Конкурсы для педагогов и детей

Ознакомительно-обучающее занятие с учениками 4 классов по развитию различных видов памяти

Обучающее занятие с четвероклассниками по подготовке к процессу перехода учащихся в среднее звено
«Знакомство с психическим процессом – памятью».
1. Упражнение «Мое положение».
Цель: определение эмоционального состояния учащихся на момент начала занятия.
Время проведения: 3 минуты.
Психолог просит ребят в своих рабочих тетрадях изобразить вертикальную линию, имеющую начало и конец. Задача учащихся отметить «Х» свое местоположение на этой линии через призму собственного настроя на предстоящую работу. Основание линии означает «полную неготовность» к предстоящей работе; середина линии – частичная готовность; верхний конец линии – полную готовность восприятия новой информации.

2. Теоретическая часть.
Цель: познакомить учащихся с психическим процессом – памятью.
Время проведения: 6 минут.
Краткая информация о назначении памяти, ее видах, свойствах.
Одно из преимуществ человека перед другими живыми существами заключается в том, что он обладает множеством видов памяти. В своей жизни человек пользуется такими видами памяти, как: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая, двигательная, эмоциональная, кратковременная, долговременная.
Работа памяти включает в себя: запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Кратковременной называют память, рассчитанную на очень короткий срок хранения и использования информации. Например, когда мы рассматриваем картинку, то помним о ней не-которое время. Если при этом мы не ставим перед собой задачу запомнить воспринятое, то через 20-30 секунд забываем о нем.
Долговременная память может хранить информацию очень долго, позволяя ее неоднократно использовать.
В процессе запоминания и воспроизведения информации разные виды памяти работают вместе, взаимодополняя друг друга. Так, например, кратковременная, оперативная и долговременная память почти всегда функционируют одновременно. Существуют различные мнемонические приемы, которые способствуют лучшему запоминанию информации и позволяют увеличить объем информации, запоминаемой с первого раза.

3. Упражнение «Избирательность памяти».
Цель: работа с эмоциональной памятью.
Время проведения: 6 минут.
Психолог зачитывает ученикам слова для запоминания, ребята прослушивают их, запоминают и воспроизводят письменно, затем устно. Затем в коллективе идет обсуждение слов, которые запом-нились большинству ребят. Психолог делает вывод о том, что эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше.
Слова для запоминания:
спички, сабля, болезнь, школа, мыло, стена, подарок, капуста, дождь, экзамен.

4. Упражнение «Визуализация образов».
Цель: работа с визуализацией информации, воспринятой через аудиальный канал.  
Время проведения: 9 минут.
Психолог просит учеников закрыть глаза и представить соответствующие картинки, названия  которых он произнесет. После того, как будут зачитаны сочетания слов, учащиеся записывают то, что они запомнили. Психолог озвучивает, что если ребята вспомнили больше шести сочетаний слов, то упражнение выполнено успешно. По окончании упражнения идет совместное обсуждение запомнившегося материала.
• Лев, нападающий на антилопу;
• Собака, виляющая хвостом;
• Ветер, дующий в лицо;
• Вкусное печенье на тарелке;
• Молния в темноте;
• Пятно на вашей любимой одежде:
• Крик ужаса в ночи:
• Бриллиант, сверкающий на солнце.

5. Разминка «Поменяйтесь местами все те, кто…».
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение на выполнение другого вида деятельности.
Время проведения: 3 минуты.
Психолог просит вставать тех членов группы, к которым относится произносимая информация. Озвучиваются следующие команды:
- «Встаньте те, у кого светлые волосы…»,
- «Помашите рукой все те, кто любит мороженое…»,
- «Покивайте головой те, у кого есть дома кошка…»,
- «Похлопайте в ладоши те, кто любит красный цвет…»,
- «Произнесите протяжный звук «о» те, у кого голубые глаза…»,
- «Встаньте и попрыгайте на месте те, кому нравится математика…»,
- «Хрюкните те, кто сегодня не умывался…».

6. Упражнение «Запомни пары».
Цель: работа с ассоциативным запоминанием предложенной информации.
Время проведения: 7 минут.
Психолог зачитывает учащимся слова. Ребята  должны постараться запомнить их попарно. Затем психолог зачитывает  только первые слова каждой пары, а дети записывают вторые. По окончанию упражнения идет обсуждение проделанной работы.
Слова к запоминанию:
курица - яйцо,  ножницы - резать,  лошадь - сено,  солнце-светить,  конфета-сладкая,  щетка - зубы,  снег - зима, машина-водитель,  корова - молоко,  кошка-хвост.

7. Упражнение «Числовые ряды».
Цель: работа с кратковременной памятью.
Время проведения: 6 минут.
Психолог озвучивает ребятам инструкцию: «Сейчас я буду зачитывать числовые ряды. После прочтения ряда я дам команду «Записывайте», и вы запишите в строку запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. Процедура повторяется со вторым, третьим и четвертыми рядами».
Ряды чисел:
3, 7, 4, 8,
2, 4, 6, 7, 5,
8, 9, 6, 5, 1, 3
5, 3, 2, 7, 4. 1, 9.

После того, как работа будет закончена, ведущий вновь зачитывает ряды чисел. Ребята самостоятельно проверяют сделанные записи. Неправильно воспроизведенные числа зачеркиваются, пропуски чисел в ряду не считаются ошибками.
Затем психолог рассказывает ребятам о важной особенности запоминания  и происходит коллективное обсуждение принципа  восприятия числовой информации.
*Психолог: «Человек обычно способен без ошибки воспроизвести не более семи цифр, букв, слогов, слов, названий предметов. Даже семизначный номер телефона сразу запомнить может не каждый. Мозг человека автоматически запоминает любую информацию. Но если эта информация не меняется, она автоматически уходит из сознания. Поэтому, чтобы запоминать большее количество символов, необходимо прилагать усилия, изменяя информацию, т.е. используя различные мнемотехники».

8. Рефлексия.
Цель: подведение итогов проделанной работы, анализ эмоционального отношения учащихся к проведенному занятию.
Время проведения: 5 минут.
Психолог вновь просит ребят в своих рабочих тетрадях изобразить вертикальную линию, имеющую начало и конец. Учащиеся отмечают «Х» свое местоположение на этой линии через призму собственного эмоционального отношения к уроку. Основание линии означает «неудовлетворенность полученным материалом»; середина линии – частичная удовлетворенность совместной работой на уроке; верхний конец линии – полное принятие новой информации и удовлетворенность от происходящего на занятии.

*После чего осуществляется с учащимися небольшое обсуждение проделанной работы.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по психологии на тему «Речь и общение», 5-6 класс Конспект психолого-педагогического занятия в 11 классе Конспект психологического тренинга с педагогическим коллективом детского сада

Похожие статьи:

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Коммуникативная культура учителя как условие личностно-ориентированного обучения и воспитания | Педагогический совет "Профессиональное самоопределение педагога"
Опубликовано: 987 дней назад (21 марта 2014)
Просмотров: 2869
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!