Конкурсы для педагогов и детей

Компоненты методики использования сетевых ресурсов в процессе обучения информатике

Опыт работы учителя информатики
Автор: Алексеева Наталья Александровна
Учитель информатики, Средняя школа №3, г.Каменск-Уральский
Описание: в данной статье рассмотрены основные компоненты методики использования сетевых ресурсов, а также структура модели методики использования ИКТ. Статья будет полезна учителям использующим ИКТ на уроках, студентам педагогических вузов.
Статья «Компоненты методики использования сетевых ресурсов в процессе обучения информатике»
В данной статье мы рассмотрим компоненты методики использования сетевых ресурсов и их взаимосвязь в процессе обучения информатике.
Рассмотрим определение понятия методики использования ИКТ в учебном процессе:
Методика использования технологий (ИКТ) в учебном процессе – совокупность закономерностей выбора педагогических технологий, в частности ИКТ, и их средств для достижения целей обучения на основе конкретного содержания учебной дисциплины в разных психолого-педагогических ситуациях.
Структура модели методики состоит из следующих компонентов: цели использования ИКТ, принципы использования ИКТ, методы использования ИКТ, формы использования ИКТ, средства ИКТ, элементы психолого-педагогической поддержки.
Рассмотри каждый компонент подробнее.
Цели использования ИКТ, сетевых ресурсов в частности: личностное и профессиональное самоопределение, достижение ключевых компетентностей (социальной, информационной, коммуникативной, автономизационной), формирование информационной культуры, развитие личностных качеств, способности к самоорганизации, повышение качества овладения знаниями, умениями.
Классические принципы в обучении:
1. Принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством.
2. Принцип наглядности обучения предполагает, прежде всего, усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия.
3. Принцип постепенности и систематичности знаний. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.
4. Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.
С точки зрения И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина при учете особенностей современного профессионально-ориентированного образования, принципы использования ИКТ в учебном процессе нуждаются в дополнении. Дополнение определяется значимостью вывода обучающихся за рамки предметных знаний и умений путем соотнесения получаемой информации и осуществляемых действий с ситуациями будущей профессиональной деятельности в контексте профессиональной образовательной общности (ПОО) и профессиональной образовательной разницы (ПОР). ПОО – образовательная система знаний, представлений, способов и видов деятельности, умений и навыков, направленная на достижение учащимися уровня допрофессиональной компетентности; ПОР – образовательная система представлений, знаний, способов и видов деятельности, умений и навыков учащихся, обеспечивающая освоение социального профессионального опыта и формирование на этой основе индивидуального профессионального опыта в условиях объективного осознания адекватности собственных притязаний и склонностей к овладению определенными видами деятельности.
Новые принципы определяются на различных уровнях и формулируются следующим образом:
1. Принцип образовательной ценности. Данный принцип состоит в деятельностном приобщении учащихся к современному процессу информатизации как важнейшей составляющей ПОО в каждом профиле.
2. Принцип педагогической целесообразности. Суть данного принципа: та или иная информационная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты, какие нельзя получить без применения этой технологии, в частности, с использованием ИКТ возможно создание педагогического комфорта в процессе выполнения заданий при учете как особых качеств личности учащихся, так и целей формирования ПОР.
3. Принцип дидактической значимости. Дидактическая значимость определяется возможностью выстраивания оптимальных дидактических маршрутов развития знаний, умений, способностей каждого отдельного учащегося (подбора совокупности задач, заданий различного уровня деятельности – творческого, исследовательского, моделирующего, познавательного характера и т.д.), а также индивидуализацией формирования общеучебных умений (например, умений самоконтроля, умений работать с информацией) и развития системы знаний, умений.
4. Принцип методической эффективности. Эффективность использования ИКТ на методическом уровне зависит от эффективности приемов и методов деятельности обучаемых в системе формирования ПОО и ПОР.
Методы использования сетевых ресурсов, можно поделить на два класса: методы, направленные на организацию деятельности учащихся для получения, хранения, сбора информации; методы, направленные на организацию деятельности учащихся для применения (использования) информации. Внутри каждый класс можно классифицировать следующим образом:
1. Классификация по охвату контингента, степени активности и адресности режима коммуникации субъектов педагогического поля в информационно-коммуникационном пространстве (ИКП). Данная классификация основывается на одновременном учете разделения методов по трем направлениям охвату контингента (фронтальная – большая группа, групповая – малая группа, индивидуальная, без ориентации на количество обучаемых), характеристике направленности взаимодействия субъектов педагогического поля (однонаправленное, многонаправленное: активное, интерактивное), характеристике средств коммуникации (традиционные или средства новых информационных технологий).
2. Классификация по характеру работы с информацией, определяемая целью включения ИКТ в образовательный процесс педагогического поля, погруженного в ИКП. В данной классификации возможно выделение следующих классов методов:
• методы деятельности субъекта педагогического поля для получения знаний и формирования умений, при использовании ИКТ как средства поиска, передачи, хранения и преобразования информации,
• методы применения знаний и развития умений при использовании ИКТ как средства поиска, передачи, хранения и преобразования информации,
• методы применения знаний и развития умений при использовании ИКТ как инструмента обработки и изменения информации,
• методы создания новых знаний и конструирования способов деятельности, а также объектов при использовании ИКТ как средства поиска, передачи, хранения и преобразования информации,
• методы создания новых знаний и конструирования способов деятельности, а также объектов при использовании ИКТ как инструмента обработки и изменения информации.
При построении модели методики использования сетевых ресурсов в учебном процессе также следует учитывать многообразие форм работы с сетевыми ресурсами:
• фронтальная, в рамках которой средства ИКТ, сетевые ресурсы в частности, выступают в качестве средства демонстрации, сопровождающего объяснения учителя;
• синхронная, используется при освоении нового педагогического программного средства, когда ученики одновременно выполняют за компьютером одни и те же действия, одни и те же команды, наблюдают одинаковые результаты;
• групповая, при которой группа из 3-4 человек выполняет определенное задание, учитель консультирует работу каждой группы, при этом задания для групп могут быть одинаковыми или разными;
• коллективная, предполагающая следующие варианты организации выполнения учебных заданий:
o за каждым компьютером один ученик или группа учащихся решают одну и ту же задачу, допускающую разные варианты, способы решения,
o соревнование между группами с последующим подведением итогов и анализом результатов,
o выполнение несколькими группами общего задания, когда каждая группа выполняет свою часть задачи и в конце урока результаты коллективного труда обсуждаются и анализируются.
• индивидуальное обучение или контроль.
Основные группы психологических характеристик обучающихся, которые необходимо учитывать при правильной организации обучения с использованием ИКТ – характеристики процесса восприятия, обработки и хранения (запоминания) информации, темперамент, тип мышления, тип памяти, ментальность, модальность, экстраверсия-интроверсия, самооценка, отношение к учению и др.
Все перечисленные компоненты связаны между собой, изменение одного компонента влечет за собой изменение других.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Участник №95 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2017 года
Контрольная работа по теме «Программирование на языке Паскаль» | Опыт работы учителя информатики. Взаимосвязь компонентов методики использования сетевых ресурсов
Опубликовано: 13 дней назад (15 апреля 2017)
Просмотров: 132
Рубрика: Разработки
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!