Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина

Конспект НОД в 8-9 классах по теме «Русская старина. История картины Сурикова «Боярыня Морозова».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Оформление: кресло для хозяйки, стулья для гостей, для ведущих 2 журнальных столика, свечи, книги, мультипроектор.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Цели:
1). Образовательные: познакомиться с произведениями русских поэтов, картинами В.И.Сурикова, расширить представления об эпохе 17 века;
2). Развивающие: развивать воображение, творческие способности детей;
3). Воспитательные: воспитывать любовь к русскому искусству.
Ход НОД.
Прослушивание аудиозаписи П.И.Чайковского «Баркарола»
Учитель на фоне музыки.
Друзья, сегодня мы встречаемся в литературно-музыкальной гостиной, и разговор наш определяется строками:
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Баркарола»
1-ый ведущий.
Храня преданья вековые,
Ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой и видишься, Россия,
Ты наяву мне и во сне.
Хозяйка.
Москва. Вторая половина 19 века. Расцвет таланта блистательного русского художника Василия Ивановича Сурикова. Юношей попадает он из глуши в столицу. Вы только подумайте, сколько всевозможных соблазнов! Во-первых, мода и видимость успеха, от которого может закружиться юная головка; во-вторых, где успех, там и деньги, там и желание получить их вновь и вновь. Газетная шумиха, критиканство, мышиная возня самолюбий, метанья от темы к теме, от мнения к мнению. Сколько талантов было загублено в этом кипящем и бурном котле. Но красноярский казак, начинающийся художник, посмотрел, послушал, всё понял и выбрал для себя линию поведения сразу и навсегда.
Всякому бы из нас такую непреклонность, такое железо в характере!
Звучит музыка П.И.Чайковского «Осенняя песнь»
2-ой ведущий.
Ещё длинна дорога до села,
Но за рекой, где острова лесные,
Я вижу золотые купола
И вспоминаю времена былые
Едва в первопрестольной запоют
Колокола о предстоящей нови.
В губернии отцы поклоны бьют,
В уездах – расшибают лбы до крови.
Земля моя, припомнив старину на все века
В делах любви и веры,
Дай сердцу высь, а мысли глубину
И сохрани святое чувство меры.
Хозяйка. (На фоне картин Сурикова)







Семь полотен, семь поэм, семь совершенств, семь ступенек к вершине славы, не только своей, но и, главным образом, русского искусства, создал Суриков. Все семь из них – это грандиозные исторические полотна, на создание которых уходили годы. Задумывая картину, он мыкался по донским степям, весям и городам в поисках прототипов своих героев. Он готов был мчаться за тридевять земель, чтобы в точности воспроизвести какую-нибудь утварь 17 века. На это уходило не только время, но и деньги. Поэтому не кутил, не играл в карты и на бегах, не роскошествовал, не заводил ничего лишнего. О нём говорили: скуп и жаден. А он имел возможность не заниматься поденщиной, мог позволить себе наивысшую роскошь – делать только то, что хочешь сам. Он весь был собран в единый крепкий кулак.
3-ий ведущий.
Большинство знатоков считают «Боярыню Морозову» вершиной суриковского творчества. Давайте представим себе, о чём думал художник, вынашивая этот замысел.
Звучит музыка Е.Доги «Вальс» (Мой ласковый и нежный зверь)
На экране обстановка уютного дома.



