Конкурсы для педагогов и детей

Экологические игры для детей дошкольников

Экологические игры для детей дошкольного возраста
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Применение:
Данная статья будет полезна воспитателям детских садов, родителям, педагогам дополнительного образования.
Пояснительная записка:
В предлагаемых дидактических экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.

Цели использования:
воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычке ребёнка;
создание потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
Задачи:
- Формирование у детей знаний о природе.
Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром.
В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараемся снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли.
Дидактическая игра» Узнай животное».
Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Игровые действия:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
Дидактическая игра «Угадай, какая птица поёт?»
Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.
Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, тихо, протяжно и так далее).
Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.
Игровые действия:
Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Игра «Вершки-корешки».
Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.
Дидактическая игра «Где спряталась рыбка».
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.
Подвижная игра «Мы осенние листочки».
В руках у детей веточки с осенними листочками. Мы листочки, мы листочки, Мы осенние листочки. Мы на веточках сидели, Ветер дунул — полетели. Мы летали, мы летали. Все листочки так устали. Перестал дуть ветерок, Все уселись в кружок. Ветер снова вдруг подул и листочки с веток сдул. Все листочки полетели и на землю тихо сели.
Дидактическая игра «Весной, летом, осенью».
Подготовка к игре: воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны, лета и осени и маленькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.
Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от-дельных растений (например: нарцисс, тюльпан — весной, золотой шар, астры — осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.
Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет
Дидактическая игра «Какого растения не стало?»
На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Дидактическая игра «Да - нет».
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами
Экологическая игра из серии «Угадай кто я?».
Мам загадывает животное и дает ему описание. Например: дикий зверь, живет в лесу. кушает травку. Ваш малыш должен задавать вам вопросы, но при этом получать тоже не прямые, а наводящие ответы.
Экологическая игра» Сад — огород».
Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание.
Игровые действия:
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
— Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.
Игра «Опиши, мы отгадаем».
Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.
ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.
Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).
Игра: «Где спряталась матрёшка».
Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.
Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактическая игра «Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки:
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
У нее 4 крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза,
Называют ее …
(Стрекоза)
Сок цветов душистых пьет.
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее …
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Мы крылышки расправим-
Красив на них узор.
Мы кружимся пархаем-
Какой кругом простор!
(Бабочка)
Таким образом, можно сказать, что игра представляет собой многоплановое сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Экологические игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Экологическая игра-путешествие для детей 6-9 лет Сценарий экологической викторины для дошкольников подготовительной группы Экологические игры для дошкольников
Участник №36 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 мая по 5 сентября 2017 года
Консультация для родителей дошкольников: Роль семьи в воспитании ребенка
Опубликовано: 12 дней назад (11 августа 2017)
Просмотров: 416
Рубрика: Без рубрики
+44
Голосов: 44
Елена Викторовна Багрова # 12 августа 2017 в 08:02 +4
Валентина Михайловна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение на Экологические игры для детей дошкольного возраста.
Она поможет педагогам организовать экологический досуг.
Игры интересные, разнообразные,соответствуют возрастным особенностям данного возраста.
Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Елена Александровна Шашенко # 12 августа 2017 в 10:45 +4
Добрый день!!!
Валентина Михайловна, здравствуйте!
Спасибо большое за приглашение.
Ваши :Экологические игры для детей дошкольного возраста,очень интересный познавательный материал.
Она поможет педагогам организовать экологический досуг,в работе.
Игры интересные, разнообразные,соответствуют возрастным особенностям данного возраста.
Желаю ВАМ! УСПЕХОВ!!
Конечно ГОЛОСУЮ!!!
Надежда Трефилова # 12 августа 2017 в 12:58 +3
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Замечательный материал, с хорошей подборкой дидактических развивающих игр. Кроме того эти игры составлены на определенную тему - экологическую, а детей нужно учить экологической этике с самого раннего возраста, чем вы и занимаетесь.
