Конкурсы для педагогов и детей

Конспект беседы в подготовительной группе. Календарь осени - сентябрь

Конспект беседы в подготовительной к школе группе на тему «Календарь осени - сентябрь»
Детям о Сентябре
Автор: Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г.Новочебоксарска Чувашской Республики
Описание материала: Конспект беседы на тему по теме «Календарь осени - сентябрь» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы ( 6-7 лет). В данном конспекте представлены поговорки и приметы, способствующие развитию интереса к народному месяцеслову.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Цели: Развитие компонентов устной речи детей: связной речи – диалогической формы. Познакомить детей с народными приметами, поговорками об осеннем месяце- сентябре.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить представления о временах года, об осенних месяцах (сентябрь,о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
2. Развивающие:
-развивать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами;
-развивать у детей интерес к окружающему, развивать память, внимание.
3.Воспитательные: -воспитывать умение слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу.
Словарная работа:
-активизация словаря по теме «Осень»;
-совершенствование навыков ведения диалога.
Воспитатель: Началась осень. Наступил первый месяц осени. Как он называется?
Ответы детей:
Сентябрь.
Воспитатель:
Люди внимательно относились к природе,и подмечали все изменения.А природа сама подсказывала, как можно называть месяцы или какие изменения происходят в разные времена года.Сентябрь замыкает лето. Его часто называют «хмурень».
Как вы понимаете это слово?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно, в сентябре всё чаще начинает хмуриться небо, а дни становятся ненастными.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «В сентябре лето кончается, осень начинается» и «Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает». Ребята,а вы заметили изменения в погоде? Как изменилась погода в сентябре?
Ответы детей.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «В сентябре днем погоже, да по утрам негоже». «Батюшка-сентябрь не любит баловать».
Воспитатель: Как вы понимаете эти поговорки?
Ответы детей.
Одинаковая ли погода утром, днём и вечером?
Ответы детей.
Воспитатель: В сентябре по утрам уже довольно холодно,бывают заморозки.А днём ещё по - летнему тепло, а иногда даже и жарко.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «В сентябре и лист на дереве не держится», а ещё «Сентябрь – листопадник». Ребята, как вы понимаете эти приметы?
Ответы детей.
Воспитатель: Как только листьям не хватает солнышка, они начинают вянуть и теряют свой зелёный цвет, расцвечиваются в разные цвета, а потом опадают. А вы заметили, на каких деревьях начали расцвечиваться листья?
Ответы детей.
Воспитатель: А с каких деревьев первыми начали падать листья?
Ответы детей.
Воспитатель: А с каких деревьев листья не опадают?
Ответы детей.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «Сентябрь птиц в дорогу торопит», и « В сентябре лес реже и птичий голос тише».
Улетают птицы в теплые края. Какие птицы улетели первыми?
Ответы детей.
Воспитатель:
А какие ещё остались?
Ответы детей.
Воспитатель: Первыми исчезли стрижи. Затем и другие птицы собираются в стаи и незаметно улетают в дальний путь. А зимующие птицы перебираются поближе к жилищам людей.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «Сентябрь без плодов не бывает» а ещё « Холоден сентябрь, да сыт», а ещё «Холоден хмурень - сентябрь, да щедро кормит».
Как вы понимаете эти пословицы? Какие работы люди ведут в огородах, полях и садах?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие овощи поспели в сентябре?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой овощ любите вы?
Воспитатель: Какие фрукты собирают в садах в сентябре?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, в сентябре в огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. На полях сеют озимые и подготавливают землю к весенним работам.
Воспитатель: Про сентябрь говорят: «В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина». Как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей.
Воспитатель: Кому пригодятся в пищу ягоды рябины?
Ответы детей.
Воспитатель: Рябина спасёт от голода многих зимующих птиц: снегирей, свиристелей, дроздов и других птиц.
Воспитатель: Какие приметы и поговорки о сентябре - первом осеннем месяце, вы запомнили? Какая из них самая интересная?
Ответы детей.

Рекомендуем посмотреть:

Осенняя прогулка в подготовительной группе Сценарий осеннего досуга. Подготовительная группа Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» Конспект занятия по теме Осень в подготовительной группе
Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» | Сценарий физкультурно-познавательного досуга в подготовительной группе. День Героев Отечества
Опубликовано: 805 дней назад (27 сентября 2014)
Просмотров: 2361
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Байкова # 27 сентября 2014 в 14:06 0
Добрый день! В обобщении вы говорите о приметах осени, хотя НОД о первом осеннем месяце, поэтому вопрос к детям корректнее будет звучать: " По каким признакам мы можем судить о наступлении осени?". Спасибо!
Гульназ Мансуровна Миначетдинова # 27 сентября 2014 в 14:21 0
Спасибо за комментарий!
Татьяна Волкова # 27 сентября 2014 в 16:54 +1
Доброго времени суток. Очень богатый словесный материал у вас подготовлен, вы обращаете внимание детей на все изменения в природе, которые происходят в сентябре, некоторые вопросы вашего материала опираются на наблюдения, которые должны быть проведены заранее, вы побуждаете детей рассуждать о значении примет, опираясь на их опыт, очень содержательное и интересное занятие, жаль не указана наглядность. Голос.
Наталия Алексеевна Филимоненко # 27 сентября 2014 в 20:20 0
Здравствуйте. Очень содержательный НОД. Охвачено сразу столько вопросов...и перелетные птицы, и виды деревьев, и особенности первого месяца осени, и овощи. И все это с помощью пословиц и народных примет. Здорово!
Елена Александровна Володина # 28 сентября 2014 в 18:08 0
Добрый вечер!Содержательная,познавательная,богатая приметами и поговорками получилась у вас беседа.Дети применили все знания ,полученные ранее для ответов на ваши вопросы.Богатый материал получили дети в ходе вашей беседы,способствующий развитию связной речи и обогащению словарного запаса. v