Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Конституция - основной закон государства"

Конспект урока по обществознанию «Конституция – основной закон государства».
Автор: Еремеева Екатерина Ивановна, учитель истории и обществознания ГБОУ РМЭ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   VIII вида», с Казанское.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по обществознанию для 8 класса по теме «Конституция – основной закон государства». Данный материал будет полезен учителям обществознания коррекционной школы VIII вида. Это конспект учебного занятия, направленного на объяснение, что такое Конституция  и какова ее роль в жизни общества.
Конспект урока на тему: «Конституция – основной закон государства».
Цель урока:
Объяснить, что такое Конституция  и какова ее роль в жизни общества.
Задачи урока:
Образовательные:
Добиться усвоения обучающимися основных понятий;
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение участвовать в дискуссии; развивать навыка работы в малой группе;
Воспитательные:
Продолжать содействовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Основные понятия:
Конституция, закон, Российская Федерация.
Оборудование:
- Конституция Российской Федерации;
- Карточки с заданиями;
- Ручки, карандаши, тетради.
Тип урока:
Комбинированный.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
1.1. Успокоить учеников, чтобы можно было приступить к проведению урока;
1.2. Приветствие, доклад дежурного;
1.3. По журналу отметить присутствующих и отсутствующих.
Вступление:
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
2. Повторение пройденного материала:
2.1. Фронтальный опрос:
- Что такое отрасль права? (совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений).
- Назовите отрасли права (Государственное (конституционное), Административное, Уголовное, Процессуальное, Гражданское, Семейное, Трудовое право).
- С какой отраслью права вы встречались в своей жизни? (Ответы детей).
2.2. Работа с раздаточным материалом:
Задание: Работа на перфокарточках:
Отрасли права                            Частное право        Публичное право
Государственное (конституционное) право
Семейное право
Административное право
Процессуальное право
Гражданское право
Трудовое право
Уголовное право

Правильный ответ:
Отрасли права                            Частное право Публичное право
Государственное (конституционное) право                +
Семейное право                                  +
Административное право                                        +
Процессуальное право                                                   +
Гражданское право                          +
Трудовое право                                   +
Уголовное право                                                +
3. Актуализация новых знаний:
3.1. Вступительное слово учителя.
3.2. Сообщение темы урока: «Конституция – основной закон государства».
4. Изучение нового материала:
4.1. Вводная беседа учителя: Наша Родина - Россия.
Вопрос: - Как называется  страна, в которой мы живем? (Россия).
Россия – это страна, в которой ты живешь, в которой живут твои родители и друзья, в которой живем все мы. Мы называем ее своей Родиной, потому что здесь мы родились и выросли. Все здесь для нас родное!
4.2. Ученики читают стихи о России:
Родные просторы

Если долго-долго-долго
В самолете нам  лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы:
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
                                                                                                         В. Степанов
4.3. Рассказ учителя:
По-другому ее можно назвать «Российская Федерация», в переводе с латинского означает «союз», «объединение». В Российской Федерации субъектами федерации являются республики, края, области. Каждое общество должно жить по определенным законам.
Вопрос: - Кто знает, как называется основной закон страны? (Конституция).
4.4. Рассказ учителя:
Давным – давно  в обществе ещё не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав». С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым следует жить в своей стране.
В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны.
4.5. Словарная работа:  Конституция  (от. лат. «устройство») – это основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Все законы, которые принимаются в стране, обязательно согласуются с тем, записано в Конституции.  В ней перечислены основные права граждан России.
Вопрос: - Какие вы знаете права граждан: (отвечают).
- право на жизни,
- право на свободу и личную неприкосновенность,
- право на жилище,
- право на образование,
- право на отдых,
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
4.6. Дополнение учителя: Согласно Конституции, каждый гражданин России (мужчина и женщина, молодой и старый,  богатый и бедный) обладает равными правами со всеми остальными гражданами.
Вопрос:  - Когда была принята Конституция? (ответы детей).
Запись в тетрадь и на доске: Конституция Российской Федерации была принята в декабре 1993 года. В 2013 году 12 декабря ей уже стало 20 лет.
Физкультминутка – Гимнастика для глаз.
4.7. Работа с Конституцией: Посмотрите, с чего начинается Конституция.
На первой странице Конституции – гимн нашей страны.
1. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)
Прослушаем гимн нашей страны.
В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
2. Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, синий цвет – Верность, красный цвет - Отвага.
Флаг России.
Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный  рассвет.
                                В. Степанов
3. Следующий символ нашей страны – герб. Что на нем изображено?
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.
4.8. Рассказ учителя: Президент Российской Федерации.
Президент – глава Российского  государства. Он является гарантом Конституции РФ. Президент обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и согласие.
Первый президент Б.Н. Ельцин. Он издал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Целью всенародного голосования было утверждение новой Конституции России. 12 декабря - всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Президенты РФ – второй президент РФ – Путин В.В. (2000 -2008 гг.), третий президент РФ – Медведев Д.А. (2008 -2012 гг.). действующий президент РФ – Путин В.В., который избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года.  
4.9. Содержание Конституции РФ.
Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных п переходных положений (раздел 2).
4.10. Рассказ учителя:
В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
Вопрос: - Какие же права есть у вас, школьников?
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Вопрос: - Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы должны их соблюдать.
4.11. Кратко проговорив материал, сделать основные выводы по теме урока.
5. Первичное закрепление изученного материала.
Тест.
1. Конституция – это …
А) юридический акт
Б) основной закон государства
В) указ президента

2. «Конституция» в переводе с латинского означает:
А) Устройство
Б) Согласие
В) договор

3. Когда отмечается день Конституции?
А) 12 июня
Б) 12 декабря
В) 1 сентября

4. Как была принята Конституция РФ?
А) Президент РФ подписал указ
Б) Прошло всенародное голосование
В) Государственная Дума приняла закон

5. Кто является гарантом Конституции РФ?
А) Народ
Б) Президент
В) Правительство страны
6. Подведение итогов:
Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.
Объявление оценок за урок.
7. Домашнее задание:
Нарисовать флаг и герб России.

Рекомендуем посмотреть:

Цели применения ИКТ на уроках истории Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни". Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

КВН по истории Казахстана

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года

Тесты по истории России для 7 класса «История нашей страны древнейшего периода» | Конспект урока природоведения 5 класс. Моря и океаны
Опубликовано: 970 дней назад (9 апреля 2014)
Просмотров: 5288
+2
Голосов: 2
Фагима Ромазановна Надеина # 20 апреля 2014 в 10:32 +1
Молодцы! Урок достаточно занимательный, материал насыщенный и интересный! Удачи!
Алена Викторовна Глазунова # 20 апреля 2014 в 12:29 +1
Спасибо большое! Урок познавательный, очень много интересного материала. К сожалению, трудновато для понимания моих детей. Им надо что-нибудь попроще.Но всё-равно, спасибо за публикацию.