Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе

Конспект НОД по теме: "Русская Матрешка"
Автор: Беляева Вероника Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №6" г. Череповец
Описание: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Русская Матрешка". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект по ИЗО-деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству.
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Русская Матрешка»
Образовательная область и направление: художественное творчество
Цель: знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки
Программные задачи:
1.Образовательные
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;
• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;
2.Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
3.Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;
• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках;
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Игровой: игра: «Пальчиковая гимнастика».
- Наглядный: матрешки, образцы элементов росписи.
Демонстрационный материал: презентация «Русская матрешка», игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов-Майданская), мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»
Раздаточный материал:  шаблоны матрешек, альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши для контурного рисунка, ватные палочки, баночки с водой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(В начале занятия звучит народная мелодия) На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь что-то написано. (Читает надпись-загадку)
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
(русская матрешка)

Воспитатель. (открывает сундук) Посмотрите и правда, матрешка!
2. Сообщение темы и цели занятия
Сегодня матрёшку знают уже во всём мире, и стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром. Ребята, давайте откроем матрешку, сколько у нее внутри подружек? (открывает матрешку, а там пусто).
- Вот чудеса, а где же другие матрешки? Матрешке одной скучно будет у нас. Я вам, ребята, предлагаю нарисовать матрешек-подружек для нашей гостьи!
3. Повторение изученного материала
- Ребята, но сначала, давайте вспомним, какие три основных вида матрешек мы с вами знаем?
(Ответы детей: Семеновская, Загорская (Сергиевская), Полхов-Майданская)
- Молодцы! А чем  же эти матрешки отличаются друг от друга? Давайте посмотрим на изображения (показывает картинки с изображением традиционных матрешек).
1. У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
2. Загорская матрёшка в сарафанах расписных, кофточка на ней с вышивкой. А в руках у матрёшки то корзина с грибами и ягодами, то серп, то петух или уточка.
На загорской матрешке основные цвета….
  Дети:  красный, зеленый, синий, желтый
3. Полхов-Майданская матрешка. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
- Вот, ребята, вспомнили мы какие матрешки самые известные. А теперь скажите, какая из этих видов наша матрешка-гостья?
(Ответы детей)
- Правильно, Семеновская! Мы с вами Семеновких матрешек – подружек и будем рисовать и расписывать как настоящие мастера, но сначала физкультминутка.
Физкультминутка
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.

4. Практическая часть
- Дети, у вас на столе лежит трафарет матрёшки, лист бумаги и простой карандаш. Подумайте, ребята, как лучше разместить лист бумаги для рисования нашей матрешки, вертикально или горизонтально?
Ответы детей:  Вертикально!
(Если дети затрудняются, воспитатель ставит чистый лист бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально - дети наглядно видят, что матрешка не помещается, затем вертикально - дети видят, что матрешка вписывается в формат листа).
Воспитатель: А теперь посмотрите, как матрешку мы будем рисовать.
1.По шаблону обведём контур матрёшки.


2.Нарисуем контур платочка и завязки.


3.На лице аккуратными штрихами наметим волосы (а), глаза (б, в), брови (в), нос (г), рот (д, е) и щечки (ж).







4.Приступаем к рисованию рук  

    
5.Внизу намечаем контур – овал.

6.Украшаем середину цветами

Воспитатель: А теперь, ребятки, осталось нам только расписать матрешек красками с помощью кисточек и ватных палочек. (Звучат русские народные мелодии в записи, дети расписывают матрёшек)
Начинаем с раскраски больших цветовых плоскостей – частей одежды. Сначала раскрасим платок. Теперь аккуратно закрашиваем сарафан. Когда краска высохнет, наносим узор – цветы на сарафане ватными палочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
5. Подведение итогов
(Организация выставки детских работ)
- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Вот теперь нашей гостье не скучно будет!

Список использованной литературы
1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005
2. Головина Ольга. История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». – М.: журнал «Ваш досуг», №12, 2000
3. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: сценарии интегрированных занятий в старших дошкольных группах / Авт.-сост. А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011. – 72 с.
4. Комплексные занятия  по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364  с.
5. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. – 782 с.
6. Соловьева Л. Н. Матрешка. Русский сувенир. Альбом – М.: Интербук 1993

Рекомендуем посмотреть:

Матрешки - игольницы своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Роспись матрёшки. Мастер - класс Роспись деревянной матрёшки самостоятельно Матрёшки в технике папье-маше. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс по хохломской росписи | Роспись деревянной матрёшки самостоятельно
Опубликовано: 998 дней назад (16 марта 2014)
Просмотров: 11732
Рубрика: конспект НОД
+6
Голосов: 6
Мила Кузьмина # 16 марта 2014 в 20:08 +2
Перед нами интересный  конспект по ИЗО-деятельности, направленный на развитие творческих способностей детей через приобщение к народному творчеству. Видна большая подготовительная работа.Ценность вашего занятия в  воспитании  интереса  к народным игрушкам и  уважения  к творчеству русских умельцев.
Голосую за творчество.
Было бы здорово, если бы конспект занятия подкрепили детскими работами.
Вероника Владимировна Беляева # 16 марта 2014 в 23:14 +2
Спасибо, Мила! Что-то до меня сразу не дошло отправить работы детей. Исправлю хотя бы так:

Мила Кузьмина # 16 марта 2014 в 23:22 +1
Вот она  красота! Здорово! Один шаблон, а каждая работа в себе хранит индивидуальность и свой характер! Спасибо большое!
Людмила Артемьевна Воронкина # 16 марта 2014 в 20:41 +1
Присоединяюсь к словам Милы. Конспект замечательный. Хотелось бы увидеть детские работы. спасибо. И голосую
Вероника Владимировна Беляева # 16 марта 2014 в 23:18 0
спасибо, рада, что вам понравилось)
Алёна Анатольевна Бешметова # 16 марта 2014 в 21:51 +1
Конспект очень интересный и необычный! А детские фотографии видимо появятся позже)))
Вероника Владимировна Беляева # 16 марта 2014 в 23:18 0
спасибо.
Валентина Николаевна Мельникова # 16 марта 2014 в 22:26 +1
Вероника! Очень интересный конспект НОД по изобразительной деятельности, который направлен на раскрытие творческого потенциала ребенка, на развитие его воображения и фантазии, на приобщение детей к истокам народного творчества! Проделана большая предварительная работа. Важно с раннего возраста помочь детям раскрыть свои творческие способности!!! Вы молодец!! +1!
Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.
Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки -
Какие веселые
Эти матрёшки!
Вероника Владимировна Беляева # 16 марта 2014 в 23:19 0
Спасибо, Валентина!
Ксения Сергеевна Букас # 16 марта 2014 в 23:43 0
Отличный конспект! Чудесные работы деток!!! Может пригодится, чтобы дополнить или для информации))) В Москве в одном из торговых центров проходит выставка матрешек, каждая из них расписана в определенной технике, возле каждой стоит стенд с историей создания каждой техники. Так что вот так приобщают тех, кто в детстве не имел замечательных педагогов, как Вы) Кстати, вот фото для сравнения. Человек и матрешка)))
На фото мой муж, свое фото не могу найти(((
Вероника Владимировна Беляева # 17 марта 2014 в 09:59 +1
Ничего себе, матрешечки, я бы с удовольствием сходила на такую выставку. Спасибо, Ксения за комментарий)
Виктория Николаевна Лютова # 17 марта 2014 в 11:05 +1
Какой интересный конспект,сколько идей для творчества!Думаю,дети были безумно счастливы ощущать себя настоящими художниками!