Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект ОД по обучению детей старшей группы творческому рассказыванию

Конспект образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию.
Тема: «Сказки, найденные в траве»
Образовательная область "Речевое развитие"
Автор: Рекало Татьяна Сергеевна, воспитатель МАДОУ детский сад №29, ст.Новоминская, Краснодарский край.
Описание материала: в представленном материале предлагаю один из вариантов обучения детей творческому рассказыванию. На протяжении всей образовательной деятельности также идет работа по развитию других сторон речи. Данная разработка будет интересна воспитателям ДОУ и родителям, для индивидуальной работы с детьми дома.
Цель: научить детей творчески мыслить и оформлять свои мысли в речевые высказывания.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей сочинять короткие сказки на заданную тему, передавая идею и содержание.
2. Закреплять структуру сказки, уметь пользоваться мнемосхемами в процессе работы.
3. Совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темп, ритм речи, логическое ударение.
4. Активизировать и пополнять словарный запас детей
5. Помогать правильно строить сложные предложения, использовать в речи предлоги.
6. Развивать творчество, фантазию, инициативу, самостоятельность.
7. Расширять и закреплять знания детей об окружающем мире.
8. Воспитывать культуру речевого общения, эмоциональный отклик на просьбы, обращенные к детям.

Современные образовательные технологии: игровая технология, ИКТ, здоровьесберегающая технология, технология сотрудничества.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательная, социально-коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, проектор, экран, презентация;
-конверт с карточками для игры «Четвертый лишний»;
-магнитная доска, на ней - ромашка из бумаги, на разных частях ромашки прикреплены магнитами изображения насекомых;
-мнемосхема составления сказок;
-видеокамера или фотоаппарат;
-карандаши, фломастеры, мелки, краски и др. материалы для рисования.
Предшествующая работа: чтение сказок, беседы о структуре и содержании сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство и работа с мнемосхемами по составлению рассказов и сказок, экскурсия в библиотеку, театрализованная деятельность, знакомство с различными насекомыми и особенностями их жизнедеятельности, наблюдения в природе.

Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу.
Воспитатель. Какой сегодня чудесный майский денек! Теплый, солнечный. Вся природа уже проснулась: на деревьях распустились листья, цветут цветы и поют птицы! Даже самые маленькие жители нашей планеты и те радуются погожему дню и снуют, снуют каждый по своим делам.
Воспитатель. Кто это такие? Подскажите мне, пожалуйста.
Дети: Насекомые.
Воспитатель. Назовите известных вам насекомых.
Дети: бабочки, мухи, муравьи, пчелы, кузнечики и т.д.
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, поиграть в необычную игру «Если бы я был ….»
(Проводится коммуникативная игра «Если бы я был…». Дети становятся в круг и берутся за руки. По примеру воспитателя каждый ребенок начинает фразу со слов «Если бы я был бабочкой (муравьем, жуком, шмелем и т.д.- каждый подставляет свое), я бы сейчас… (дальше дети придумывают, чтобы они сделали, будучи выбранным насекомым).
( Для усложнения и разнообразия игры можно использовать показ слайдов с насекомыми. Ребенок произносит «Если бы я был…, видит на экране картинку и рассказывает от лица того насекомого, которое ему досталось)
Воспитатель. А если я была бы пчелой, я бы принесла вам вот такой конвертик с загадками.
(Воспитатель достает конверт, в котором находятся карточки для игры «Четвертый лишний». Проводится игра)

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель показывает карточку, дети должны определить лишнее и объяснить свой выбор.
- жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Воспитатель. Хорошо справились, ребята. Если бы я была пчелой, я бы осталась вами довольна!
Воспитательль. Насекомые не могут долго сидеть на одном месте. Пришло время размять свои лапки и крылышки!
(проводится физминутка)

Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)

( По ходу физминутки дети приближаются к магнитной доске, на которой прикреплена большая ромашка, а вокруг нее, на ней, под ее листьями и лепестками размещены изображения насекомых)
Воспитатель. Какая чудесная у нас ромашка. И нравится она не только нам. Посмотрите, сколько вокруг нее гостей собралось! Расскажите мне кто где находится.

Игра «Закончи предложение».
• Муравей сидит… (около цветка)
• Божья коровка… (ползёт по листу)
• Шмель спрятался…(под листом)
• Гусеница сидит…(на цветке)
• Бабочка порхает…(над цветком)
• Жук сидит…(под цветком)
• Стрекоза летает…(около цветка)

(Раздается звуковой сигнал сообщения)
Воспитатель. Ребята, нам пришло какое-то сообщение. Нужно посмотреть, вдруг это важно!
(На экране появляется текст письма)
Дорогие ребята!
Пишет вам кузнечик Кузя. Я попал в очень неприятную историю. Однажды я сидел возле дома лягушки и очень громко стрекотал и тем самым мешал ей спать. Я так увлекся, что не заметил проснувшуюся лягушку. Она подкралась ко мне и схватила меня. Я вырывался, кричал, умолял, что больше не буду, но все зря – лягушка держала меня мертвой хваткой. Тогда я сказал лягушке, что буду каждый вечер рассказывать ей сказку, а она меня отпустит. Квакухе это понравилось и она меня отпустила. И вот теперь я каждый вечер прихожу на болото и рассказываю ей одну сказку.
Но вот беда. Я уже рассказал все сказки, которые знал. Помогите мне, подскажите, что делать?
Ваш Кузя.
Воспитатель. Вот это да… Действительно неприятность. Не подумал Кузя о том, что громкий стрекот его может кому-то мешать. Ну да что ж теперь делать, нужно выручать друга из беды. Давайте подумаем, чем мы можем помочь ему.
(Дети предлагают свои варианты помощи.)
Воспитатель. А если мы сочиним для Кузи новую сказку, запишем ее на видео и отправим ему? Что вы скажете?
Дети. Согласны! Давайте сочинять!
Воспитатель:
- Чем отличается сказка от рассказа?
- Из каких частей состоит сказка?
- С каких слов может начинаться сказка?
- О чем говорится в зачине сказки (кульминации, концовке)?
- Кто может быть героями сказок?
Воспитатель. Раз мы сегодня говорили о насекомых, так давайте и сказку о них сочиним! Для начала нужно решить, кто у нас будет главным героем.

