Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока: Сердце матери. Светская этика, 4 класс

Конспект урока "Сердце матери", 4 класс
Описание работы: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, работающих в 4-х классах и ведущих уроки по модулю «Основы светской этики», который является частью курса «Основы религиозных культур и светской этики». В данном модуле урок «Сердце матери» находится между темами «Семья. Семейные ценности» и «Правила твоей жизни» и логично вписывается в структуру изложения материала. На уроке «Сердце матери» у учеников 4-х классов продолжается формирование положительного, доброжелательного отношения к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. К достоинствам данного урока в ряде ближних тем необходимо отнести тот аспект, когда дети осознают и принимают для себя такие общечеловеческие истины как роль матери в семье, материнская любовь, мать и счастье – неразделимые понятия, мать – творец человека. Также данный материал может быть использован полностью или частично при проведении внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы.

1. Педагогическое обоснование урока
Предмет, класс: Светская этика. 4 класс
Тема: Сердце матери
Тип учебного занятия: Урок формирования первоначальных предметных навыков и Универсальных Учебных Действий
Дидактическая цель: Создавать условия для усвоения детьми нового знания; расширять лексический запас учащихся; развивать представления о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формировать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; уметь понимать и сопереживать чувствам других людей; формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку; проявлять интерес к изучению темы; формировать умение высказывать своё мнение; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Познавательные УУД:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные результаты:
самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний, обобщение и умение делать выводы; понимание роли матери в жизни каждого человека; сознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном состоянии другого человека на примере мамы; принятие норм поведения и общения с мамой; готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Основные понятия: сердце матери, принципы (законы), истина, любовь, мир, праведное поведение, ненасилие.
Ресурсы основные: Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М. Т. Студеникин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013.
Дополнительные ресурсы: иллюстрации по теме, раздаточный материал
Организация пространства (работа фронтальная, индивидуальная, в группах): групповая, фронтальная, самостоятельная
2. Содержание урока
I. Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмитесь за руки и передайте моё приветствие по кругу с помощью лёгкого пожатия ладошки, мысленно желая друг другу добра
II. Актуализация опорных знаний
-Что такое семья?
- О ком вы вспоминаете, произнося это слово?
- Семья – это близкие люди, объединенные общими чувствами, интересами, отношением к жизни. И огромную роль в семье играет мама.
-День матери в России отмечают в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призывает сохранять традиции бережного отношения к самому главному человеку в семье – женщине-матери.
III. Постановка проблемы
- Послушайте, пожалуйста, одну древнюю притчу.
«Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.
-Никакой тайны я не нашел, Господи! - воскликнул ангел. - Все матери ведут себя по-разному. Одни - целуют своих детей, другие - бранят, одни - балуют, другие - воспитывают в строгости, одни - приучают детей к тяжелому труду, другие - ничего не дают им делать»
- Ты не туда смотрел, - раздался Небесный Голос.
- Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце.
Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие - бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни»
- Какая основная мысль этой притчи?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы постараемся определить, какое оно «сердце матери»
IV. Совместное открытие нового знания
- Прочитайте начало пословицы на доске и закончите её, вставляя нужное слово.
- При солнышке тепло, при матери … (добро)
- Можем ли мы жить без солнышка?
- Кому нужно солнышко?
- А кого еще называют солнышком?
- А может ли мама быть солнышком?
- Почему?
- Закройте глаза. Подумайте о маме. Откройте глаза и запишите пять слов, которые ассоциируются со словом «мама», которые мама нам дарит всегда. Прочитайте эти слова вслух.
- А всегда ли мы отвечаем маме тем же?
- Послушайте притчу «Сердце матери» (Приложение 1)
- Что вы скажете о сыне?
- Что вы скажете о материнском сердце? Какое оно?
– Как должны относиться дети к своей маме?
Какие качества должен развивать в себе воспитанный человек?
- В современном мире существует универсальная программа, которая поможет нам запомнить 5 основных важных принципов (законов), которые помогут нам поступать правильно в любой ситуации. Эту программу создал посвящённый духовный учитель Сатья Саи Баба из Индии. И работают по этой программе во многих странах мира, в том числе в Англии, Индии, Тайланде и у нас в России. Эти 5 основных качеств можно показать с помощью пальцев на левой руке. И они важны для развития характера каждого человека. Поднимите свою левую руку. Посмотрите на свой мизинец. Он означает истину, т. е. умение говорить правду, быть правдивым. Безымянный палец (посмотрите на него) означает любовь, на этом пальце носят обручальное кольцо. Средний палец – это мир. Указательный палец – это праведное (или правильное) поведение, и большой палец означает ненасилие, т. е. человек должен научиться не причинять вреда как себе, так и другим людям.