Тихий зимний вечер. Мягко мерцает свеча. Суриков и его жена, очень милая молодая женщина, неспешно ведут беседу.
Суриков.
- Ты знаешь, Лиза, чувствую какую-то одержимость. Вчера прочёл всё, что связано с историей 17 века.
Жена.
- Я думаю, в тебе опять бродит желание рассказать о величии человеческого духа. Не так ли? Ведь в «Казни стрельцов» тебе не всё удалось, хотя картина имеет громадный успех.
Суриков.
- Да, ты знаешь, всё повторяется. К написанию «Казни» меня подтолкнуло увиденное пламя свечи на белом полотне, а вчера я вышел во двор и увидел чёрную ворону на белом снегу.
Жена.
- И что же напомнила тебе ворона? Отчего у тебя опять пропал сон и ярким пламенем горят глаза?
Суриков.
- Я вижу хрупкую, прекрасную замужнюю женщину, которая обессмертила себя одной лишь способностью перечеркнуть негодный для свободной души закон и сказать: «Нет!» Я вижу вызов в её лице.
Звучит музыка Свиридова. Романс «Метель»
4-ый ведущий
Во мраке, страстью разогретом,
Твоё лицо я увидал,
Светился лёгким лунным светом
Его таинственный овал.
Но было тёплым, было юным
И было нежным то лицо,
Обрызганное светом лунным,
Как бы серебряной пыльцой.
Я тихо брал его в ладони,
Так бережно, как лунный свет.
И звон стоял, и в этом звоне
Я слышал звон других планет.
И в этом пламенном виденье
Схлестнулись вечность и мгновенье.
Хозяйка. (На фоне картины «Боярыня Морозова»)

