Конкурсы для педагогов и детей

Психологические приемы обучения на уроке в ДШИ

В условиях нового времени встает вопрос: как и с какой целью следует обучать музыке. Не имея большого выбора среди поступающих в школу в связи с изменением отношения к обучению в школах дополнительного образования. в основном работа педагогов заключалась не столь в музыкальном воспитании, а более широко было представлено направленное эстетическое воспитание детей. Так как мы заинтересованы в сохранении численности учащихся, то наиболее ярко чем ранее встает вопрос индивидуального подхода к каждому ученику. Не секрет, что программное обучение давно не соответствует общему уровню музыкального развития учащихся, поэтому хотелось бы поднять планку. Ведь способности проявляются у детей совершенно по-разному: у одних -ярко и рано. что вовсе не гарантирует дальнейшее их успешное развитие, у других медленно, постепенно. но более верно. Для педагога же главное выявить и взрастить лучшие задатки каждого ученика, тем самым способствовать развитию и формированию его индивидуальности. Подлинный педагог делает все возможное для успехов каждого своего ученика, каков бы ни был уровень его развития. каковы бы ни были его индивидуальные склонности и качества(хотя и нельзя требовать от педагога, чтобы все ученики были для него одинаково дороги).Педагог должен стремиться научить каждого любить и понимать музыку, каждому он помогает найти свой путь. Отсюда основное этическое требование к педагогу: заботиться о своих учениках больше, чем о собственной славе и личной репутации. Поэтому так трудно дать справедливую оценку деятельности педагога: отдельные успехи. конкурсы – у всех на виду. Но истинным и глубоким критерием при оценке деятельности педагога может служить лишь его вклад, в музыкальную, эстетическую развитость его учеников, пусть поначалу даже мало заметный. Бесспорно, что каждый педагог обязан владеть своей специальностью. Воспитать музыкального человека, может лишь тот, кто сам является хорошим музыкантом, то есть любит, чувствует, понимает музыку, кто сам постоянно работает и расширяет свои знания, кто совершенствуется или хотя бы поддерживает свое владение инструментом. Педагог обязан слышать и понимать музыку, постоянно обновлять свой репертуар, не отставая от запросов нашего времени.
Огромна роль педагог, как воспитателя. Особенно в начале обучения. Заложенные им основы – любовь к музыке, исполнительские навыки, умение слушать - скажутся на всем дальнейшем развитии ученика. Справедливо считают поэтому, что начальное обучение может быть доверено только очень хорошему педагогу. Занимаясь с детьми. педагогу необходимо очень много им играть. Детям постоянно нужны новые музыкальные впечатления, особенно от игры педагога. Конечно не обязательно быть виртуозом и владеть сложными произведениями. но он должен увлекательно исполнять и доходчиво разъяснять ту музыку, над которой работает с учеником. Пробелы и ошибки начального обучения выправляются ценой больших усилий, и не всегда это удается.
Специфические условия работы педагога приводят к тому, что он невольно замыкается в своем классе. Работая с учеником, трудно наблюдать и контролировать себя как – бы со стороны. В итоге у многих педагогов постепенно вырабатываются устойчивые привычки, закрепляются шаблоны в проведении уроков, преобладают излюбленные приемы работ, которые кажутся вполне приемлемыми в одних случаях, но вовсе не пригодны в других. Часто заметен привычный тон, повторение излюбленных фраз. Ученик привыкает к тому, как проводит урок педагог, заранее знает, что и как ему будет сказано, отсюда неизбежное падение интереса к занятиям, снижение общего тонуса работы. Более того, часто бывают привычки мешающие работе, как, например, постоянное подпевание, подыгрывание или постукивание ногой, во время исполнения. Педагог настолько свыкается с такой манерой занятий, что перестает ее замечать. В этих случаях осторожное и тактичное замечание со стороны принесет ему немалую пользу. Взаимные посещения занятий могут стать важным дополнением к обсуждениям результатов работы.
Ученики чутко реагируют на все детали поведения педагога. По выражению лица ученика, по степени его заинтересованности и увлечения. мы всегда можем судить о том, насколько удачно. ярко. свежо, нам удалось провести урок. Вот к этой молчаливой критике педагог должен всегда прислушиваться, иногда ученик станет его помощником в деле овладения педагогическим мастерством. Уметь учиться у своих учеников – одно из самых мудрых изречений, когда-либо высказанных об искусстве педагога.
Излишне доказывать, что умение подбирать наилучший репертуар для каждого ученика – важнейший показатель педагогического мастерства. Однако репертуар воспитывает не сам по себе, он является лишь средством в руках педагога: от последнего зависит, в каком освещении предстанет перед учеником произведение, каким путем пойдет работа над ним, чему научится ученик в результате этой работы. Программа каждого ученика – музыкальная пища растущего организма – должна быть более разнообразной. Здесь можно провести параллель между требованиями медицины и педагогики. Ученику нужны и легкие и требующие больших усилий произведения. Никогда не следует забывать о витаминах-впечатлениях радостных увлекательных возбуждающих жизненные силы, без которых все остальное ,как бы доброкачественно оно не было, ляжет мертвым грузом.