- Давайте повторим, какой палец за что отвечает.
- Скажите, помогут ли эти качества в общении с другими людьми, а не только с мамой?
VI. Первичное закрепление
Сейчас мы поработаем в группах. Для этого вспомним правила работы в группе.
• Уважай мнение других.
• Учись высказывать свое мнение четко и правильно.
• По окончании работы подай знак.
1 группа: «расшифровать» понятия «истина, любовь, мир, праведное поведении, ненасилие». (Приложение 2)
2 группа: составить на лучиках солнышка качества, присущие вашей маме. Получится собирательный образ мамы – солнышка. (Приложение 3)
3 группа: «собрать» рассыпанные пословицы. (Приложение 4)
4 группа: предложить маме помощь в описанной ситуации. (Приложение 5)
5 группа: прочитать рассказ «Мама» Ю. Яковлева под музыку Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». (Приложение 6)
Физминутка
Учитель читает стихотворение.
Кто всех ласковей на свете?
Мама!
Кто красивей всех на свете?
Мама!
Кто нас любит всех сильнее?
Мама!
Кто же в холода нас греет?
Мама!
Мама везде, мама для нас,
И нет милей на свете.
Не замечает мамочка проказ,
И говорит: «На то они и дети!»
Она и здесь, она и там,
Везде уж поспевает.
А дети ходят по пятам
И маму очень уважают.
Если встречается слово «мама», то ребята хлопают в ладоши
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какова была цель нашего урока?
- Какое оно, материнское сердце?
- Подберите однокоренные слова к слову «мама» (мамочка, мамулечка, мамусечка, мамульчик, мамуся, матушка)
- Я вам предлагаю оценить себя и свою работу: если вы считаете, что у вас все получилось и вы хорошо поработали, наклейте весёлое солнышко на свою работу.
- Если же вы считаете, что у вас что-то у вас не получилось, то выберите спокойное солнышко
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Подарите сегодня своей маме хорошие добрые дела, подарите ей самые тёплые слова и помните, что таких подарков никогда не бывает много.
Приложение 1
Притча «Сердце матери»
Влюбился юноша в красавицу. Так влюбился, что высох весь, дошёл до безумия. А девушка была так холодна и строптива, что лишь насмехалась над его любовью.
Наконец она снизошла до объяснений:
— Все твердишь: люблю, люблю. Скажи, кого из нас больше любишь, свою мать или меня?
— Тебя, — отвечал юноша.
— Как любишь?
— Тело моё, душа моя — в твоей власти.
Усмехнулась холодная красавица и сказала:
— Не верю. Если любишь меня больше своей матери, поди сейчас же и принеси мне её сердце.
Остолбенел несчастный влюблённый, поражённый страшным капризом, потом бросился на колени:
— Сжалься надо мной!
Красавица надменно вскинула голову:
— Говорила же я, что любовь твоя — пустые слова! — и, громко захохотав, отвернулась.
Безумная любовь повлекла юношу к родному дому. Тёмной ночью переступил он его порог. А когда возвращался, сжимая в ладонях сердце матери, споткнулся и упал. Охнуть не успел, как услышал:
— Ты ушибся, сынок. Сильно болит?
Приложение 2
1 группа: «расшифровать» понятия «истина, любовь, мир, праведное поведении, ненасилие», используя данные карточки (они все представлены раздельно на отдельных листах):
Истина
1. Учиться говорить правду.
2. Развивать привычку говорить позитивно.
3. Видеть в других хорошее.
4. Выражать единство слова, мысли и дела.
5. Различать хорошее и плохое.
6. Быть честным по отношению к себе и окружающим.
7. Уважать все вероисповедания. Развивать верность, чистоту
Любовь
1. Быть внимательным к другим.
2. Проявлять участие и сочувствие к другим.
3. Развивать заботливое отношение к другим и умение делиться.
4. Быть дружелюбным и учиться уживаться с другими людьми.
5. Быть полезным другим и добрым.
6. Развивать любовь к природе.
7. Учиться быть бескорыстным.
8. Любить себя и создавать внутреннее счастье.
9. Развивать терпимость.
10. Учиться отдавать, делиться с другими.
11. Учиться быть настоящим другом. Быть верным.
Мир
1. Быть деликатным и всегда уравновешенным.
2. Развивать самоконтроль и дисциплину.
3. Думать прежде, чем говорить и действовать.