Так кто же она, эта боярыня Морозова? Могло ли случиться так, что мы просто не знали бы её имени? Мы много чего в нашей истории не знаем. Но тут другой случай, тут великий Суриков со своей картиной. А может быть, личность этой женщины такова, что даже если и не Суриков, так другой великий бился бы над её жизнью, загадкой характера и судьбы?
Звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»
5-ый ведущий
Боярышне Феодосии Соковниной шёл 17-ый год, когда её посватал стольник и и ближний боярин царя Алексея Глеб Иванович Морозов. Невеста была невысокая, но статная, живая, с ясными синими глазами. Так светлы были её волосы, точно сияли в жемчуговых пронизях и гранатовых подвесках. И брал её в жёны Морозов, имеющий неслыханное состояние и богатство за достоинство, которое нельзя приобрести ни за какое злато-серебро: за редкостную красоту. С Феодосией в дом Морозовых вошла молодость и весёлость. Все домашние любили её за радость душевную и доброту.
Звучит музыка Бизе «Кармен»
За молодёжью же морозовского дома поднимается вскоре такой могучий, такой огромный, точно само грозовое небо, протопоп Аввакум. Он становится духовником боярыни Морозовой, её домашним человеком, другом и учителем. «Неистовый Аввакум» называют его в народе, так как неспокойный поп ни с кем не ладил, ни с паствою, ни с боярством, хотя был близок к царю и водил дружбу с царским духовником.
Человек недюжинного ума, писатель, чьё «Житие» считается одним из гениальных произведений русской литературы, он обладал громадной силой воли, был крепок в своих убеждениях, дерзок и насмешлив к сильным мира сего.
6-ой ведущий
За кусок сердобольного хлеба
И протянутые гроши
Попросил у слепого я Небо
И чуть-чуть его доброй души…
А изверившись в счастье навеки,
Погибая в глубоких снегах,
Попросил я костыль у калеки,
Чтоб устойчивей быть на ногах.
У обманутой – выпросил веру,
У больного – несломленный дух,
А у нищенки жалкой – манеру
Не стыдиться людских оплеух…
И однажды – бессильный, бескрылый –
Я почувствовал Веры тепло…
Словно Истину Небо открыло
И на душу Блаженство сошло!
Звучит музыка П.И.Чайковского «Баркарола»
Хозяйка
И могла ли Феодосия Морозова, повзрослев и поумнев, полюбить иного человека, а не протопопа Аввакума? Конечно же, нет. Но протопоп был женат, у него были дети. Поэтому, оставшись в 30 лет вдовой, хотела она постричься в монахини. Однако была причина, остановившая её – малолетний сын Иван, её печаль и забота. Потому замкнулась боярыня в монастырском домашнем обиходе. А в письмах к Аввакуму звучит голос живой женщины, подверженной страстям и слабостям.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Баркарола»
Не стращай меня грозной судьбой
И великою северной скукой.
Нынче праздник наш первый с тобой,
И зовут этот праздник – разлукой.
Ничего, что не встретим зарю,
Что луна не блуждала над нами,
Я сегодня тебя одарю
Небывалыми в мире дарами:
Отраженьем моим на воде
В час, как речке вечерней не спится.
Взглядом тем, что падучей звезде
Не помог в небеса возвратиться,
Эхом голоса, что изнемог,
А тогда был и свежий, и летний, –
Чтоб ты слышать без трепета мог
Воронья подмосковного сплетни,
Чтобы сырость октябрьского дня
Стала слаще, чем майская нега…
Вспоминай же, мой ангел, меня,
Вспоминай хоть до первого снега.
6-ой ведущий
И помнит её Аввакум, любит. Иначе откуда такие слова в письмах у протопопа: «Звезда утренняя, упованье моё, надежда моя»?..
Звучит музыка Бизе «Кармен»
- Ну, дружец мой, не сердитуй жо! Правду тебе говорю. Кто ково любит, тот о другом печётся и о нём промышляет пред Богом и человеки.
- Свет мой, государыня! Люблю я правило нощное и старое пение.
А в Москве это были времена Никона. Точно чёрная туча, гнетущая, налегла и затмила свет: патриарх Никон. Властный, резкий, не привыкший уступать, обласканный царём Алексеем, он в течение 1653-56 годов провёл ряд существенных церковных реформ. Исправлялись, то есть подвергались правке старинные богослужебные книги, вносились изменения в церковные обряды, были введены обязательные проповеди с греческой традицией. Поддержанный царём и большею частью духовенства, Никон вовсе не был склонен считаться с чувствами тех, для кого это казалось оскорблением веры отцов.
Хозяйка.
Можно представить, как в доме стольника Морозова молодёжь, родня Феодосии Прокопьевны и она сама, слушали огненные речи Аввакума. Он-то весь как сверкание последней молнии московской, как один вопль о спасении Руси, об отведении чудом Божьим сокрушительного, занесённого над Русью удара. Аввакум уже предвидел за Никоном кнут и дыбы Петра. И вещий клекот его тревоги передался молодой боярыне.
Звучит музыка Моцарта Реквием»
И не без нашего участья,
Что ныне ясно стало всем,
Её разрезали на части
Да не порезали совсем.
И воронье следит зловеще
Из дальних и соседних стран,
Как наша кровь ручьисто хлещет
Из гибельных, Глубоких ран.
Хоть с нами обошлись жестоко,
Но по законам естества
Ещё в нас живы кровотоки,
Соображает голова.
Хоть делят нас, как те полушки,
И ссорят наши языки,
В крови у нас – Халиф и Пушкин,
Шевченко, Колос, Рудаки-с.
И ждём: из русичей когорты
Найдётся кто-то волевой,
Срастит страну водою мёртвой
И оживит водой живой.
И по законам смерти в лету
Бесславно канет воронье,
И вновь Россия явит свету
Лицо прекрасное своё.
1-ый ведущий
Морозова переняла святую тревогу Аввакума. Весь мир весёлой и простодушной женщины, знатной боярыни был потрясён. Аввакумовы зарницы осветили ей всё: Русь зашаталась в вере, гибнет. Жизнь стала для неё в одном: как спасти Русь, отдав для этого, когда надо, и себя.
2-ой ведущий
С женою и детьми выслали Аввакума в Сибирь, посадили в земляную тюрьму на берегу Белого моря. А через несколько лет, так и не смирившийся, не униженный, взошел он на костёр и полыхнул ярким пламенем.
3-ий ведущий
Никакие уговоры и застращивания не могли переменить и Морозову. Она уже избрала свою судьбу: страдание за двупёрстную Русь.
И в ночь на 16 ноября 1671 года Феодосия Морозова вместе с сестрой, единомышленницей Евдокией Урусовой были взяты под стражу.
4-ый ведущий
От шума в доме проснулся сын боярыни Морозовой, отрок Иван.
- Матушка, матушка, - сбежал с крыльца за матерью.
Шевельнулась она, посмотрела на сына с улыбкой:
- Сынок Ванюша.
И отрок поклонился ей вслед.
Больше они никогда не виделись.
5-ый ведущий
Мучили сестёр, заковали ноги в железо, поднимали на дыбе, на которой выворачивались суставы. Морозова кричала: «Христиане ли вы, коли так мучаете человека…» Но не то, не то хотели от неё услышать. И не услышали. Даже тогда, когда узнала в темнице о смерти единственного сына. Металась, кричала, скорбь и отчаяние были безграничны, но не сломалась.
Звучат колокола
Умирая, томлюсь о бессмертье.
Низко облако пыльной мглы…
Пусть хоть голые красные черти,
Пусть хоть чан зловонной смолы.
Приползайте ко мне, лукавьте,
Угрозы из ветхих книг,
Только память вы мне оставьте,
Только память в последний миг.
Чтоб в томительной веренице
Не чужим показался ты,
Я готова платить сторицей
За улыбки и за мечты.
Смертный час, наклоняясь, напоит
Прозрачной сулемой.
А люди придут, зароют
Моё тело и голос мой.
6-ой ведущий (На фоне картины «Боярыня Морозова»)

