Конкурсы для педагогов и детей

Проект с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей - средней группы ДОУ

Проект по рисованию для дошкольников «Разноцветный мир чудес»
Анализ уровня развития художественно – эстетических способностей детей показал недостаточное овладение способами создания изображения, решения композиционных задач, несформированность интереса к изобразительной деятельности. Анализ условий в группе, созданных для формирования художественно-эстетического восприятия показал необходимость пополнения методического, дидактического, диагностического обеспечения, развивающей среды материалами и инструментами для нетрадиционных техник рисования. С целью выявления компетентности родителей провели анкетирование, которое показало, что родители заинтересованы в развитии у детей творческих способностей, но отмечают недостаточность теоретических знаний, практических умений. Родители готовы к сотрудничеству по данной теме.
Вид проекта творческий
Для детей младшего и среднего возраста
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.
Задачи проекта:
- формировать устойчивый интерес к искусству, эстетическое восприятие окружающего мира, эмоциональную отзывчивость, творческие способности, креативность;
- развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства:
- развивать изобразительные навыки посредством включения в деятельность нетрадиционных изобразительных материалов, создавать художественный образ средствами живописи.
- познакомить со свойствами изобразительных материалов, способами использования и их выразительными возможностями при создании рисунка;
- формировать у детей умение реализовывать художественные способности в социуме. Воспитывать творческую самореализацию.
- обогащать детско-родительские отношения, познакомить родителей с приемами организации детской деятельности, способствующие развитию художественно-творческих способностей детей.

Планируемый результат:
- у детей сформирован постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности;
- ребенок умеет отражать индивидуальное восприятие мира в рисунках;
- владеет современными нетрадиционными техниками изображения, техническими изобразительными навыками.
- реализует художественные способности в социуме, продолжает занятия в художественной школе

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.

Срок и этапы реализации проекта 2014-2016 гг
I этап – подготовительный: ноябрь 2014 - декабрь 2014 гг.
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Социологический опрос родителей.
II этап – основной: январь 2015 – апрель 2016г.
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей средней группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – завершающий: май 2016г.
1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами
2. 2. Презентация проекта на различных уровнях.
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатель, воспитанники, родители
Работа с родителями:
1 этап:
- выявление уровня представлений родителей по художественно – эстетическому воспитанию ребенка, изучение потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив предоставляемых услуг;
- анализ включенности родителей в образовательное пространство.
2 этап:
- повышение педагогической компетентности родителей;
- составление мониторинга участия родителей в деятельности;
- организация проектировочной деятельности педагогов (составление технологических карт, тематических программ работы клубов или гостиных, разработка программ индивидуального сопровождения семьи и т.д.)
3 этап:
- организация системы мероприятий, способствующих вовлечению родителей в педагогический процесс (консультирование, занятия клубов, тематические вечера, дни открытых дверей, участие в контрольных занятиях и т.д.)
4 этап:
- определение перспектив (деятельность педагогов, взаимодействия участников образовательного процесса);
Мониторинг проектной деятельности
• формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака;
• умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм;
• изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
• развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
• анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.
Критерии сформированности умений Критерии творческого развития
Передача формы Продуктивность
Строение предмета Разработанность образа
Передача пропорции предмета в изображении Оригинальность
Композиция Качество
Передача движения
Цвет

Заключение
Проект «Разноцветный мир чудес» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

Перспективное планирование
Младшая группа

Сентябрь
1. «Цветы в вазе»
Рисование методом тычка
Продолжать учить рисовать метом тычка, закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете и геометрических формах – круг.
Альбомный лист с карандашным контуром вазы и трех небольших кругов, гуашь, две кисти, изображение астр.
2. Гриб – боровик. Рисование методом тычка.
Продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о грибах и их видах.
Альбомный лист с контурным изображением грибов, образец, гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрации и муляжи грибов.

