Конкурсы для педагогов и детей

Разработка учебного занятия по спортивному ориентированию

Разработка учебного занятия по спортивному ориентированию
Автор: Мелентьева Ирина Николаевна методист МУДО ДДЮ г. Черемхово
Практическая значимость: Разработка может быть полезной для педагогов дополнительного образования, учителей географии, методистов и специалистов реализующих туристско - краеведческой направленности.
Объединение: «Спортивное ориентирование»
Группа: 1 год обучения (наполняемость 12 человек)
Тема: Ориентирование на местности. Азимут
Время:45 минут
Авторский медиапродукт: электронная презентация

Цели занятия:  закрепить знания учащихся о рельефе  местности, различных способах его изображения на спортивных картах; мотивировать действия детей на целенаправленную поисковую деятельность (поиск отличительных особенностей, характеризующих определённый вид изображения рельефа на карте).
Задачи:
1. Образовательная: создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить  определять азимут по компасу.
2.Развивающая: Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3. Воспитательная: Развивать познавательный  интерес к  предмету, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.
Основные понятия и термины: азимут, рельеф местности, горизонтальное и линейное изображение рельефа,  движение по азимуту, компас.
Тип занятия: комбинированное, включающее в структуру проверку,  закрепление  знаний и умений, знакомство с новым материалом.
Форма занятия:путешествие с элементами диалога, исследования, решения поставленной проблемы; представление лекционного материала.
Формы обучения: игровые формы (имитационные), переходящие к самостоятельным, индивидуальным, парным формам  работы.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компасы,  демонстрационная модель компаса,  линейка,  транспортиры,  компьютер,  мультимедийный проектор,  интерактивная доска,  мультимедийная презентация.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемно-эвристические, когнитивные.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
1)необходимый материал в существующих учебно-методических пособиях недостаточно освещён (нет определённых иллюстраций, схем, текстов);
2)эффективность индивидуального подхода к работе  с  обучающимися в процессе всего занятия;
3)повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения педагогом  необходимых сведений и показ демонстрационных фрагментов;
4)подача нового  красочного, иллюстрированного материала через экран монитора, с целью активизации познавательных способностей  детей первого года обучения.

Ход занятия
(слайд 1)
Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север,
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
1.Организационный этап.
Взаимное приветствие педагога и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности детей  к занятиям, организация внимания. Формулировка темы занятия. Определение  цели и  постановка задач.

2. Этап актуализации знаний, настрой на восприятие нового материала.
У каждого ребенка на столе лежит спортивная карта.
Ориентирование  - это, в том числе, и  умение находить стороны горизонта.
- Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт?  ( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)
Загадки для повторения:
Эта линия всё время,
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.
(линия горизонта)
-Что называют линией горизонта?
(педагог предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске, остальные работают в тетрадях )
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны. Назовите  направления промежуточных сторон?
(слайд 2,3)
Способы ориентирования
(слайд 4,5)
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?  
-В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.
-Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам. ( слайд 7)
Ориентирование по деревьям
Ориентирование по Солнцу.
(слайд 6)
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам
( по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.
Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.
(слайд 8)
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.
Правила работы с компасом.
(слайд 9)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.  
Задание.
(слайд 13)
Определите,  в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?
Педагог
После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.

Азимут и его определение
(слайд 10,11,12)
- Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.
Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.
- Что же такое азимут? Прочитайте определение.  
- Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(педагог показывает на демонстрационной модели компаса  приёмы определения азимутов).
Задание.
(слайд14,15)
Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

   Рефлексия.
(слайд 16)
Нарисуйте фигуру, используя следующие данные( на доске):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ?
4.Н - Ю, Р=500м, А= ?
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?

(слайд17)

Педагог  
(слайд18)
1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?
Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового занятия по математике в подготовительной группе План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
Эссе педагога на тему: Здоровая семья – здоровые дети
Опубликовано: 984 дня назад (31 марта 2014)
Просмотров: 4925
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Юлия Александровна Харченко # 31 марта 2014 в 07:41 +6
Ирина Николаевна! Спасибо за материал! Я думаю,что это очень актуально,ведь сейчас развитию спортивного туризма уделяется особое внимание.Да и лето впереди-в оздоровительном лагере такое занятие пойдет "на ура!"
Ирина Николаевна Мелентьева # 31 марта 2014 в 11:49 +2
Спасибо, рада что угодила) rofl
Ольга Михайловна Штруба # 7 апреля 2014 в 16:42 +2
Здравствуйте, Ирина Николаевна! С удовольствием прочитала Вашу разработку! Очень полезный,нужный, актуальный материал! Взяла себе на заметку Ваше занятие.Обязательно опробирую его на своих ребятах! Спасибо!
Ирина Николаевна Мелентьева # 8 апреля 2014 в 03:39 0
Пожалуйста smile