Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Русский язык - 7 класс
Автор: Бибикова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Государственного учреждения образования «Средняя школа № 40 г. Могилева», Республика Беларусь, г. Могилев
Цель: Познакомить с условиями написания суффиксов наречий
Задачи:
Образовательные: повторить причины возникновения трудностей при написании  наречий;
научить правильно употреблять суффиксы, с соотносимыми приставками;
учиться находить наречия в тексте;
Развивающие: способствовать развитию мышления, включая в активную мыслительную деятельность; воображения;
Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса учащихся, формированию жизненных установок.
Ход урока
1. Организационный момент. Формирование психологического настроя.
- Здравствуйте, ребята, как ваши дела?
(Ответы детей: Нормально)
– Уточнение учителя: нормально – это отлично или удовлетворительно?
- Как вы учитесь?
(Ответы детей: хорошо)
– Уточнение учителя: хорошо – это  прилежно или отлично?
(Ответы детей)
- А вы молодцы, не вдаетесь в подробности. Только поляки и словаки считают допустимым при ответе на вопрос пожаловаться на высокие цены, на экономические проблемы. У нас же по правилам этикета на вопрос: “Как ваши дела?” следует ответить: “Спасибо, хорошо” или “Спасибо, нормально” и обязательно поинтересоваться, как дела у спрашивающего.

Попробуем еще раз:
Как ваши дела?
(Дети отвечают: Спасибо, нормально. А у вас как?)

- Спасибо, у меня неплохо. Думаю, что урок наш  пройдет замечательно. И вы мне в этом поможете.

- Сегодня мы с вами поговорим об одной части речи, которую поможет определить загадка: попробуйте назвать подряд 5 дней недели, не называя ни названия дня, ни чисел.
(ответы учащихся: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
– 5 дней недели перечислили, а какой частью речи являются все эти 5 слов? (наречием)
- Какие наречия сегодня мы уже называли?

2. Повторение изученного по теме «Наречие»
- Что такое наречие?

- От каких частей речи образуются наречия?
( От существительных, прилагательных, количественных числительных).

-  Как они образуются?
( При помощи присоединения к ним приставки).

- Какими способами присоединяются приставки в наречиях?
( Тремя способами: обычно слитно: вплотную, вмиг и др.; через дефис: по-моему, по-вашему и др.; реже раздельно: с разбегу, на лету, до смерти и др.)

- Да, вы уже настоящие знатоки!  А знаете ли вы игру “Что? Где? Когда?”?

- Я предлагаю вам сыграть в игру “Что? Где? Почему”. Правила игры похожи. Вы будете командой знатоков, только на обдумывание вам будет даваться не более 15 секунд. И отвечать вы будете сами за себя, без обсуждения.

Итак, тема сегодняшней игры: “Наречия. Повторение изученного в 7 классе”. А в роли отсутствующих телезрителей согласились быть учащиеся 8-х классов нашей школы, они составили специально для вас вопросы по теме. А я выбрала из них те, которые позволяют повторить весь изученный материал. Принимаете вызов? Попробуйте свои силы?

Вопросы
С вами играет
Воронцова Наталья 8 «Г» класс
. Внимание вопрос:
Найдите наречия:

(В)начале пути все было хорошо.
(В)начале я с трудом разбирался в этой игре

Правильный ответ:
В начале пути. У пути есть начало. Это существительное.
(Когда?) Вначале я с трудом разбирался… Это наречие.
С вами играет
Гайдуров Алексей 8 «В» класс

Найдите наречия:
День прошел (в)пустую.
Мы вернулись (в)пустую комнату.
Правильный ответ:

День прошел (как?) впустую, т.е. зря. Это наречие.
Мы вошли в пустую комнату. В комнату (какую?) пустую. Это прилагательное.

С вами играет СербаевНикикта 8 «В» класс
Найдите наречия:
Алексей завернулся в плащ, мужестве..о подавляя волнение.
Объясните написание наречия:
Мужестве…о
Правильный ответ:

Мужественно от прил. “мужественный”
С вами играет  Журбенко Анастасия 8 «В» класс
Найдите наречия:

Я отвечал (не)уверенно, а сбивчиво.
Объясните написание наречия:
(не)уверенно, а сбивчиво
Правильный ответ:

Не уверенно, а сбивчиво (есть противопоставление).
С вами играет Кадыгроб Александр 8 «В» класс.

Найдите наречия:
Тема раскрыта далеко (не)полно.
Объясните написание наречия: Далеко (не)полно.

Правильный ответ:

Далеко не полно (есть наречие, усиливающее отрицание).

С вами играет Гайдурова Ксения 8 «В» класс.

Найдите наречия:
Он чувствует себя (не)плохо.
Объясните написание наречия:
(не)плохо.

Правильный ответ:

Неплохо – пишется слитно, нет отрицания.
С вами играет Легушев Дмитрий 8 «Г» класс.

Найдите наречия:
В лесу ещё свеж.. от утренней росы.
Объясните написание наречия:
Свеж…

Правильный ответ:

Свежо – на конце наречий после шипящих под ударением пишем О, без ударения – Е.
С вами играет Владимирова Юлия 8 В класс.
Найдите наречия:
Угрожающ.. шипит что-то серо-зеленая гадюка.
Объясните написание наречия: Угрожающ…

Правильный ответ:

Угрожающе – после шипящих на конце наречий пишем под ударением О, без ударения – Е.
С вами играет Комарова Юлия 8 «Д» класс.
Найдите наречия:
Мокрые ветки то слев.., то справ.. ложатся на плечи.
Объясните написание наречия:слев…, справ… .

Правильный ответ:

Cлева, справа – (в наречиях, образованных от прилагательных, суффикс А, если приставка ИЗ, ДО, С).

