Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в речи

Русский язык в начальной школе. Употребление синонимов и антонимов в речи
Описание материала: Материал предназначен для детей младшего школьного возраста.  Данный материал будет полезен учителям начальных классов при закреплении раздела Лексика. В конспекте представлены различные виды деятельности, постоянная их смена позволяет включить в работу большое количество учащихся. Работа в команде способствует сплочению коллектива.
Цели:
• Знать, что такое антонимы, что такое синонимы; для чего синонимы и антонимы употребляются в речи;
• Уметь определять синонимы и антонимы в устной и письменной речи, работать  команде, слушать, делать выводы.
• Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся, чувство ответственности; воспитывать  культуру речи, интерес к изучаемому предмету, уважение к товарищам.  
Оборудование: остров, задания для команд, музыкальное оформление, мяч, карточки для определения команд, картинки для выставки на острове «Синонимов».
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Ход урока:
1) Мотивационно – целевой этап
- Эмоциональный настрой
Посмотрите на солнышко, какое оно радостное и яркое. Оно согревает всех своим теплом. Посмотрите на своего друга и улыбнитесь ему. Подарите друг другу тепло.
- Деление на команды
Ребята, у каждого из вас есть фигурка животного, возьмите свою фигурку и пересядьте за тот стол, на котором лежит такая же фигура животного. Сегодня вы будете заниматься в такой команде, посмотрите друг на друга.
2) Познавательно – закрепляющий этап
- Определение темы и целей урока.
Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся в путешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов. Но мы сможем попасть не на все острова. А на каких островах мы сегодня побываем, вам предстоит сейчас узнать. А чтобы это узнать, нам необходимо справится с первым заданием. У вас на столе лежит кроссворд, вам необходимо продолжить пословицу и вписать слова  в клеточки, тем самым назвать тему нашего урока.  Вопросы для команд одинаковы. Готовы? Работаем под девизом : «Не спеши языком, а торопись делом»
Я зачитываю пословицы, а вы посовещавшись в команде, записываете ответ.
1. Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)
2. Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)
6. Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)
7. Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)
8. Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)
Команды, прочитайте слово, которое у вас получилось. (Синонимы. Антонимы)
Сейчас, я зачитаю вам ряд вопросов, а вы должны определить, на какие из них мы должны сегодня ответить во время нашего путешествия. Будьте внимательны.
• Что такое синонимы?
• Какие сказки сочинил А.С.Пушкин?
• Что такое антонимы?
• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
• Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
• Что такое сказка?
- «Вспомним всё»
Итак, значит  у нас образовалось две команды. Команда «Антонимы» и команда «Синонимы».  Я даю 1 минуту командам, на то, что бы вы вспомнили всё, что знаете о синонимах, и об антонимах.
Ребята совещаются, по истечении времени отвечают по очереди.
Ребята, пока вы совещались, на море началась сильная буря, шторм и морской ветер всё перепутал на наших кораблях. Посмотрите, наши команды перемешались. Теперь команда «Антонимы» стала «Синонимы», а «Синонимы» - «Антонимы».
Итак, корабли готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь! Пожелаем друг другу удачи.
- «Допиши словечко»
Для того, чтобы добраться к первому острову необходимо пройти испытание. Сейчас, каждая команда получит лист с заданием. Ваша задача, записать слова синонимы и антонимы. Задания у команд одинаковы. Вперед.
Задание №1
Напишите синонимы к словам:
Красивый -
Ребёнок -
Напишите антонимы к словам:
Тёплый -
Хорошо –
Команды готовы? Проверяем.
Молодцы, отлично справились с заданием. И наконец, мы добрались до первого острова. Остров " Синонимы». Посмотрите, на нашем пути Дворец синонимов. Что бы зайти в него, нужно ответить на вопрос, «Какие слова мы называем синонимами?»
- Выставка картин.
Молодцы, вот мы и попали во Дворец Синонимов. Какая здесь красота. Мы успели на выставку. Давайте рассмотрим данные экспонаты. Картины то у нас уже подписаны, но мы сможем подобрать к этим картингам другие подписи. Догадались какие? Давай те посмотрим, к каким картинам можно подобрать вторую подпись.
Вот у нас получились картины с двойным название, а почему же не ко всем картинам мы смогли найти подписи?  (У этих слов нет синонимов).
Какой вывод мы можем сделать? (В русском языке есть слова, которые имеют несколько синонимов, а также есть слова, которые синонимов не имеют)
-  «Гора находок»
Мы очень стремительно перемещаемся по острову. У нас на пути новая преграда. И для того, что бы перебираться дальше и попасть на следующий остров, нам необходимо перебраться через гору находок. Горные тропинки очень узкие, поэтому каждая команда будет двигаться по своей тропинке.