Октябрь
1. Осеннее дерево.
Рисование пальчиками, ладошкой.
Учить рисовать деревья приемом пальчикового рисования и ладошкой. Совершенствовать умения делать отпечатки ладони - крона дерева, пальчиками – листочки. Развивать цветовосприятие, творчество.
Листы бумаги с нарисованными стволами и ветками, гуашь желтого, красного цветов, салфетки, иллюстрации, образцы.
Яблочко наливное.
Рисование методом тычка.
Продолжать рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть, углублять представление о цвете, заполнять контур несколькими цветами.
Листы бумаги с изображенным контуром яблока, две кисточки, гуашь желтого. красного, зеленого цветов, образец. Ноябрь Нарисуй шарфик. Печать по трафарету, рисование пальчиками. Познакомить с печать по трафарету, учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции и творчество. Шарфики, вырезанные из ткани, гуашь в мисочке, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки.
2. Гусь
Рисование методом тычка.
Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о домашних птицах.
Зеленый лист с контурным изображением гуся, гуашь белого, красного цвета, две кисти (жесткая и беличья), принадлежности для рисования, образец .

Декабрь
1. Зимний лес.
Печать по трафарету, рисование пальцами.
Упражнять в печати по трафарету, закрепить умение рисовать деревья пальчиками. развивать чувство композиции, воображение, творчество.
Альбомный лист, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя – белым, зеленая гуашь в мисочке, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны.
2. Укрась елочку бусами.
Рисование пальчиками, оттиск пробкой.
Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой, развивать чувство ритма.
Можно использовать готовые елки из цветной бумаги, гуашь, пробка, елочные бусы.

Январь
1. Снеговик
Комкание бумаги (скатывание)
Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинки со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать творческое воображение.
Тонированный лист бумаги, салфетка целая и половина (белого цвета), клей в блюдце, гуашь, кисть, игрушка снеговик.
2. Добрый доктор Айболит
Восковые мелки + акварель + маркеры.
Учить рисовать человека восковыми мелками или маркером, дополнять детали (чемоданчик, градусник и т. д.), тонировать лист. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать цветовосприятие, творчество.
Листы бумаги разного формата, восковые мелки, маркеры, иллюстрации, принадлежности для рисования.

Февраль
1. Портрет зимы
Восковые мелки + акварель + маркеры
Закреплять умение рисовать человека или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист бумаги в цвет зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие, творчество.
Лист бумаги разного формата, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисти, иллюстрации, принадлежности для рисования.
2. Нарисуй и укрась вазу для цветов.
оттиск отпечатками.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалов, развивать воображение, чувство композиции и ритма.
Листы тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, формы для обведения (овальные, круглые)

Март
1. Ветка мимозы.
Рисование пальчиками
Закреплять умение самостоятельно рисовать цветы мимозы, делая отпечаток пальцами. Учить располагать цветы вдоль всего стебля, закреплять умение рисовать тонкой кистью листья и стебли. Расширять знания о первых весенних цветах.
Светло – зеленый лист, гуашь зеленого и желтого цвета, кисть, образец или иллюстрация, принадлежности для рисования.
2. Кто живет в стеклянном доме.
Восковые мелки + акварель.
Упражнять детей в рисовании овальной формы, тонировать листы разными цветами акварели. Развивать творчество.
Листы бумаги, восковые мелки, акварель, кисти, эскизы.

Апрель
1. Грачи.
Рисование методом тычка.
Продолжать учить рисовать птиц способом тычка, закреплять умение рисовать концом тонкой кисти. Расширять знания о перелетных птицах.
Листы с контуром грача, черная и белая гуашь, две кисти, принадлежности для рисования, иллюстрация.
2. Два петушка.
Рисование ладошками.
Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.
Тонированные листы бумаги, гуашь в мисочках, петушок - игрушка, принадлежности для рисования.

Перспективный план
Средняя группа

Сентябрь
1. Утята в пруду.
Рисование тычком.
Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком. Формировать познавательный интерес к природе, воспитывать творчество.
Альбомный лист, гуашь, кисточки (щетинистая и беличья), пробные листы для проверки цвета, принадлежности для рисования.
2. Бабочки
Монотипия, обведение ладони и кулака.
Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулак – маленькое). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.
Силуэты симметричных, ассиметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.

Октябрь
1. Осенние листья
Отпечаток листьев, набрызг.
Познакомить с техникой печатания листьев. Закреплять умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампонах при печати.
Тонированные листья, гуашь, поролоновые тампоны, трафареты, щетки, принадлежности для рисования.
2. Ветка рябины (с натуры)
Рисование тампонами и пальцами.
Учить анализировать натуру, выделять ее признаки, особенности. Закрепить умение рисовать пальцами, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции.
Ветка рябины, листы А- 4, гуашь, кисти, принадлежности для рисования.

