Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по аппликации в старшей группе. Тема: «Украсим русский национальный костюм»

Непосредственно – образовательная деятельность по аппликации в старшей группе
Автор: Быкова Наталья Ивановна, воспитатель
Место работы: МДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №110", г.Петрозаводска, Республики Карелия
Занятие по аппликации в старшей группе на тему «Украсим русский национальный костюм"
Цель: Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Познавательное развитие. Уточнить знания детей о составляющих русского национального костюма и его украшениях. Формировать представления об элементах костюма.
2. Речевое развитие. Закреплять названия одежды русского народного костюма: рубаха, косоворотка, сорочка, сарафан. Уточнить названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.
3. Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.
4. Художественно- эстетическое развитие. Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать сарафан и рубаху. Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей; дополнять аппликацию рисунком.
5. Физическое развитие. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: Иллюстрации с изображением русского народного костюма; альбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан; листы красной бумаги для каждого ребенка, ножницы, фломастеры разных цветов, цветные карандаши.
Предварительная работа: Беседа об истории русского костюма; чтение стихотворений, пословиц, поговорок об одежде; рассматривание иллюстраций с изображением русских национальных костюмов; рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и заглянем в прошлое, чтобы вспомнить, как одевались русские люди в старину. Вспомните, пожалуйста, что было главными частями мужской и женской одежды? (рубаха).
Воспитатель: Да, в старину основу любого русского костюма составляла рубаха. Её одевали мужчины, женщины и дети. Она была широкой, белого цвета.
Воспитатель: Как ещё называли мужскую рубаху? (косоворотка). Почему она так называлась? (ответы детей). У косоворотки разрез воротника был не на середине груди, а сбоку.
Воспитатель: Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.
Воспитатель: А как называлась белая рубаха в старину у женщин и девочек? (сорочка). Поверх сорочки надевался сарафан. Он украшался спереди узорной полосой, тесьмой, кружевом, узорными пуговицами. Девушки вышивали волнистые линии, круги, ромбы, крестики, украшали по подолу лентами или тесьмой разных цветов. Когда русская красавица шла в таком сарафане, её часто называли «лебедушкой».
Воспитатель: Как вы думаете, а зачем в старину украшали одежда? (ответы детей). Вышивка не только делала костюм красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Воспитатель: В старину знаки на вышивке имели особое значение. Желтый круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Крест и круг еще соотносились с огнём и солнцем.
Воспитатель: Давайте сегодня украсим косоворотку для парня и сорочку, сарафан для девушки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой цвет на Руси был самым любимым? (Красный). Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Поэтому старинные наряды украшали чаще всего красным цветом. И мы в своей работе будем использовать именно этот цвет. Вы можете дополнять узор и орнамент фломастерами или карандашами других цветов.
Воспитатель обращает внимание на образец.

Воспитатель: Начнем с мужской рубахи. Следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги. Рубаха для молодца готова.
Воспитатель: Украшать одежду для девушки удобнее начать с сарафана. Перед сарафана и подол можно украсить ромбиками. Не забудьте про манжеты и рукава. Девушки на Руси любили украшения, часто на шею надевали бусы, ожерелья.
Дети выполняют работу. Воспитатель помогает, дает советы, отмечает наиболее удачные приемы в работах детей.
По окончании работы воспитатель вывешивает аппликации на магнитную доску. Дети рассматривают, обсуждают.





Воспитатель: Давайте рассмотрим, какие работы у вас получились. Как вы думаете, каким сказочным героям подойдет такая одежда? Из каких русских народных сказок? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди», «По щучьему велению» и др.) Что кому понравилось? У кого самый интересный наряд? Что было трудно делать? Что было интересно? (ответы детей).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по аппликации в старшей группе на тему: Зима Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада. Аппликация «Полярный медведь» из ватн Конспект занятия по аппликации в старшей группе детского сада Конспект занятия по аппликации в разновозрастной группе в детском саду на тему: Пасха
Участник №39 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2019 года
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: Пять, пятеро, пятый | Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе на День космонавтики
Опубликовано: 985 дней назад (28 марта 2019)
Просмотров: 12366
+4
Голосов: 4
Берик Галымжанович Копжасаров # 31 марта 2019 в 17:59 +4
Здравствуйте, работа интересная и патриотичная. Детям полезно знать историю и традиции своего народа, голос Вам!
Наталья Ивановна Быкова # 31 марта 2019 в 21:14 +2
Спасибо большое!
Тамара Михайловна Лавренко # 13 мая 2019 в 22:25 +3
Добрый вечер,Наталья Ивановна! Ваша публикация " Занятие по аппликации в старшей группе на тему «Украсим русский национальный костюм" интересная. Вначале Вы провели беседу о русском костюме,неплохо бы поместить одну- две иллюстрации в эту публикацию (это Вам на будущее).Очень хорошо,что Вы показали детские работы,как результат занятия. Дети справились с заданием,молодцы! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите голос № 3.