(Проходит обсуждение и выбор главного героя сказки)
Воспитатель. Замечательно. А что бы вам было легче придумывать сказку, у нас есть вот такие карточки-схемы, которые помогут вам правильно справиться с задачей.
(Рассматривают мнемосхему составления сказок)
Воспитатель. По-моему, ничего не забыли. Можно начинать! Я вам еще немного помогу – начну первая рассказывать, а вы продолжите.
Жила-была на свете маленькая пчелка Майя. Она жила в своем доме-улье со множеством братьев, сестер, дядей, тетей и другой родни. Целый день пчелы сновали туда-сюда: то улетали куда-то, то возвращались. А Майе было скучно сидеть в улье, ведь она была еще маленькая и ее не выпускали на улицу.
1-й ребенок.
Но вот однажды позвала Майю королева-пчела и сказала ей: «Майя, ты уже подросла и тоже должна трудиться вместе с другими пчелами. Вот тебе ведерки, отправляйся собирать сладкий нектар с цветов. Да смотри хорошенько запомни свой улей, чтобы не заблудилась!»
2-й ребенок.
Майя от радости три раза перекувыркнулась в воздухе, схватила ведерки и, не дослушав королеву, пулей вылетела на улицу. Там она увидела голубое - голубое небо, зеленые-зеленые деревья, разноцветные цветы. Майя веселилась и не заметила, как наступил вечер.
3-й ребенок.
Бросилась Майя искать свой улей, да не тут-то было. Все вокруг не знакомое, чужое! А солнышко так быстро садится. Уже и стемнело! Крылышки у Майи замерзли, лапки тоже. Села она на цветочек и заплакала.
4-й ребенок.
Вдруг пчелка услышала голос: - «Почему ты плачешь, малышка?» Сначала Майя испугалась, а потом поняла, что это цветок с ней разговаривает. «Я потерялась. У меня был дом, большая семья, а теперь ничего нет»,-ответила пчелка и заплакала еще сильней. «Не плачь»,-сказал цветок,-«Утро вечера мудренее. Ложись-ка лучше спать, а утром мы подумаем, как тебе помочь!» Цветок закрыл свои лепестки и Майя оказалась в уютной, теплой коробочке. Она почувствовала, что очень устала за день, легла в серединку цветка и быстро заснула.
Воспитатель. Хорошая сказка у нас получилась. Вам нравится?
Дети. Да. Но Майя не нашла еще свой дом! Она что, так и останется без дома?
Воспитатель. Замечательно, что вы заметили и спросили об этом. Я думаю, что мы с вами сможем придумать еще несколько сказок о приключениях пчелки Майи, прежде чем она найдет свой дом, но только в другой раз.
Дети. И Кузя будет рад, что мы не одну сказку ему отправим, а много.
Воспитатель. Конечно. А теперь я предлагаю вам, ребята, подумать и нарисовать того, с кем может встретиться Майя на своем пути. Кто ей поможет, а кто, возможно, и помешает искать свой дом. А пока вы будете рисовать, я запишу сказку и мы вместе потом отправим ее Кузе!
(Дети проходят к столам и рисуют. Материалы для создания своих изображений выбирают самостоятельно. Педагог нацеливает детей на создание своих собственных уникальных работ).
Так же можно сфотографировать рисунки и отправить их вместе со сказкой.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в детском саду по окружающему миру в старшей группе с презентацией: Хлеб - наше бог Конспект совместной деятельности в старшей группе ДОУ с презентацией по теме: Зоопарк Конспект НОД в старшей группе детского сада: Свойства дерева Конспект занятия для старших дошкольников. Буква Ж
Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада | Конспект ОД с элементами театрализации для детей старшей группы ко Дню Матери
Опубликовано: 2625 дней назад (9 февраля 2017)
Просмотров: 15638
+1
Голосов: 1
Татьяна Николаевна Рогачкова # 10 февраля 2017 в 18:46 0
Татьяна Сергеевна, какое увлекательное у Вас получилось занятие! Очень интересные игры. Дети, думаю, были вовлечены в них полностью. Динамика прослеживается всё занятие, детки не сидят, работают, увлечены. Я Вам ставлю голос без сомнения! Единственное предложение - может быть, в самом начале как-то замотивировать детей - включить незаметно для ребят жужжание пчелы, стрекотание кузнечика или пение цикад. Пусть ребята послушают какое-то время, прислушаются к звукам природы, и тогда всё их внимание точно будет на воспитателе, который расскажет что-то интересное и увлекательное про мир насекомых.