Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока-практикума "Человек", 5 класс

УМК: УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова
Класс: 5.
Тема: Практикум по теме «Человек»
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психологической деятельности.
Формируемые умения:
Познавательные умения:
- определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- через самостоятельное выполнение заданий путем анализа и логических выводов ответить на вопросы о важности правильного общения;
- высказывать аргументированное суждение об актуальных проблемах общения в подростковом возрасте
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку заданий и вносить корректировку.
Коммуникативные умения:
- готовность получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и работать самостоятельно;
- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- объяснять значение понятий общение, конфликт;
- выявлять характерные черты общения.
Оборудование: учебник обществознания Л. Н. Боголюбова (5 класс), рабочая тетрадь к учебнику Л. Н. Боголюбова, карточки с заданиями, проектор, монитор, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка проблемы и определение темы урока.
- Проверка домашнего задания в рабочей тетради стр. 12 № 7 (выслушать 2 – 3 человека).
- Было ли что-то общее в мечтах?
- Мечтательность – это признак какого возраста?
- Что вы еще помните о подростковом возрасте?
- Сегодня мы будем говорить еще об одной проблеме, возникающей у подростков. Сейчас мы прочитаем советы писателя Григория Остера.
1. Если вы собрались другу
Рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга
Бесполезно – убежит,
И на память вам оставит
Эту пуговицу друг.
Лучше дать ему подножку,
На пол бросить, сверху сесть
И тогда уже подробно
Рассказать свою беду.
2. Если к папе или маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
3. Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
- Что объединяет все эти советы? (неправильные, вредные)
- Какие проблемы возникнут у героев? (не умеют правильно вести себя в обществе)
- Какое умение у них не сформировано, мы узнаем, разгадав ребус (ребус на доске).
- Ответ - ОБЩЕНИЕ
- Значит чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? (правильному общению)
- Давайте обозначим план нашей работы. Определим вопросы, на которые предстоит ответить (слова «роль», «правила», «проблемы» на доске).
• Какую роль играет общение в жизни человека?
• Какие правила общения вы знаете?
• Какие проблемы общения актуальны в подростковом возрасте?

3. Работа с правилами общения.
- Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
- Вдумаемся в их смысл. Что хотел сказать Экзюпери? (человек не может жить без общения, оно ему необходимо, это радость, удовольствие, роскошь).
- Вспомните литературного героя, который жил на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)
- Чего он был лишен? (одежды, удобств)
- Но от отсутствия чего или кого он больше всего страдал? (общения, людей)
- Без общения человек перестает быть человеком.
- Давайте каждый продолжит в тетради предложение: Общение важно для меня, потому что … (проверка)
- Действительно общение делает нашу жизнь проще и насыщеннее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

- Однако многие не умеют общаться. Навыки коммуникации приобретаются с возрастом, и самое главное – овладеть данным искусством.
- Как у нас звучит второй пункт плана урока? (Какие правила общения вы знаете?)
- Разделимся на 6 групп и познакомимся с правилами общения. Каждая группа будет разбирать одно правило, отвечая на поставленные вопросы и выполняя задания. Один человек выступает от каждой группы.

Задания для 1 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
вежливы, и, будьте, доброжелательны
Правило № 1. __________________________
2. Какие слова вежливости (формулы вежливости) вы знаете?
3. Приведите примеры, когда следует употреблять эти слова?

Задания для 2 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
правильно, говорить, и старайтесь, четко
Правило № 2. _____________________________
2. Каким образом издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки?
3. Какие скороговорки вы знаете? Расскажите.

Задания для 3 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
доброе, скупиться, на, надо, слово, не
Правило № 3. ____________________________
2. Ниже приведены пословицы, составленные из двух разных частей. Вам необходимо совместить половинки правильно, получить целые высказывания.
Доброе слово язык не отсохнет.
Худое слово и кошке приятно.
От доброго слова сладким медом не запьешь.
3. Приведите примеры, когда нужно придерживаться данного правила.

Задания для 4 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
Слово, сначала, потом, думайте, говорите, каждое, а, взвешивайте
Правило № 4. __________________________
2. Почему необходимо взвешивать каждое слово, сначала думать?
3. Приведите примеры, когда люди сначала говорят, а потом думают?
4. Какие последствия наступают в этом случае?

Задания для 5 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
собеседника, умейте, не, слушать, перебивайте
Правило № 5. ___________________________
2. Получится ли полноценное общение, если кто-то перебивает? Почему?
3. Приведите примеры из своей жизни, когда кто-то нарушает это правило?

Задания для 6 группы.
1. Составьте из рассыпавшихся слов правило общения
Быть, должно, всем, не, навязчивы, будьте, собеседникам, общение, интересно
Правило № 6. _____________________________
2. Какие чувства вы испытываете, если общение с каким-то человеком вас раздражает?
3. А когда вам не интересно?
4. А когда партнер навязчив?

- Выступление групп.
- Много ли правил общения?
- Можете ли вы добавить еще правила общения?
- Что может произойти, если не соблюдать правила общения? (проблемы)

4. Просмотр видеофрагмента.
- Вернемся к третьему пункту (Какие проблемы общения актуальны в подростковом возрасте?)
- Какая у вас есть наиболее актуальная проблема?
- Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, в котором тоже раскрывается проблема общения.
- Просмотр видео «Смешарики. Телеграф»
- Какая проблема поднимается в видео?
- Какие чувства испытывал Крош, когда сломался телеграф? Почему?
- Согласны ли вы с Кар-Карычем, что их надо спасать?
- У современных подростков есть ли такие проблемы?
- Как вы думаете, какое общение богаче, живое или с помощью технических средств?

5. Стихотворения.
- А теперь давайте мы с вами проверим, знаете ли вы правила хорошего тона. Я начинаю читать стихотворение, а вы продолжаете.
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «____» (Извините)

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свидания».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «_____» (Пока)

Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «_____» (Привет)

Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «____» (Спасибо)

Если друг чихнуть готов,
Вспомни фразу «____» (Будь здоров)

К Осьминожке Камбала
В понедельник приплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «____» (До свидания)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «____» (Пожалуйста)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашей работе. Возвращаемся к плану работы, намеченному в начале урока.
- Давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. Продолжи предложения.
- Я сегодня узнал …
- Я сегодня на уроке научился …
- Мне понравилось на уроке …
- Мне не понравилось …
- Я хочу еще узнать …

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни Технологическая карта урока обществознания, 5 класс. Образование в жизни человека Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя Методическая разработка урока обществознания с презентацией в 5 классе: Особенности подросткового во
Адаптация в 5 классе. Советы для родителей
Опубликовано: 2122 дня назад (4 июля 2018)
Просмотров: 5047
+3
Голосов: 3

Нет комментариев. Ваш будет первым!