Конкурсы для педагогов и детей

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Цель: продолжать расширять и уточнять представления детей о воде, о её роли в жизни человека.
Развивать навыки исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, высказывать суждение, строить умозаключение.
Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: Беседа «Свойства воды», чтение стихотворений о воде. Составление монограммы для проведения опытов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
Дать элементарные представления о процессе фильтрации воды. Воспитывать бережное отношение к воде.
3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3.Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6.Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: глобус, картинки моря, реки, пруда; пластиковые стаканчики для опытов, растительное масло, лед , емкости для посуды, красители, зеркало, фильтровальная бумага, сахар, парфюмерное средство(духи, одеколон), нарисованная монограмма(таблица для занесения результатов проведения опытов)
Ход непосредственно образовательной деятельности
Звучит музыка, дети сидят на ковре. Входит Царица Водица.
-Здравствуйте, ребята. Я проплыла много морей и океанов, рек и озер и вся испачкалась. Посмотрите чего только нет на моем наряде! ( отходы производства, бутылки, бумага…). Некоторые люди так плохо относятся к природе и засоряют окружающую среду! Я так огорчилась и расстроилась увиденным, что, к сожалению , забыла кто я!
Включается запись “ Музыка воды”.
-Ребята, что за музыка льется? Какие звуки вы слышите и на что они похожи? (ответы детей).
-Действительно, это мелодия воды! Шум волн, плеск воды. Я вспомнила! Я Царица Водица.
А, вы слышали обо мне?
Говорят, что я везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без меня вам не прожить.
В озере меня найдёте
И в сыром лесном болоте.

-Ребята, я хочу показать вам глобус-макет нашей планеты. Какие цвета вы видите? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначают эти цвета? (ответы детей). Каким цветом обозначается вода?
Если покрутить глобус вокруг своей оси, то мы увидим, что преобладает синий цвет. Это означает, что воды на Земле больше, чем суши. Где же можно встретить воду? На этот вопрос вы найдете ответ разгадав мои загадки.

Загадки:
1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)
3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)
4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)
5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)
Где можно встретить воду? (В морях, океанах, озерах, прудах, водопадах, болотах, реках, растениях-показать картинки). Воду можно встретить не только в жидком состоянии, но и в твердом - лед, газообразном - пар. А знаете ли вы, что морская вода отличается от проточной воды? Морскую воду пить нельзя, - она соленная, проточная - пресная. Где встречается пресная вода? (в реках, водохранилищах, озерах, источниках). Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду, стирать, купаться, мыть игрушки…). Ребята как вы понимаете выражение “Бережное отношение к воде?” (Не мусорить возле водоемов - не кидать бумагу, бутылки, фантики, очистки от бананов…,закрывать кран). Ребята, посмотрите, благодаря вашим знаниям, правильным и бережным отношениям к окружающей нас среде, мой наряд очищается от мусора и нечистот! Спасибо вам за верные ответы! Теперь я стала, как раньше - чистой и прозрачной!
Ребята, какую воду мы получаем из крана? (Чистую). Правильно, чистую воду мы получаем благодаря очистным сооружениям, в которых находятся фильтры. Так же у многих из вас дома есть то же специальные мини - фильтры для очистки воды.

-Теперь, ребята, давайте отдохнем и превратимся в капельки…
Физ. минутка.
Звучит музыка.
Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались капельки вместе и потекли маленькими ручейками (дети – капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети - капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали капельки в океане, а тут солнышко пригрело (воспитатель поднимает над головой изображение солнца). Стали капельки лёгкими, воздушными, превратились в пар, из которого образовалось облако (дети – капельки присели, потом встают, затем поднимают вверх руки).

-Мы немного отдохнули, теперь предлагаю представить, что мы лаборанты. Проходим в мини-лабораторию.
Дети рассаживаются за столы, надевают нарукавники.
Для начала давайте вспомним правила безопасности проведения опытов:
-аккуратно пользуйся ёмкостью для воды
-не пробуй воду на вкус
-своевременно поддерживай порядок на рабочем столе, подтирай разлившуюся на стол воду.
-содержимое стакана осязаем с помощью движения руки : от стакана к лицу, не наклоняясь.
Поскольку мы с вами разговор остановили на способах очистки воды, предлагаю вам посмотреть, как это можно проделать в домашних условиях.
1 Опыт. Фильтрация воды.
Цель: выявить, что с помощью фильтровальной бумаги можно очистить воду от примесей.
В стакан с водой добавить растительное масло, перемешать, обратить внимание детей на то, что масло не растворилось, а плавает на поверхности воды тонкой пленкой. С помощью лейки и фильтровальной бумаги процедить воду. Масло осталось на бумаге, в стакан стекает вода без примесей.
Результаты занести в таблицу.