4. Развивать самоуважение и уверенность в себе.
5. Развивать настойчивость.
6. Развивать терпение.
7. Развивать счастливое расположение духа.
Праведное поведение
1. Развивать хорошее поведение, хорошие манеры и вежливость.
2. Быть нежным и добрым.
3. Уважать старших, родителей (опекунов), учителей, закон и порядок.
4. Уважать чужую собственность.
5. Быть надёжным, принимать на себя ответственность.
6. Научиться здоровой диете.
7. Использовать время мудро.
8. Развивать мужество и смелость.
9. Выполнять коллективную работу.
10. Учиться быть полезным членом семьи.
11. Помогать в создании приятного окружения, начиная с себя. Чистота и самоконтроль.
Ненасилие
1. Учиться не причинять вреда другим.
2. Понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь.
3. Развивать чувство единства и быть готовым объединиться с другими.
4. Сознавать расовую гармонию – развивать чувство всеобщего братства.
5. Развивать внимательность к другим.
6. Заботиться об окружающей среде.
7. Сохранять энергию, не тратить попусту пищу, воду, электричество и другие формы энергии.
8. Ценить гармонию и беречь природу.
9. Понимать взаимосвязь всего сущего.
10. Учиться прощать.
11. Развивать чувство самоуважения и учиться тому, как стать хорошим гражданином.
Приложение 3
2 группа: составить на лучиках солнышка качества, присущие вашей маме. Получится собирательный образ мамы – солнышка. (Солнышко дети рисуют сами)
Приложение 4
3 группа: «собрать» рассыпанные пословицы.
Мама кормит детей,....... а земля людей.
Куда матушка,....... туда и дитятко.
Птица рада весне,........ а младенец матери.
Что материнской рукой дано,........ то впрок пойдёт.
Для матери ребёнок -........ до ста лет детёнок.
Сердце матери........ лучше солнышка греет.
И беда не страшна,......... коли рядом матушка.
Лучше матери......... друга не сыщешь.
Ребёнок без матери -......... что стол без скатерти.
Приложение 5
4 группа: предложить маме помощь в описанной ситуации.
Ситуация: Только что с работы пришла мама. В обоих руках тяжеленные сумки с покупками. Глаза грустные, уставшие. Целый час простояла в магазине, в очереди. Да ещё в транспорте толкотня, душно. Стоять пришлось всю дорогу на ногах – никто не уступил место, хотя возле окна сидел мальчик, но он неотрывно смотрел в окно, не замечая никого вокруг. Да и забот у мамы полон рот: надо вымыть посуду и пол на кухне; приготовить ужин, кое-что постирать да и погладить вчерашнее бельё. Надо ещё и приготовить уроки с сыном – без неё он не хочет их делать. И так 7 дней в неделю.
Варианты помощи, предложенные детьми:
1. С радостной улыбкой встретить маму и помочь ей раздеться.
2. Отнести сумки на кухню, где:
3. Посуду вымыта, протёрта и поставлена на место.
4. Вымыты раковина и пол на кухне.
5. Уже вскипячён чайник и уже готов для мамы чай.
6. Приготовлены все уроки, можно даже не проверять, всё перепроверил сам.
Приложение 6
• 5 группа: выразительно прочитать рассказ «Мама» Ю. Яковлева под музыку Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
• 1 ученик. Мама! Самое прекрасное слово на Земле – «мама»! Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
• 2 ученик. Мама! Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.
• 3 ученик. У мамы доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ник чему не остаётся равнодушным.
• Ученик 4. Мама! Ты маленький ещё не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить…Мама прочитала первую книжку. От неё ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть своё имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама.
• Ученик 5. И сколько бы тебе ни было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостней и светлей её жизнь

Рекомендуем посмотреть:

Слово о маме Конспект урока ОРКиСЭ на тему "Совесть" Высказывания о матери известных людей к Дню Матери
Участник №42 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2017 года
Опубликовано: 2616 дней назад (19 февраля 2017)
Просмотров: 6238
+1
Голосов: 1
Татьяна Петровна Трутнева # 19 февраля 2017 в 18:22 0
Марина Александровна, я с интересом ознакомилась с Вашей разработкой. Мне очень понравилось использование на уроке притчи про материнскую любовь, 5 принципов из Индии, а также групповой формы работы. Очень правильно было повторить правила работы в группе.
Марина Александровна Чудинова # 20 февраля 2017 в 18:03 0
Спасибо большое, Татьяна Петровна.
Всегда приятно, когда твой труд оценивают положительно.