В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна пьеса соответствующая его склонностям, пьеса, которую он сможет исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе всегда должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения. Наиболее сложным и спорным в наши дни является вопрос об уровне трудности материала и соблюдение принципа постепенности. Основу программы должны составлять произведения соответствующие сегодняшним возможностям ученика. В программе ученика желательно иметь и совсем нетрудные для него пьесы. которые он сможет самостоятельно выучить ,поиграть дома .разобрать нотный текст. Программа по сложности должна быть разнообразной, нет нужды подгонять все пьесы под один уровень. Однако даже со слабыми учениками допустимо включать в план отдельные произведения несколько превышающие уровень развития ученика, тем самым мы обеспечиваем хоть и небольшие, но продвижение вперед. Для развития заинтересованности рекомендуется также прислушиваться к мнению ученика при выборе программы. Ведь гораздо легче вовлечь в работу ученика, выражающего какое-либо пожелание, пусть даже случайное или выявляющее его малоразвитый вкус, чем ученика одинаково послушного и пассивно принимающего любое задание педагога. Уступка желанию ученика вызывает готовность работать. Даже если ученик маломузыкален и не имеет собственных желаний, педагог должен пробовать заинтересовать его самым различными произведениями, при этом он должен замечать на какой определенный характер музыки на какие интонации ритмы, тембры ученик живее всего реагирует. Именно за то звено и надо педагогу ухватиться, подобрать пьесу, которая больше всего бы соответствовала обнаруженной склонности ученика, добиться заметного сдвига в ее исполнении, вызвать в ученике радость успеха. Далее, зацепившись за эту небольшую удачу, поставить перед учеником более широкое но в чем-то родственное с предыдущим задание, стремясь установить связь – пусть даже отдаленную - с затронувшим ученика музыкальным явлением.
Иногда бывает и другое: ученики играющие неловко, напряженно, даже коряво, иногда, неожиданно для педагога удачно справляются с каким-то особым видом техники или формой изложения. Многие педагоги не придают в этом случае большого значения удаче и направляют все усилия на другие, слабые стороны ученика. Между тем, анализ причин удачи(может быть ученик ,увлеченный самой музыкой, отвлекся от трудности и незаметно для себя преодолел ее, или же данная частная задача в наибольшей степени соответствует складу его двигательных данных, или же это было случайное удачное приспособление),дал бы педагогу ключ к преодолению неловкости ученика, позволил бы постепенно развить и другие виды техники. Если ученику играть легко и приятно, то это ощущение может быть использовано как мощный двигатель его дальнейших успехов. Этот стимул исключают те педагоги, которые гордятся своей высокой требовательностью, постоянным недовольством, готовностью всегда раскритиковать ученика. Неуклонная требовательность хороша лишь в сочетании с умением поощрить ученика, поднять его дух, вместе с ним искренне порадоваться любому скромному успеху. Отсутствие такого умения сказывается и в характеристиках - они сводятся иногда к перечислению только недостатков ученика.
Возможно ли вообще категорическое и безошибочное разграничение «достоинств « и «недостатков» человека, в особенности юного и интенсивно развивающегося? Конечно, некоторые черты можно не колеблясь отнести к той или иной категории. Однако понимание развития музыканта, как сложного, а часто и противоречивого процесса, побуждает отказаться от слишком прямолинейного противопоставления положительных и отрицательных качеств ученика. В его игре эти качества нередко так тесно переплетаются, что оказывается невозможным их разграничить. Таков смысл мудрого изречения: недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. В процессе развития, то, что было его достоинством на одной ступени, становятся недостатками на другой. Так «наивность»,»детскость» исполнения привлекательны до поры до времени, но у старшего ученика, это качество вызывает уже антипатию.
Еще важнее обратное : в некоторых малопривлекательных на данный момент чертах исполнения можно предвидеть будущие достоинства ученика. Многие педагоги любят ровных, гармоничных, приятных учеников, но, как правило, лучше себя реализуют ученики резковатые, дисгармоничные. Это, конечно, не снимает необходимости учить его владеть собой, вводить в художественные рамки свои эмоции.
Необходимо своевременно замечать происходящие и намечающиеся в ученике перемены и соответственно видоизменять приемы воздействия. Так, например, бывает, что педагог, длительное время обучающий ученика с детских лет, не замечает, в какой мере тот взрослеет(как для родителей - сын или дочь- всегда ребенок).В этом случае не надо бояться вести работу с подрастающими учениками, как со взрослыми. Дети, в особенности подростки, любят серьезный тон, расценивают его как проявление доверия и стараются быть достойными его.
Пример другого ряда. Педагогу кажется, что в результате длительных усилий ему удалось преодолеть, или в достаточной мере смягчить тот или иной недостаток ученика. Слушатели утверждают, что ученик не изменился и они почти всегда оказываются правы: педагог видимо постепенно привык, прислушался к нежелательным качествам ученика и перестал их замечать.