2 Опыт. Три состояния воды.
Цель: выявить, что лед плавает, тает, состоит из воды. При кипячении воды происходит парообразование - испарение.
1).Лед опустить в стакан, обратить внимание детей на то, что лед растворяется.
С помощью зеркала показать детям третье состояние воды. 2).Подержать зеркало над горячей водой. Обратить внимание детей на пар, который образовался на зеркале, превращаясь в капельки воды.
Результаты занести в монограмму.

3 Опыт. Вода прозрачная.
Цель: выявить, что вода прозрачная с помощью картинки. 1). Вода немного искажает изображение, но видно достаточно хорошо.
2). Добавить красители.

4 Опыт. Имеет ли вода запах?
Цель: выявить вода не имеет запаха.
1.Содержимое стакана осязаем с помощью движения руки: от стакана к лицу, не наклоняясь.
2. В стакан добавляем каплю парфюмерного средства (одеколон, духи).
Результаты занести в таблицу.

5 Опыт. Имеет ли вода вкус?
Цель: выявить, что вода не имеет вкуса.
Предложить детям попробовать, затем добавить сахар, сравнить.
Результаты занести в таблицу.

6 Опыт. Вода не имеет формы.
Цель: выявить, что вода принимает форму предметов.
Перелить воду из одного сосуда (банка) в другой ( графин).
Результаты занести в таблицу.

Подведение итогов:
Мы провели опыты, и заполнили таблицу. Теперь, давайте, глядя на монограмму, вспомним свойства воды.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность в старшей группе (опыты). Мир магнитов Конспект интегрированного НОД по экспериментированию в старшей группе Эксперементирование зимой в старшей группе ДОУ Конспект НОД в старшей группе. Свойства воды
Участник №23 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Снеговик из соленого теста для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Интересный сценарий Новогоднего праздника для детей старшей группы ДОУ
Опубликовано: 31 день назад (21 января 2017)
Просмотров: 160
+4
Голосов: 4
Дарья Литвинова # 21 января 2017 в 13:32 +1
Понравилось в данном опыте и правила безопасности и различные виды деятельности ( загадки,вопросы для детей, опыты), цели и задачи соответствуют. Возьму себе в копилку! +1 от меня.
Людмила Адвериковна Чиж # 21 января 2017 в 16:52 0
Спасибо Вам за коментарий к моей работе!
Александра Ивановна Шадрина # 23 января 2017 в 16:59 +1
Здравствуйте! очень понравилось занятие! Занятие достаточно сложное, но обязательно понравится детям, ведь они любят проводить различные эксперименты. Большой плюс, что обращаете внимание на правила безопасности при проведении оопытов и что используется достаточно видов деятельности. А такую физминутку как у вас, я еще не встречала, возьму на вооружение) В конце занятия хотелось бы, чтобы обобщили свойства воды и еще раз напомнили о необходимости бережного обращения, раз у вас стоит такая задача.
Людмила Адвериковна Чиж # 4 февраля 2017 в 16:45 0
Спасибо за комментарий!
Тамара Николаевна Кравцова # 25 января 2017 в 19:33 +1
Хороший конспект совместной игровой образовательной ситуации. Благодаря продуманной предварительной работе,которая позволила детям быть в ситуации не только слушателями, но и активными участниками, позволило воспитателю выполнить цель и задачи этого мероприятия.
Людмила Адвериковна Чиж # 4 февраля 2017 в 16:47 0
Спасибо за комментарий!
Тамара Николаевна Кравцова # 26 января 2017 в 01:46 +1
Хороший конспект совместной игровой образовательной ситуации. Благодаря продуманной предварительной работе,которая позволила детям быть в ситуации не только слушателями, но и активными участниками, позволило воспитателю выполнить цель и задачи этого мероприятия.
Наталья Александровна Сулейманова # 31 января 2017 в 16:06 +1
Занятие довольно сложное, но увлекательное для детей. Присутствует разного рода деятельность, и познавательная, и развитие речи, и художественно-эстетическая. Во время такого занятия у детей развивается умение анализировать свою деятельность. Спасибо за занятие!
Людмила Адвериковна Чиж # 4 февраля 2017 в 16:48 0
Спасибо за Ваш комментарий!
Светлана Николаевна Лунина # 2 февраля 2017 в 20:26 +1
Здравствуйте! Очень понравилось занятие! В процессе занятия вами были продуманы разнообразные методы и приемы привлечения внимания детей (создание проблемной ситуации-фильтрация воды,три состояния воды и т. д. ).В каждом моменте занятия старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Голос и удачи!
Людмила Адвериковна Чиж # 4 февраля 2017 в 16:49 0
Спасибо за Ваш комментарий!
Ирина Александровна Зуева # 18 февраля 2017 в 20:40 0
Здравствуйте,Людмила Адвериковна! Ваше занятие очень интересное и познавательное. Важно, что обращаете внимание на правила безопасности! В конце занятия можно подвести итог с детьми, поощрить тех, кто отличился. Возьму Ваше занятие себе в копилку. Мой голос Вам!