Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект родительского собрания в подготовительнгой группе. Психологическая готовность к обучению в школе

Родительское собрание в подготовительной группе ДОУ. Готовность детей к школе
Поступление ребенка в школу - это большая ответственность родителей перед собственным ребёнком. Ведь на кон ставится здоровье и развитие ребёнка, его жизнь на ближайшие 11 лет. И в этот момент очень хорошо подойдет правило: "Не навреди". Сейчас модно отдавать ребёнка в школу как можно раньше, но рассчитываем ли мы силы нашего ребёнка? Кому-то по силам все школьные нагрузки и в шесть лет, а кому-то полезнее ещё годик провести дома или в детском саду.
Не потому, что он не готов к учёбе, а потому что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к объёму школьных нагрузок. И дело здесь не только и не столько в интеллектуальном развитии ребёнка, сколько в психологической готовности и физиологической готовности, в резервах его организма.
Умение ребёнка читать и писать до школы, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Хотя многие родители считают, что это главное. И на вопрос: «Готов ли ваш сын к школе?» Многие родители отвечают: «Конечно! Он знает все буквы, умеет читать писать и читать!». Главное, чтобы ребёнок был готов психологически! А это: умение сосредотачивать, внимательно слушать, правильно выполнять задания, управлять своим поведением!
Что такое психологическая готовность к школе? Она включает в себя:
1.Интеллектуальная готовность:
– дифференцированность восприятия как основа мышления;
– развитое воображение;
– хорошая ориентировка в пространстве и времени;
–развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
– хорошая образная память;
–развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
2. Мотивационная готовность:
– выраженность познавательных интересов;
– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);
– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.
3. Эмоционально-волевая готовность:
– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
4. Коммуникативная готовность:
– желание общаться со взрослыми и детьми;
– умение установить контакт с учителем;
– сохранение чувства дистанции;
– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
– умение устанавливать контакт со сверстниками;
– умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
– умение выполнять совместную работу;
– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Вообще-то первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда чётко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребёнку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь. Порой не хватает родителям терпения и снисходительности, спокойствия и доброты; часто из «добрых побуждений» они становятся виновниками «школьных стрессов».
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Как же помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школе?
Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. беря с собой в школу любимую игрушку, ребёнок чувствует себя защищённым. особенно важно чувство защищённости робких, тревожных и застенчивых детей.
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Важно уложить ребенка спать не позже 9 часов вечера. Младшим школьникам рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, и окончательно проснуться перед уроками. Потому как непроснувшееся чадо будет благополучно спать первые два урока в школе. По данным исследований, современные первоклассники недосыпают полтора-два часа.

Рекомендации родителям:
• Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.
• Следите за состоянием здоровья ребенка и занимайся реабилитацией всех выявленных отклонений.
• Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «созрел» или не «созрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Даже если ребенок "созрел", то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут. Если малыш условно "созрел" и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок Ваш "не созрел", ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
• Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
• Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
• С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. Ни когда и ни в какой форме не высказывайтесь о педагоге негативно.
• Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

В распорядке дня и нагрузках членов семьи изменилось очень многое. Постоянным должно оставаться только одно – психологический климат. Какие бы оценки из школы не приносил ваш ребенок, как бы ни огорчали вас его двойки. Он должен быть стопроцентно уверен – вы его любите, школа абсолютно ничего не изменила в вашем к нему отношении.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Заповеди для родителей будущего первоклассника Выпускной вечер в детском саду "Скоро в школу!". Сценарий Родительское собрание: Что должен знать и уметь будущий первоклассник

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Семинар для родителей детского сада | Конспект психологического занятия для дошкольников. Подготовительная группа
Опубликовано: 2617 дней назад (17 февраля 2017)
Просмотров: 1711
+2
Голосов: 2
Виктория # 17 февраля 2017 в 10:46 0
Психологическая готовность к школе - одна из составляющих готовности. Рекомендации тоже хорошие, содержательные. Автору +
Юлия Владимировна Мануковская # 17 февраля 2017 в 11:43 0
Спасибо, Виктория!
Мария Анатольевна Блинова # 17 февраля 2017 в 10:55 0
Актуальная тема,хороший подбор материала для родительского собрания.Голос.
Юлия Владимировна Мануковская # 17 февраля 2017 в 11:44 0
Спасибо Мария Анатольевна!
Оксана Викторовна Кушнарева # 17 февраля 2017 в 18:45 0
Расскажу о данных рекомендациях родителям в своем новом наборе.Из личного опыта замечаю ,что детей с высокой мотивационной готовностью все меньше и меньше с каждым набором.Стоит посмотреть на их родителей и семью в целом. У мотивированных родителей - мотивированные дети.
Потапова Иванна Юрьевна # 18 февраля 2017 в 19:44 0
Прекрасно подобран материал для просвещения родителей. Ваши рекомендации обязательно использую в своей работе с родителями.
Татьяна Владимировна Михайлова # 25 февраля 2017 в 15:07 0
Спасибо, Юлия Владимировна, за содержательный материал! Мне кажется, что к школе, прежде всего, психологически должны быть готовы родители)В этом году в нашу группу перешел мальчик (остался еще на год в подготовительной группе). Мы с напарницей были удивлены: он вполне был готов к школе, второй год в подготовительной группе приносит ему больше "минусов", чем "плюсов"."Это я знаю, это вы не так объясняете, мы это в той группе делали",- и т. д. А мама честно призналась: "Мы с папой не готовы делать с ним уроки и водить его в школу".