Бывает и так: педагог сетует, что несмотря на все усилия тот или иной недостаток ученика не поддается исправлению. Об этом он повторно твердит на уроках. Между тем, слушатели с удовлетворением замечают, что ученик изменяется, отрицательные качества его смягчаются и выправляются. Возможно, педагог слушает ученика предвзято и поэтому не замечает новых черт в его игре, а может быть, плоды проделанной работы в классе особенно сказываются именно на публичных выступлениях. Возникает опасение ,что на уроках усилия педагога тратятся впустую - на борьбу с преодоленным недостатком. Это может нарушить контакт в работе, поскольку ученику трудно слушать все те же, становящиеся назойливыми, упреки. Даже и в том случае, когда педагогу еще и в самом деле не удается добиться желаемых успехов, необходимо применять гибкую тактику: перестать твердить одно и тоже, временно, как будто бы не замечать укоренившегося недостатка с тем, чтобы впоследствии вернуться к ним со свежими силами теперь уже с большими шансами на успех.
Свои лучшие качества ученик очень часто проявляет во время ответственного публичного выступления. Последние завершающие, иногда очень значимые штрихи вносит в истолкование произведения публичное исполнение. И ученику и педагогу чрезвычайно важно сохранить к моменту выступления свежесть отношения к произведению, какой бы напряженной и продолжительной работой оно не было загружено.Ученик играет в присутствии аудитории на другом инструменте, в ином помещении и педагог слушает ученика по-новому, как бы со стороны. Он должен забыть о проделанной работе, отвлечься от деталей и слушать только музыку ,как будто в первый раз. Нелегко педагогу настроиться на такое восприятие. Над ним давлеет груз напряженной работы, он волнуется за ученика.(причем значительно больше ,чем волновался бы за самого себя).Но волнение волнению рознь. Оно бывает боязливым, разрушительным, а бывает и творческим. Творческое волнение педагога помогает ему услышать самое важное в игре ученика, порадоваться его успехам. Хотя опытный педагог замечает и запоминает детали исполнения, они не должны заслонять главного. Если же педагог и до и после выступления думает и говорит главным образом о деталях и опасных местах, то и ученика он настраивает соответственным образом. Маленькие, удачные шаги в публичных выступлениях, помогают утверждению позитивного отношения к исполнению в аудитории. Резкая критика в данном случае – это надежный способ в корне разрушить позитивный настрой ученика к эстраде. Ведь не секрет, что даже одно неудачное выступление на экзамене, на концерте может повлечь за собой стойкое отвращение к сцене. В таких случаях лояльное, сдержанное поведение педагога является лучшим лекарством, чем критика и высказывание своего неудовольства.
Конкретные педагогические приемы и формы воспитания ученика, как эстетически развитого человека, бесконечно разнообразны. Педагог должен прежде всего побуждать и углублять в ученике любовь к музыке, к прекрасному, по возможности увлекать его изучаемыми произведениями, вдохновлять него на труд, передавать все свои знания, расширять его музыкальный, эстетический кругозор, взращивать и поощрять его лучшие задатки и наряду с этим преодолять и выправлять недостатки. Педагог должен прибегать к такой форме занятий, которая требует от ученика сознательных усилий, побуждает его задумываться. Тогда ученик не только воспринимает, но и перерабатывает знания соответственно своим личным особенностям, то есть осваивает их.
Эмоциональное влияние педагога сказывается и в том ,что любимыми, близкими ему по своим музыкальным наклонностям учениками педагог занимается с увлечением, а с остальными нередко лишь по- обязанности. скрыть от них такое отношение обычно не удается. Педагог не имеет права быть равнодушным, чем более щедро делится он с учениками своими эмоциями, тем более выигрывают от этого они оба. Особенно в работе с малоодаренными учениками, педагог должен выступать в роли воспитателя, помощника, советчика- это поддержит веру ученика в свои силы, поможет выявлению и развитию его даже самых скромных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА:
1 Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов. комп., 1981 г.
2.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989 г.
3. Богино Г.К. Игры - задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974 г.
4. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981,1983 - 1985
5. Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып.
1-4. М., 1963, 1967,1971,1976
6.Смирнова Т.И. Фортепиано - интенсивный курс. М.: Музыка, 1992 г.
7.Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989
8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984 г.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения Что такое ИКТ Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня

Похожие статьи:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Высказывания о вежливости, доброте, зле и культуре поведения

Воспитание детей. Воспитываем эстетов (Методы воспитания в Афинах)

Опубликовано: 1040 дней назад (29 января 2014)
Просмотров: 1777
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!