У Сурикова – тот самый момент, когда боярыню увозят из Москвы с глаз народных, подальше. Нет, их с сестрой не убили, не сожгли. Царь очень боялся публичной казни. Решили уморить голодом в земляной яме на три с половиной метра в глубину.
Хозяйка.
И настала последняя ночь боярыни Морозовой. Уже не болит измученное тело, не трепещет душа.
Только тёмное звёздное небо над головой и громадные глаза, в которых любовь и облегчение.
О чём же думала Феодосия в последний миг, куда рвалась её душа? К любимому, к Аввакуму.
Рассматривание портретов боярыни Морозовой и протопопа Аввакума.


Звучит песня в исполнении Татьяны Булановой «Ещё одна осталась ночь у нас с тобой»
Василий Иванович Суриков реалистично изобразил событие, имевшее место в истории России. Его работа побудила людей не только узнать о судьбе боярыни Морозовой, но и задуматься над ее поступком. Кто-то воспринимает ее как фанатичку, кто-то восхищается ее несгибаемостью и верностью принципам. Во время появления картины люди сравнивали героиню с народниками и Стенькой Разиным. Это говорит лишь о том, что «боярыни Морозовы» есть в каждой эпохе, всегда найдутся люди, верные своим убеждениям.
Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами перенеслись в далёкое прошлое нашей страны, узнали историю судьбы знаменитых людей 17 века: протопопа Аввакума и боярыни Морозовой; увидели талант русского художника Сурикова; услышали музыку и стихи великих композиторов и поэтов. От всей души благодарю моих помощников, ребят, подготовивших данный материал. Приглашаю увлекающихся музыкой, литературой, историей продолжить наши встречи. Спасибо!

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс Литературный вечер для старшеклассников с презентацией. Конквистадор Николай Гумилёв Сценарий литературной радиопередачи для школьников Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, 6-8 класс

Похожие статьи:

Сценарий литературной композиции для школьников. Творчество Некрасова

Конспект урока по русскому языку в 7 классе. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени
Опубликовано: 3006 дней назад (5 января 2016)
Просмотров: 3568
+2
Голосов: 2
Лариса Андреевна Князева # 6 января 2016 в 14:44 +1
Наталья,вы знаете,всегда пишу как бывший методист, анализируя плюсы и минусы конспектов. Но почитав ваш, это желание пропало.Читаю,и как бы на уроке, слышу эту музыку стих...Сильное впечатление, затрагивает душу.Анализа не будет. Отличный,во всех отношениях, урок.Спасибо.
Наталья Благодарова # 6 января 2016 в 18:47 +1
Спасибо за добрые слова. Когда мы проводили это мероприятие в школе, на глазах ребят были слёзы. А это сегодня много значит. Спасибо.
Анна Васильевна Зенкина # 7 января 2016 в 10:10 +1
Спасибо за чудесный мастер-класс! Тема интересная, важная, актуальная в современном мире! Развивая чувства, черты характера, которые незримо связывают ребёнка со своим народом, я в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера. Обязательно воспользуюсь вашим материалом!