Конкурсы для педагогов и детей

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры в детском саду

Обобщение опыта работы: «Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры. Задачи и показатели эффективности»
Дети дошкольного возраста – это «маленькие взрослые». Они наблюдают, запоминают, делают выводы и отражают в своем поведении, действиях, общении, ту объективную реальность, в которой растут и воспитываются. Именно поэтому дошкольное детство считается самым важным периодом становления личности, в котором закладываются основы социально-коммуникативного поведения, формируется определённое отношение к людям, к труду и к себе самому. Но пока дети «маленькие» единственный доступный способ отразить полученную информацию о мире взрослых – поиграть. Игра как способ освоения окружающей действительности несет в себе множество функций: развитие внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости, аккуратности и т.д. Помимо основных функций, игра, в которой присутствует сюжет и роли способна открыть для ребенка новые направления развития, дать почувствовать себя членом коллектива, научить анализировать собственные поступки и поступки сверстников.
В формировании сюжетно-ролевой игры можно выделить четыре основных этапа:
1) усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями («делаю как мама») соответствует возрасту 1-2-3 года;
2) усвоение ролевого поведения («веду себя как мама») в возрасте 3-4 лет;
3) усвоение ролевых отношений и взаимодействий («общаюсь как мама») 4-5 лет;
4) усвоение способов построения сюжета («решаю как мама - что, когда, как и с кем делать») 5 лет и старше.
Конечно, возрастное деление в освоении игры достаточно условно и основано на знаниях о психическом развитии дошкольника, но как показывает опыт, ребенок не может прыгнуть выше головы и начинать самостоятельно организовывать свое сюжетно-ролевое поведение не получив достаточно знаний и не достигнув психологической готовности к данному виду деятельности.
Таким образом, на первом этапе малыш стремиться производить манипуляции с предметами, подражая взрослым («делаю как мама»). Он еще не понимает значения этих действий, причинно-следственных связей, но с удовольствием катает коляску, укладывает куколку спать, кормит ее.
В процессе взросления обогащаются знания, формируются новые действия, а так же их последовательность (погуляли – поели - положили куклу спать). Все это ребенок делает один, не вовлекаю в свою игру сверстников.
В 3-4 года в результате развития речи, у ребенка возникает живая потребность общаться, но он еще не совсем освоил способы взаимодействия с другими детьми. Однако он уже способен к активным речевым действиям в игре. Подражая интонациям, используя лексику взрослых, сопровождая действия комментариями, он переходит ко второму этапу «веду себя как мама» (ругает куклу за провинность, целует перед сном, ласково читает сказки, сообщает чем они будут заниматься и.д.).
Постепенно возникает потребность живого общения, получения ответа в представленном сюжете, ситуации. Здесь и появляются первые эксперименты межличностного общения. Этот этап очень важен для формирования личности и закрепления форм сюжетно-ролевого поведения. Дети обмениваются своим социальным опытом, учатся распределять роли, находить компромиссы и т.д. Пока это общение носит характер диалога, но со временем в игру включаются другие участники. Так происходит переход к последнему этапу освоения сюжетно-ролевой игры, где дети вместе придумывают новые сюжетные линии, вовлекают новых персонажей, создают планы действий, обсуждают ход игры, самостоятельно распределяют и организовывают пространство. Теперь они готовы к полноценному, многоуровневому взаимодействию в условиях выбранного сюжета.
Безусловно, достижение такого уровня самостоятельности в игре (как и в любом другом виде непосредственной деятельности) дошкольниками возможно только благодаря непосредственному участию взрослого – воспитателя, который являясь носителем нужной социальной информации, обучает игре, открывает новые горизонты, корректирует поведение, учит общаться всех участников процесса. Сюжет - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором и третьем этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет. Так воспитатель постепенно формирует у дошкольников умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На четвертом этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций.
Таким образом, можно выделить следующую последовательность целенаправленных воздействий воспитателя в сюжетно-ролевой игре:
1. знакомство с ролью и простейшими манипуляциями (коляска-кроватка-кукла);
2. обучение установлению простейших связей в игре с неодушевленными предметами (дочки-матери);
3. обогащение опыта, обучение общению в рамках простейшего сюжета, формированию диалога между участниками (доктор-больной, шофер-пассажир, продавец-покупатель);
4. расширение представлений об окружающем мире, мире профессий, поиск и установление вместе с детьми социально-коммуникативных связей (игра в детский сад, пожарную часть, фабрику и т.д., где есть множество ролей, действий и взаимодействий);
5. Углубление представлений о труде взрослых, специализации людей, значении каждого персонажа в жизни общества, обучение многоуровневому взаимодействию (игра, в город, жителей севера и т.д.).
Показателями эффективности целенаправленного педагогического воздействия, направленного на усвоение сюжетно-ролевой игры дошкольниками являются:
• самостоятельность участников на любом этапе взаимодействия;
• вовлеченность максимально-возможного количества детей в сюжет;
• многообразие ролей, манипуляций, действий;
• глубокое понимание каждым участником сути выбранной роли;
• чередование ролей среди участников игры (сегодня я, завтра ты);
• соблюдение правил и условий игры;
• активное речевое взаимодействие;
• умение договориться и способность самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• способность участников анализировать ход игры, свое поведение и поведение других персонажей, формулировать выводы и предложения по улучшению качества игры.
Подводя итог, можно говорить о том, что сюжетно-ролевая игра это репетиция, которая готовит ребенка к выходу в мир взрослых. Правильное руководство формированием игры делает ее содержательной, многогранной, существенно, влияющей на нравственное, эмоциональное социально-коммуникативное и трудовое воспитание дошкольника. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития, тем более значимой является педагогическая направленность игры, в которой формируется поведение, способы взаимодействия, происходит воспитание активной позиции, развитие навыков самоорганизации, инициативы и творчества.

Рекомендуем посмотреть:

Сюжетно - ролевая игра в старшей группе детского сада Конспект сюжетно-ролевой игры "Кафе" для старшей группы детского сада Проект. Развитие сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Театр»
Участник №26 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Как предотвратить похищение ребёнка | О пользе чтения сказок на ночь для детей
Опубликовано: 201 день назад (2 февраля 2017)
Просмотров: 733
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!