Конкурсы для педагогов и детей

Классный час в детской музыкальной школе. Методическая разработка

Классный час для родителей и учащихся ДМШ по теме «Вечная музыка Баха»
Автор: Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ «Биробиджанский колледж культуры и искусств»
Описание материала: Предлагаю вам материалы классного часа для родителей и учащихся фортепианного класса ДМШ по теме «Вечная музыка Баха». В период, когда учащиеся готовятся к сдаче академического экзамена по специальности, каждый педагог ищет новые и действенные формы обучения начинающего музыканта и взаимодействия с родителями учеников. Данный материал будет полезен не только педагогам- пианистам, но и другим преподавателям , преподающих музыку. Это подборка интересных фактов из жизни и творчества великого композитора-музыканта, дающих путь к пониманию исполняемой музыки.
Цель: Активизация домашней подготовки учащихся и заинтересованность родителей в период подготовки и сдачи академического экзамена в музыкальной школе
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о жизни и творчестве великого музыканта, о стиле исполняемой музыки.
Развивающие: Развить логического мышление, познакомить с возможными приемами исполнения музыки данного композитора, исходя из особенностей стиля
Воспитательная: Повысить роль родителей в процессе обучения детей музыке, активизировать творческую любознательность учащихся и роль домашней подготовки в период подготовки и сдачи академического экзамена.
Демонстрационный материал:
Портреты композиторов И.С.Баха, А.Вивальди, сборники «Нотная тетрадь А.М.Бах», «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха», «Инвенции», фотографии клавира, клавесина, органа, на доске- написанная тема классного часа и монограмма композитора BACH.
Методические приемы: беседа-диалог, знакомство с демонстрационным материалом, слушание музыки в исполнении учащихся класса, анализ, подведение итогов.

Ход встречи:
Ведущая: Сегодня мы отправимся в удивительный мир полифонии и произведений великого Баха. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. Вопросы к учащимся:
- какой композитор возродил интерес к музыке Баха? (Мендельсон, исполнив «Страсти по Матфею»)
- какие русские композиторы глубоко уважали его музыку? ( Глинка, и, особенно, «Могучая кучка»)
- в каком стиле написана музыка Баха? (полифония)
- что такое полифония, какие ее виды существуют? (многоголосие, где все голоса равнозначны. Существует контрастная, имитационная, подголосочная полифония)
- какие композиторы использовали полифоническое письмо в своем творчестве? (Гендель, Моцарт, Глинка, Шостакович и многие другие)

