанные с экзаменационным периодом (например: «Подготовка к экзаменам – нехватка времени; депрессия; апатия; усталость и т.д.»).

Введение в теорию.
Время проведения: 5 минут.
Психолог: «Опираясь на все ваши высказывания, можно сделать вывод о нестабильности на данный момент времени вашей эмоциональной сферы, о наличии негативных чувств и переживаний. Но оказывается, что краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное влияние: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье.
Как известно, цвет – это волна.  Красный цвет обладает наиболее длиной волной, а фиолетовый имеет самый короткий спектр.
Цвета делятся на основные - красный, синий и желтый, и на дополнительные - зеленый, оранжевый и фиолетовый.
Лечебное воздействие цвета связано с влиянием колеблющихся волн опреде-ленной длины на наши органы и психические центры. По мнению специалистов, механизм многих болезней обусловлен дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов. Если возвратить недостающий цвет, можно восстановить равновесие в организме.
Изучением влияния цвета на человеческий организм занимается цветотерапия. Каждый человек реагирует на определенные цвета по-разному. Каждый цвет воздействует на разных людей по-разному, в зависимости от темперамента и состояния здоровья. Есть цвета, которых мы инстинктивно избегаем, - они нас раздражают, вызывают чувство дискомфорта и беспокойства, другие цвета радуют наш глаз. Обычно мы интуитивно ищем тот цвет, в котором нуждаемся. Если утром чувствуем усталость, невольно выбираем одежду «теплых» и «живых» цветов - оранжевого, желтого или красного. Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Простейший опыт поможет понять, как на вас действуют разные цвета.
Надо повесить на окно разноцветные прозрачные полоски и смотреть
сквозь каждую по нескольку минут. Вскоре вы поймете, какой именно цвет вам особенно приятен в данный момент времени, а какой - неприятен".

Работа в группах.
Время проведения: 10 минут.
Психолог раскладывает шесть цветовых карточек (цветовой стороной вниз) по одной на две парты. Т.о. в каждой группе оказывается по 4-5 человек. После чего психолог просит участников посмотреть на карточки и озвучить представителями какого цвета они являются («красного-синего-желтого-зеленого-оранжевого-фиолетового»). Знакомя учеников с цветовой классификацией, психолог просит представителей «конкретного цвета» сначала самим интерпретировать «имеющийся» цвет. После чего озвучивается заранее заготовленная информация по данному цвету спектра. Например: «С чем ассоциируется красный цвет? Какое влияние оказывает на человека красный цвет?  - А вот послушайте, какое воздействие оказывает данный цвет на человеческий организм…».
Интерпретация цветов спектра:
красный цвет - цвет жизни, солнца, огня. Он используется для кратковременной активизации деятельности. Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности. Красный - цвет сердца, легких и мускулов; он возбуждает и усиливает эмоции. Этот цвет возбуждает нервную систему, активизирует все функции организма, на короткое время увеличивает мускульное напряжение, вызывает учащение дыхания и пульса.
синий цвет - привносит ощущение мира и бесконечности, расслабляет человека. Создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы и снижает ощущение утомления от нее. Этот холодный цвет  влияет на эндокринную систему, на релаксацию (расслабление), а также на систему защиты организма от инфекций.  Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, способствует остановке кровотечений, быстрому заживлению ран и ослаблению болей.  
желтый цвет - символизирует солнце и оказывает стимулирующее воздействие. Это цвет надежды и оптимизма, помогающий продлить хорошее настроение. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, его «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков.  Благотворно влияет на творческую деятельность. Желтый цвет воздействует на органы пищеварения и печень.
зеленый цвет - самый привычный цвет для человеческого органа зрения. Он способен в течение продолжительного времени повысить двигательно-мускульную активность, уменьшить кровяное давление, успокоить мышечные и головные боли. Зеленый цвет снимает умственное и физическое перенапряжение, дает ощущение покоя и умиротворения.
оранжевый цвет - олицетворяет радость и счастье. Он благотворно влияет на человека, находящегося в депрессивном состоянии. Это цвет здоровья. Стимулирует общительность и добродушие, создает бодрое, веселое настроение, дарит радость восприятия жизни. Этот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный срок. Оранжевый цвет используется, когда за небольшой срок надо выполнить большой объем трудной работы и в моменты значительных эмоциональных и интеллектуальных нагрузок. Он  способствует усвоению и запоминанию информации.
фиолетовый цвет - всегда ассоциируется с духовностью. Он действует на подсоз-нание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Ослабляет жизненные процессы, снижает работоспособность, успокаивает, его чрезмерное воздействие приводит к излишней сонливости и ощущению усталости. Этот цвет облегчает боли при артритах, вызывает приятные сновидения.

Упражнение-разминка «Прикоснись».
Время просмотра: 2 минуты.
Психолог просит участников быть максимально внимательными и выполнять предложенные команды. «Ребята, прикоснитесь к чему-нибудь:
- гладкому;
- деревянному;
- синему;
- холодному;
- шершавому;
- разноцветному;
- пушистому;
- теплому».

Упражнение «Моя комната».
Время проведения: 6 минут.
Психолог просит выйти к доске по одному представителю от каждой группы. Психолог: «Ребята! Представьте, что в данный момент времени, вы занимаетесь дизайном интерьеров. Ваша задача, обсудив коллективно (группой из 6 человек) разработать оптимальный вариант цветового оформления комнаты ученика выпускного класса. На обсуждение вам дается три минуты, после чего мы ознакомимся с вашим «дизайнерским дебютом».
*Пока представители инициативной группы «работают», психолог проводит с остальными участниками упражнение «Взаимосвязь».
Психолог называет ключевое словесное сочетание (например – «синий кит») и предлагается участникам группы по «цепочке» назвать собственную ассоциацию ко второму понятию и добавить еще одно определение, подходящее по смыслу так, чтобы получилось опять сочетание слов. Например: «яблоко круглое – мяч резиновый – сапоги болотные и т.д.

Рефлексивная методика «Пять пальцев».
Время проведения: 3 минуты.
Участникам демонстрируется раскрытая ладонь и разъясняется, что каждый палец олицетворяет собой определенный  показатель, характеризующий итог проделанной работы. Члены группы в произвольном порядке озвучивают информацию о себе, исходя из предложенной интерпретации.
мизинец – показатель физического состояния на данный момент времени (стабильное, адекватное, «неважное» и т.д.);
безымянный палец – показатель эмоционального состояния на данный момент времени (радостное, усталое, равнодушное и т.д.);
средний палец – показатель межличностного взаимодействия, умение работать в коллективе (желание/нежелание контактировать с окружающими; получилась ли работа в группе?);
указательный палец – показатель приобретенного опыта (приобрела что-то новое для себя, не получила никакой ценной информации, узнала кое-что ценное и т.д.);
большой палец – показатель мыслительной деятельности (каким образом повлияли полученные сегодня знания на мою мозговую активность? развитию чего способствовала полученная мной информация?).
По завершению упражнения делается вывод о результативности  проведенной работы (урока).

Ритуал прощания.
Время проведения: 2 минуты.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по психологии на тему «Речь и общение», 5-6 класс Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада Ознакомительно-обучающее занятие с учениками 4 классов по развитию различных видов памяти Оздоровительный тренажёр для дошкольных логопедических групп ДОУ

Похожие статьи:

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Круглый стол в школе по теме «Эффективные формы работы с семьей»
Опубликовано: 1008 дней назад (1 марта 2014)
Просмотров: 1858
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!