Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированный урок по русской грамоте в 1 классе

Конспект интегрированного урока по русской грамоте в 1 классе.
Интегрированный урок  по русской грамоте в 1 классе по теме:
«Звуки [н], [н'].  Буквы Нн.»
Автор: Бакланова Инна Викторовна, учитель начальных классов,  ГУ «Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9 города Павлодара"

Тема:  Звуки [н], [н'].  Буквы Нн.  
Цель: формировать умение обозначать согласные звуки [н], [н'] буквой Н, и способствовать формированию навыков каллиграфически правильного письма. Развивать навыки речевого общения, умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас; содействовать формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воспитывать навыки коммуникативного общения.

                                      Ход урока.
I.  Психологический настрой.
-Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей плодотворной работы на уроке.
- Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Мысленно пожелайте удачи своему соседу.

II. Ситуация успеха.
1) Повторение пройденного. (На доске нарисована схема предложения из трёх слов)
а)- Составьте предложение к данной схеме? (У Тимы томат.)
- Какое это предложение? (Повествовательное.)
-Почему? (В конце предложения стоит точка.)
(Учитель вместо точки пишет вопросительный знак.)
-А теперь какое это предложение? (Вопросительное.)
-Прочитайте это же предложение с вопросительным знаком. (Такая же работа проводится и с восклицательным знаком.)
б) Работа с буквами.
Вверху на наборном полотне поставлены письменные буквы: У  и  Т  т
-Найдите ошибку. (Заглавная буква У-значит должна стоять и строчная у, или со строчной буквой и должна стоять заглавная буква И).
Внизу на наборном полотне поставлены строчные письменные буквы: у о ы а м.
-Какая буква лишняя? (Буква М, потому что она обозначает согласный звук. Остальные буквы обозначают гласные  звуки.)
2) Чтение слогов и чистоговорки.
та - та - та - у нас дома чистота.
ту - ту – ту - ставим воду на плиту.
ты - ты - ты - сметану съели коты.
ти - ти - ти - съели кашку всю почти.
то - то - то - стали мы играть в лото.
3) Самостоятельная работа.
Составление схем слов. (взаимопроверка)
1 вариант - Тома II вариант - Тима
-Чем отличается  эти  слова? (Гласными буквами в первом слоге.)
-Как влияет гласная буква на согласную букву Т? (С гласной буквой О согласный произносится  твёрдо; с гласной буквой И согласный  произносится мягко).
4) Знакомство с новым звуком.
-Две подружки Ната и Нина отправились в лес за грибами и ягодами. А вот на чем они поехали вы узнаете, отгадав загадку.
Железные избушки
Держатся друг за дружку.
Один с трубой
Тянет всех за собой.  (поезд).
- Чтобы сесть в поезд девочкам надо купить билет. Кассир даст билеты в соответствии с их именами.
- На каждом билете нарисована схема имени девочки.
- Какой билет получила Нина? Какой Ната? (обсуждение в паре)
(Учитель показывает схемы - билеты, дети анализируют их)
(Первый билет получила Нина, потому что первый звук произносится мягко. Второй билет получила Ната, потому что первый звук произносится твёрдо.)
5.  Выделение из этих слов нового звука [н] [н'].
-Произнесите первый звук в слове Нина.
-Как он произносится? (Мягко.)
-Произнесите первый звук в слове Ната.
-Как он произносится? (Твёрдо.)
-Произнесём эти звуки ещё раз. ([н], [н'] )
-Какие это звуки? (Согласные, потому что при произношении встречают преграду)
-Закройте ладошками ушки. Произнесите эти звуки снова.
-Что ещё можно о них сказать? (Они звонкие, потому что произносятся с шумом и голосом.)
6. Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (звуки [н], [н’] и буква их обозначающая)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (познакомимся со звуками [н], [н’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [н], [н’] и букву, которая их обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой)
7. Физминутка.
8. Игра «Кто внимательный».
- Поиграем в игру «Кто внимательный». Вам нужно запомнить слова со звуками ([н], [н’]), которые встретятся вам в сказке.  
    На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого- нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино. Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился. - Надоело мне этот Буратиний нос делать, - бурчит Никита. - Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом. Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита. - Наклею его лучше прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился. - Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
9. Распознавание нового звука в словах.
- Поднимите синюю карточку, если услышите  в названии предмета твердый согласный [н], зеленую карточку — если услышите мягкий звук [н']  и тогда эти ягоды и грибы дети смогут положить в корзинку.
Малина, смородина, земляника, маслята, опята, подберезовик, подосиновик, брусника, калина, черемуха.

III. Конкретизация.
– Можем ли мы увидеть звуки [н], [н‘]? (нет, звуки мы слышим и произносим)
– Звуки  [н], [н‘]  мы обозначим буквой.
- Поднимите руки, кто знает как называется буква, которая обозначает звуки [н], [н’] ? (буква эн)
- Найдите эту букву в Буквограде. В какой домик поселим букву?  ( в синий и зелёный)
- Почему ?  (Потому что она обозначает согласные звуки.)
- А почему в домике две буквы Нн?
- Ребята, а вы не забыли, для чего используют большую букву? (С большой буквы начинается предложение. Имена, фамилия, отчества людей, клички животных, названия сел, городов, рек пишутся с большой буквы)
- На что похожа буква Н? Что она напоминает вам?
- У поэтов есть об этом стихотворения:
1) Знакомство с буквами.
- На что похожа буква Н?
1. Вот буква Н- её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
2. На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
- Как называется новая буква? (Эн).