- Как видите, не все помнится из ранее изученных тем. И сегодня мы с вами остановимся на одной из них.

3.
Знакомство с темой и целями урока
- Давайте приведем несколько примеров с этими приставками и суффиксами. И запишем их в свою тетрадь.

- От каких частей речи образовались эти слова?

– Почему  при написании таких слов легко сделать ошибку?

– Вы знаете, что в безударном положении звуки у нас смешиваются. Так и у наречий на конце слова смешиваются суффиксы А и О.

– Как же быть в таких случаях?

– Многие делают ошибки в словах
слев…
налев…

- А помогут нам разобраться с такими случаями приставки.

4.
Работа  с правилом
– Приставки ЗА-, НА-, В- дружат с суффиксом О и получаются слова
ЗА                                        ЗАнaвО
НА   +   О                            НАчистО
В                                          ВлевО
-Приставки ИЗ-, ДО-, С- дружат с суффиксом А и получаются слова
ИЗ                                        ИЗдалекА
ДО   +   А                            ДОсытА
С                                          СлевА
Подсказка (чтобы не заучивать приставки)
Чтобы правильно написать суффикс О или А у наречия, надо подставить существительное среднего рода (например: окно)с предлогами. Суффикс у наречия будет такой же, какое окончание у существительного.
ЗА
НА   +   окнОзасветл…
В

ИЗ
ДО   +   окнАизредк
С
- Назовем это правило: правилом окна
НО
  этому правилу  подчиняются только наречия, образованные от прилагательных, в которых приставок не было. Если приставки были заранее, на конце таких наречий пишем О.
Например:
Изменчивый – изменчиво,
Доступный – доступно,
Доходчивый – доходчиво.

5. Закрепление пройденного материала.
Задание 1

Объяснительный диктант – выписать наречия, объяснить правописание  О, А на конце.

Встаём  засветл... и работаем дотемн..., только изредк... на обед и отвлекаемся. Досыт... не наедаемся: надолг... никак не уйдёшь — столько работы! Ходим слев... направ..., а потом справ... налев... — кандидатов рассматриваем. Прямо как в модельном агентстве! Только всех отсмотришь — снов... кандидаты пришли, уже другие. Начинай сначал...!

Подходить к ним нужно достаточн.. . избирательн... и  объяснять доходчив..., почему Великое Окно принять их не может. Некоторые не понимают — занов... приходят. Смотреть нужно внимательно: запрост…ошибиться можно! Устаём изрядн…  Но доля наша издавн… такова — служить Великому Окну, отбирать для него наречия!
(Записываем наречия, используя правило.Озвучиваем наречия.)

- Как вы думаете, про какое окно говориться в тексте?

– Вы отлично работаете, и, кажется, что тема для вас нетрудна. Но давайте немного отдохнем.

6. Физкультминутка
7. Работа на закрепление изученного
Задание 2  (на доске)
– Замените словосочетание одним наречием. Заменяем и комментируем написание.
1.     идти в правую сторону (вправо)
2.     упасть как мертвый (замертво)
3.     растереть до белого цвета (добела)
4.     рубить с помощью плеча (сплеча)
5.     закрыть с помощью глухого (наглухо)
6.     знаем с давних пор (издавна)
Задание 3.

На доске написаны наречия, в которые нужно вставить буквы. Распределите слова в 3 колонки:
А О Все остальные

Запрост…, дотемн…, досрочн…, засветл…, созвучн…, влев…, вправ…, изредк…, достаточн…, направ…, надолг…, слев…, избирательн…, издавн…, изрядн…, доходчив…, дословн…

– Но это ещё не всё. Ребята, я вам предлагаю показать, что вы не только умеете правильно писать наречия на  О и А, но и использовать их в своей речи.

Задание 4.
Развитие речи. Составить рассказ с наречиями
Поскольку сейчас  зима, вы, вероятно,  много времени проводите на улице, наслаждаясь зимними забавами. Надо не забывать ни на минуту, что вы живете в большом городе, где очень много дорог и светофоров, и машинам очень трудно сразу остановиться, потому что тормозной путь зимой увеличивается. Вам, друзья, надо будет сочинить небольшой рассказ по картинке на тему
«Я – пешеход».
  Используя слова, который вы уже сегодня записывали в свою тетрадь.
– Прочитаем несколько работ.
(Пешеход – один из основных участников дорожного движения. Нарушая правила дорожного движения, человек подвергает опасности себя и остальных участников движения. Шалости и игры на проезжей части и рядом с ней могут привести к беде. Надо помнить, что автомобиль мгновенно остановить невозможно. Двигаясь по инерции, машина при включённых тормозах может наехать на перебегающего дорогу пешехода).

8. Рефлексия. Итог урока
- А сейчас ответьте пожалуйста,  что вам запомнилось больше всего на уроке?
- Давайте вернемся к самому началу урока.
- Ребята, как вы провели эти 45 минут? (ответы детей: спасибо, отлично. А  вы как?)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Тест 7 класс русский язык по теме «Причастие»

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Опубликовано: 978 дней назад (2 апреля 2014)
Просмотров: 6173
+1
Голосов: 1
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 4 апреля 2014 в 14:52 0
Ольга Владимировна, мне очень понравился ваш конспект. Тема непростая. Наречие - сложная часть речи. Вы преподносите тему в доступной форме. Каждый этап урока логически завершен, начинается следующий. Мне очень понравилось начало. Создание эмоционального настроения, психологического комфорта - очень важно. Здорово! Беру себе на заметочку!
Ольга Владимировна Бибикова # 4 апреля 2014 в 22:45 0
Спасибо за отзыв, рада помочь!