Ноябрь
1. Мое любимое платье (свитер).
Оттиск печатками, рисование пальцами.
Закреплять умения украшать платье или свитер простым узором, используя листья в центре, а по вороту мелкий узор в полосе. Развитие творчества, фантазии.
Шаблоны (платье и свитер), разные листья, рисунки одежды, принадлежности для рисования.
2. Загадоч-ный лес
Техника выдувания, монотипия.
Учить изображать деревья способом выдувания, тонировать бумагу приемом монотипия. Развивать чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие.
Пейзажи, гуашь, набор кистей, трубочки для выдувания, принадлежности для рисования.

Декабрь
1. Животные, которые я сам себе придумал.
Кляксография.
Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии, дополнять пятно до образа. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество.
Черная и цветная тушь, листы бумаги, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
2. Маски и короны для праздника.
Монотипия.
Закреплять умение тонировать бумагу способом монотипии. Дополнять рисунок узором. Используя различные приемы и материалы.
Шаблоны масок и корон, гуашь, кисти, восковые мелки, маркеры.

Январь
1. Снежная семья
Рисование способом тычка.
Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком.
Листы бумаги, гуашь, кисти (щетинистая и беличья), пробный листочек для проверки цвета, принадлежности для рисования.
2. Снегопад
Печать по трафарету, набрызг
Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приемом набрызг). Воспитывать эстетическое восприятие.
Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щетки, иллюстрации.

Февраль
1. Кто живет на льдине.
Пластилиновая живопись.
Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, рисовать животных, используя такие средства выразительности, как линия, штрих. Развивать композиционные умения. Воспитывать любознательность.
Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, салфетки, иллюстрации.
2. Улицы нашего города.
Рисование картоном
Учить рисовать полосками картона, использовать образцы; составлять сюжет; учить набирать краску на картон и изображать предметы.
Полоски картона (ширина от 0,5 до 1,5 см, длина 3 – 5 см), гуашь, листы бумаги.

Март
1. Цветы для мамы.
Кляксография.
Продолжать учить детей рисовать в технике кляксографии. Дополнять рисунок выразительными деталями. Развивать воображение, творчество.
Листы бумаги, гуашь, кисти, восковые мелки, иллюстрации с изображением букетов в вазах.
2. Кто живет в стеклянном доме?
Цветной граттаж, обведение ладони, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.
Закреплять умение рисовать различными техниками (граттаж, восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой); воспитывать эстетическое отношение; развивать чувство композиции и фантазию.
Листы бумаги, полукартон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки, иллюстрации, эскизы.

Апрель
1. Таинственный космос.
Восковые мелки + акварель
Закреплять умение выполнять рисунок восковыми мелками, тонировать лист акварельными красками. Расширять кругозор, знания детей о космосе. Развивать творчество, воображение.
Листы бумаги, кисти, акварель, восковые мелки, иллюстрации по теме «Космос».
2. Волшебные облака.
Кляксография, рисование пальчиками.
Закреплять умение рисовать пальчиками, способом кляксо-графии. Развивать абстрактно – образное мышление, учить видеть в пятне образ.
Тонированные листы бумаги, белая гуашь, иллюстрации.

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке Рисование солью и гуашью в детском саду Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Старшая - подготовительная группа Нетрадиционная техника рисования для детей по теме Зима
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе по ФГОС | Эйдотехника в детском саду
Опубликовано: 37 дней назад (21 марта 2017)
Просмотров: 216
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Екатерина # 25 марта 2017 в 15:30 0
Очень полезный проект. Детки очень любят рисовать, а использование нетрадиционных техник, сделает рисование не только интересным, но и необычным.
Наталья Ивановна Клочкова # 25 марта 2017 в 16:02 0
Очень интересный проект, видно, что проделана большая работы. Возьму себе на заметку для дальнейшего использования.
принуесса # 25 марта 2017 в 16:06 0
Супер. Буду пользоваться с детьми в работе, я только устроилась воспитательницей и мне это очень нравится.