2. Работа по учебнику.
-Посмотрите в Букваре на эту букву в верхнем углу.
- Чем похожи и чем отличаются печатные буквы? (Отличаются размером, похожи написанием.)
-Почему буквы напечатаны на прямоугольнике, разделённом на зелёный и синий цвет? (Потому что эти буквы могут обозначать в словах твёрдые и мягкие звуки.)
3.  Местонахождение буквы Н на ленте букв.   
- В каком ряду буква Н на ленте букв? (в верхнем ряду)
- Почему?   (Потому  что она обозначает звонкий согласный звук.)
4. Составление звуковой модели буквы Н ( в паре)
- Какой моделью можно обозначить букву Н? (у доски)
           н" согласн. "  тв. или мяг.; звонк, непарн.
5. Работа по карточке.
- Найдите в этом отрывке изучаемую букву «н» и подчеркните ее карандашом.
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Книга у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, книгу.  
- Сколько букв нашли? (18)
6. Знакомство с письменной строчной буквой н.
- Из каких элементов состоит буква н? (Из наклонной прямой линии, перекладинки, наклонной прямой с закруглением внизу вправо.)
Объяснение учителем написания строчной буквы н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.
-Пишем наклонную палочку (на себя ), возвращаемся по написанному до середины линии, делаем маленькую петельку и ведём ручку вверх до верхней линии. Затем пишем не отрывая руки наклонную линию с закруглением внизу.
7. Знакомство с заглавной письменной буквой Н.
- Из каких элементов она состоит? (Из наклонной линии с петлёй внизу, перекладинки, наклонной линии с петлёй вверху и с закруглением внизу вправо.)
  Объяснение учителем написания заглавной буквы Н и письмо учащимися этой буквы в Прописи.
-Начинаем писать с середины междустрочного пространства. Пишем
наклонную линию вверх, затем ведём вниз наклонную прямую донижней линии рабочей строки, закругляем петельку влево и ведём вверх до верхней линии рабочей строки, пересекаем её и ведём вверх -вправо, делаем петлю влево и пишем наклонную прямую до нижней линии рабочей строки и закругляем вправо.
8. Письмо букв заглавной и строчной Нн в соединении. Пропись .
9. Чтение столбиков со слогами.
- Мы с вами отправляемся путешествовать на двух кораблях с синими парусами и с зелеными парусами на остров, где живут только гласные. (на доске остров с гласными буквами)
-Почему корабль с зеленым парусом приплыл только к бухте с буквой и? (Потому что он обозначает мягкость согласного.)
10. Чтение слогов в букваре и сравнение их (стр.18).
- Прочитайте «открытые», «закрытые» слоги.
- Назовите слоги, где звук [н] твёрдый?  Где звук [н‘]?
- Дополните слоги (на, но, ну, ни)  до целого слова.
11. Письмо слогов в Прописи после объяснения и показа учителем.
-В каком слоге звук [н] произносится твёрдо? (в слогах на и ну.)
- В каком слоге звук [н'] произносится  мягко? (В слоге ни.)
12. Игра «День и ночь».
-Прочитайте слово на наборном полотне  (ОН.)
- Ночь.( Дети закрыли глаза, в это время учитель добавляет букву а.)
- День. (Дети открывают глаза, читают слово ОНА.)
- Ночь (Дети закрыли глаза, учитель меняет букву а на букву и.)
- День. (Дети открывают глаза и читают слово ОНИ.)
Дети читают эти слова в Прописи, объясняют значения этих слов и затем пишут их в тетради после объяснения и показа учителем на доске.
13. Чтение слов в Букваре хором и цепочкой.
- Объясните  значение слова ноты; ( 1.Графическое изображение музыкального звука, а также сам звук . (Словарь С.И.Ожеroва).
- Прочитайте слова, где звук [н] твёрдый? (мягкий)
- Прочитайте слова с удвоенными согласными. (Инна, Нонна)
14. Чтение предложения в Букваре.
       У Нины и Инны ноты.
- Сколько слов в предложении?
- Как записывается предложение?

IV.  КОНТРОЛЬ.
1. Анализ предложения и запись с комментированием с печатного текста.  
           У мамы Нонна.
( в этом предложении 3 слова. Первое слово У пишем с большой буквы. Второе слово мамы, третье слово Нонны - это имя, пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку.)
2. Развитие речи.
- Рассмотрите картинку в Букваре (стр. 19)
- Что изображено на картинке?
- Куда пошла Нина?
- Что она собирала?
- Кто сидел за кустами малины?
- Кого увидела Нина?
- Как ты думаешь, чем кончилась эта история? Придумай её конец.
- прочитайте рассказ «Нина и Миша» к этой картинке, дополнив предложения пропущенными словами. (вслух, про себя, шёпотом)

V.  Рефлексия.
-  Что нового узнали на уроке?
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.
- Достигли мы целей урока или нет?
- С какими звуками мы познакомились на уроке?
- Назовите букву, которой обозначаются эти звуки.
- В чем испытывали трудности?

2) На листочке раскрасьте букву Н и оцените свою работу на уроке.
- Если работали в течении урока очень хорошо -  в красный цвет
Если в чём -то испытывали затруднение – в зелёный цвет.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по «Развитию речи и коммуникации» в 0 классе коррекционной школы Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?" Конспект урока по предмету Мир природы и человека по ФГОС на тему: Фрукты и овощи: сравнение

Похожие статьи:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

Сценарий праздника, посвященного окончанию четвёртого класса
Опубликовано: 3662 дня назад (9 апреля 2014)
Просмотров: 6570
+1
Голосов: 1
Светлана Владимировна Иванова # 9 апреля 2014 в 21:02 0
Урок интересный, думаю дети работали с удовольствием.Чувствуется рука Мастера!Спасибо и успехов Вам!
Инна Викторовна Бакланова # 9 апреля 2014 в 21:12 0
Большое спасибо за отзыв!