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом. Эпоха Баха представляется исторически далекой, а сам Иоганн Себастьян- загадочным, великим Мастером, воплощением прекрасной старины. Сегодня нам Бах известен как гениальный композитор, исполнитель, мульти-инструменталист, великолепный педагог.
Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.
Перед нами «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана». Перелистывая страницы, увидим названия нот, изображение ключей, упражнения. Это ведь целая школа, созданная Бахом для своего сына. Школа, по которой учились, учатся и будут учиться многие поколения музыкантов, потому что она содержит великие произведения, которые играют дети всего мира. Таковыми являются и знаменитые 2-х и 3-х голосные инвенции (выдумки).
Очень трудно научиться одновременно вести несколько голосов так плавно и отчетливо, как будто играет не один пианист, а поют 2 или 3 певца. Бах выработал свою особую технику игры на клавире- закругленными 2,3,4 пальцами и подкладывание 1 и 5 пальцев. В то время, как все играли вытянутыми пальцами, что сковывало техническую свободу музыканта. Сильно ошибается тот, кто подумает, что инвенции- это просто упражнения.
№ Инвенция До мажор
№ Инвенция Фа мажор
Как видим, они не очень-то просты. Бах, создавший их для своего сына, высоко судил о людях 9-13 лет. В таком возрасте приходят первые мысли о жизни и смерти, желание узнать, понять и проникнуть в тайны познания мира. Недаром ее так любят ученые, философы, поэты- все те, кому открылся мир мысли.
Бах был очень религиозным человеком, это было традиционной темой для немецкого искусства того времени. Конечно же, в музыке данная тема нашла прямое отражение - это и определенные образы- символы, и мажорные окончания минорных произведений, и магия цифр, и знаменитые «музыкальные кресты». Бах увековечил и свое имя, применив монограмму- крест- BACH.
№ Маленькая прелюдия соль минор
Иоганн Себастьян говорил: - Смею вас заверить, что из моей семьи можно составить концерты, как вокальный, так и инструментальный. Замечательными музыкантами своего времени стали его сыновья: Карл Филипп Эмануэль, Кристоф Фридрик, Вильгельм Фридеман, Иоганн Себастьян, Иоганн Кристиан. А остальные члены его семьи- тонкими меломанами: Катарина Доротея, Готфрид Бернгард, Регина Луиза, Анна Магдалена. Обычно вечерами в зале зажигались свечи, участники домашнего музицирования группировались возле старшего Баха, сыновья играли отцу свои первые сочинения.
№ Полонез Ф.Э.Баха
Свои сочинения, а так же сочинения своих детей Бах собирал в тетрадку, по которой учил музыке жену- Анну Магдалену. Как жаль, что в ту пору не было кинематографа, чтобы заснять это дружное семейство в напудренных париках, красивых камзолах, в смешных чепцах- приметах времени барокко. Мы бы услышали, как дружно и безукоризненно чисто они поют под аккомпанемент старшего Баха.
№ Сольфеджио Ф.Э.Баха
Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал: -Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время — и тогда инструмент играет сам…Давайте рассмотрим этот могучий инструмент (фото органа). Музыканту- повелителю этого инструмента было не более 20 лет, когда он создал знаменитую органную Токкату и фугу ре минор. Кто хоть раз слышал ее, то не может забыть и с волнением вспоминает могучий начальный возглас Токкаты, сбегающую вниз волну звуков в величественный аккорд. Как и 300 лет назад мы в потрясении слушаем этот шедевр.
№ Фрагмент записи Токкаты
Ради любви к музыке, горевшей в его душе, не жалея глаз, при свете луны переписывал клавесинные пьесы мастеров, которые еще не разрешал ему изучать строгий брат Иоганн Кристоф. Ради этой любви позднее он стремился не упускать ни малейшей возможности познакомиться с искусством своих современников- Генделя, Фишера, Кригера, горячо почитаемого им Вивальди. Последние годы Бах провел почти в полной слепоте. Для него, так ценившего видимый мир, этот удар был особенно страшен. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.
№ Сицилиана Вивальди-Бах
В 1750 году композитора не стало, почти на 80 лет было забыто его творчество, но с начала 19 века музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
Сам же Бах в конце жизни говорил: - Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены.
Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни, на звуки ее сбегались из леса звери, но искусство Баха по праву считают выше, потому что весь мир дивится ему!

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальное мероприятие для 1 класса. Сценарий "В гостях у сказки" Сценарий праздника в музыкальной школе: Посвящение в юные музыканты Конкурсная программа по теории музыки «Юный музыкант» Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией

Похожие статьи:

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Участник №44 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Музыкально-тематический практикум для преподавателей ДМШ | Сценарий внеклассного мероприятия в детской музыкальной школе
Опубликовано: 93 дня назад (23 февраля 2017)
Просмотров: 280
+4
Голосов: 4
Лариса Владимировна Валитова # 25 февраля 2017 в 17:41 0
Оксана Владимировна, голос!
Константин Юрьевич Плотников # 6 апреля 2017 в 17:29 +1
Спасибо за Баха!, в котором и импрессионизм (прелюдия ля-минор из 2 тома ХТК), и рок (прелюдия ре-минор 1 т. ХТК),... "В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог" (И.Бродский)
Может стоит для ДМШ вместо использования записи взять на вооружение синтезатор, когда пианисты играют клавирные сочинения (те -е инвенции) тембром клавесина, хотя бы фрагмент "Токкаты" (из "Токкаты и фуги" d-moll) - органным (отразить такую реальность или возможность в сценарии).
Корректно назвать имя Мендельсона в истории с баховским архивом (не только со "Страстями").
Двойные немецкие имена подправьте через дефис (И.-С. и т.п.).
Удачи и творческих успехов - Вам и Вашим детям (и студентам)!
Оксана Владимировна Креймер # 10 апреля 2017 в 15:55 0
Спасибо, Константин Юрьевич! Ваши комментарии абсолютно по делу...Я этот классный час проводила давненько, мысль про синтезатор тогда мне приходила в голову, но в нашей школе еще не было синтезатора на тот момент, так что задумка была невыполнима... Про двойные имена даже не подумала, спасибо!