Задание №2
Вам необходимо найти в предложениях синонимы и подчеркнуть их.
Команда №1
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мёрзнет в жару.

Команда №2
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная
А не птица.

Команды готовы? Тогда проверяем. А проверять выполненную работу, будет противоположная команда. У каждой команды, на столе, лежит лист с ключом к заданию противоположной команды. Первая команда зачитывает, вторая команда проверяет и исправляет ошибки. И наоборот.
Отлично, и с этим заданием вы справились без сильных усилий.
Давайте сделаем вывод, на какие вопросы мы смогли ответить, путешествуя по острову «Синонимы»?
Что такое синонимы? Для чего употребляются в речи?
- Динамическая пауза «Наоборот»
Я поднимаю руку вверх – а вы … вниз
Вперед – назад
Вниз – вверх  
Назад – вперед
Присесть – подпрыгнуть
Подпрыгнуть – присесть
Какие действия мы выполняли? (Противоположные)
- Отгадай-ка .
Наши корабли причалили к острову «Антонимы». Для того,  что бы продвигаться дальше, необходимо пройти испытание. Испытание очень легкое – нужно отгадать загадки. Каждая команда по очереди называет отгадку.
1) Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)

2) Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)

3) Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).

4) Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
- Игра «Противоположные слова»
Сейчас мы немного поиграем, я буду бросать мяч, называя слово,  а вы должны назвать к этому слову антоним.
Друг    холод   старый    далеко     лето    сесть    злой    бездельничать    хорошо  
Высоко   вниз    черный    смех    громко    минус    огонь  
Обратите внимание, что мы назвали антонимы разных частей речи. Это антонимы сущ., прил., гл., наречия.
Какой вывод мы можем сделать? (Антонимы есть в каждой части речи)
Для чего используем антонимы в речи?
- Закрепление
Для того, что бы добраться до берега, необходимо выполнить еще одно задание. Каждая команда получает лист с задание. Ваша задача, посовещавшись, сначала найти все синонимы из текста, а затем все антонимы. Задача одинакова, а тексты разные. Время на подготовку 1 минута. По истечении времени, команда «Антонимы» выписывает все синонимы, противоположная команда дополняет, и наоборот. Готовы? Тогда приступим.
-  Составление Кластер
Вот мы почти причалили к берегу, но для того что бы сойти на сушу, вам необходимо еще немного потрудиться. У каждой команды на столе лежит плакат, с ключевым словом. Вы должны составить кластер, т.е. написать все, что вы знает о С и об А. и привести 2-3 примера. Время на подготовку 5 минут.
- Выступление команд

3) Рефлексивно – оценочный этап

-Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат штурвалы разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по морю, возьмите штурвал зеленого цвета. Кому было интересно, но при  выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите штурвал красного цвета.
Покажите свои штурвалы.

- Домашнее задание.
Солнышко, которое нас сегодня согревало, приготовило для вас задание. У вас на дневниках лежат солнышки с заданием, которое вы должны выполнить дома.

- Оценивание
Также, у вас на столах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательный материал на уроках русского языка в начальной школе Фонетический разбор слова
Конспект открытого урока по познанию мира в 3 классе
Опубликовано: 989 дней назад (26 марта 2014)
Просмотров: 7408
+3
Голосов: 3
Лейсан Сайфулловна Шайдуллина # 26 марта 2014 в 15:45 0
Очень интересный конспект. Творческий подход. Молодцы!!!
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 27 марта 2014 в 12:59 0
Спасибо большое. Очень приятно, что Вам понравилось.
Гульнара Радиковна Костюнина # 26 марта 2014 в 19:36 0
Синонимы, антонимы мы употребляем в речи очень часто. И эта тема изучается не только в русском языке, пэтому этот конспект нужен всем учителям. Спасибо за урок.
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 27 марта 2014 в 13:00 0
Спасибо. Рада, что Вам понравилось.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 26 марта 2014 в 19:43 0
Очень интересный конспект. Думаю, что ребята работали с удовольствием. Жаль, что вы не показали картины, с которыми вы работаете на "Выставке картин". Было бы интересно посмотреть. Творческих успехов Вам!
Эльмира Маратовна Бахтиярова # 27 марта 2014 в 13:03 0
Спасибо большое. Ребятам очень понравилось, урок прошел интересно. А картины к сожалению не сфотографировала. Картины были следующие - доктор, луна, собака, ромашка. Будем дальше стараться придумывать что - то новенькое!