Ирина Николаевна Ступченко # 12 августа 2017 в 13:07 +4
Очень хорошая публикация. И пригодится многим в работе. Беру в закладки. Спасибо за приглашение. Примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 12 августа 2017 в 16:24 +4
Очень полезный материал для родителей и педагогов. Беру в закладки. Голос.
Ирина Юрьевна Ручина # 12 августа 2017 в 18:21 +4
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Экологические игры для детей дошкольного возраста очень интересные, полезные, мне понравились. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Валентина Николаевна Матвиенко # 12 августа 2017 в 21:36 +3
Валентина Михайловна,спасибо за приглашение!Научить детей любить и беречь природу-главные задачи экологического воспитания.Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм.Через игру у ребёнка формируется положительное отношение к окружающей среде.Статья актуальна.Интересный и познавательный подбор экологических игр! Творческих успехов!Мой голос!
Маргарита Васильевна Гордеева # 13 августа 2017 в 00:11 +3
Добрый вечер, Валентина Михайловна! Ваша разработка мне понравилась.
Услышал - забыл,
Увидел - запомнил,
Сделал сам - понял!
Вы, молодец! Используете деятельностный подход в воспитании и обучении детей. Примите мой голос!
Светлана Николаевна Матвеева # 13 августа 2017 в 11:36 +2
Уважаемая, Валентина Михайловна! Огромное спасибо за приглашение на Экологические игры для детей дошкольного возраста. Цель я бы оставила одну, например: воспитание норм и правил экологически обоснованного взаимодействия детей с окружающим миром. А задачи обозначила бы так: формировать у детей знания о природе, создавать потребность в приобретении экологических знаний, ориентировать их на практическое применение. Дидактические игры "Узнай животное», «Угадай, какая птица поёт?», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Где спряталась рыбка», «Весной, летом, осенью» и многие другие обязательно пополнят коллекции педагогов, работающих по экологическому воспитанию. Спасибо Вам огромное за опыт! Примите мой голос! Желаю Вам дальнейших успехов в творчестве!
Анастасия Борисовна Марахина # 13 августа 2017 в 16:21 +2
Валентина Михайловна. Вы собрали хороший материал, здесь объединены многие знакомые нам с детства игры. Однако обратите внимание вот на эту фразу: "Мам загадывает животное и дает ему описание. Например: дикий зверь, живет в лесу. кушает травку. Ваш малыш должен задавать вам вопросы, но при этом получать тоже не прямые, а наводящие ответы.". При копировании из сторонних источников, соблюдайте логичность повествования. Голосую
Наталья Николаевна Никонова # 13 августа 2017 в 20:22 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение.
Экологические игры. Здорово. Актуально.
Не смотря на то, что Год Экологии прошел, работа осталась. И Ваш материал поможет многим педагогам сделать свою работу с детворой интересной и полезной.
Примите голос +1!
С уважением, ННН.
Татьяна Михайловна Каргаполова # 13 августа 2017 в 23:54 +1
Занятие отличное! Голос!
Юлия Васильевна Иванова # 13 августа 2017 в 23:59 +1
Не понимаю, почему ПРИРОДОВЕДЕНИЕ стали называть "экологией". Нет такого предмета в начальной школе! Даже "окружающий мир" звучит правильнее и понятнее детям! Естественно-научные предметы в средней школе разделяются на несколько предметов. Среди них так же нет "экологии". Есть "биология"! Где преемственность со школой?
Виолетта Вадимовна Хомук # 14 августа 2017 в 11:22 +1
Добрый день, Валентина Михайловна!
Спасибо за приглашение. Спасибо большое за копилку дидактических игр. Легче всего ребенок усваивает материал через игру. Особенно наши непоседы))) Единственный вопрос: игры для детского сада, а какой возрастной период? Потому что, например первая игра "Угадай животное" не рассчитана на младшую группу. Не все дети в 3-4 года могут говорить длинными понятными предложениями, а тем более понять скрытый смысл без визуализации.
В целом очень хорошо. Голосую!
Лариса Борисовна Бугакова # 14 августа 2017 в 11:41 +1
Спасибо за приглашение.Очень хороший подбор экологических игр.Вы правильно сделали,что указали цель каждой игры,это поможет воспитателям,учителям в выборе.Голос!
Лина Ашотовна Гаспарова # 14 августа 2017 в 15:46 +1
Мне понравился набор дидактических игр, Валентина Михайловна! Каждому педагогу такой пригодится.
Светлана Михайловна Радулова # 14 августа 2017 в 17:59 +1
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Хорошая подборка экологических игр для дошкольников. Вы формируете у детей знания о природе в процессе игры. Представленные игры расширяют представления об окружающем мире, живой и неживой природе, развивают речь, внимание, логическое мышление у дошкольников. Примите голос!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 августа 2017 в 21:22 +1
Валентина Михайловна, спасибо за приглашение. Экологические игры для детей важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе. У вас интересная подборка игр. Успехов! +1
Анжела Львовна Митрахович # 14 августа 2017 в 22:03 +1
Очень даже неплохая подборка игр на экологическую тематику. Воспитатель может выбрать игру для своей возрастной категории. Голос
Наталья Баировна Будаева # 15 августа 2017 в 13:31 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь.Предлагаемые вами игры содержат интересные факты о жизни животных и растений и способствуют развитию любознательности.Примите мой голос. +1!!!
Ирина Анатольевна Гавриленко # 15 августа 2017 в 15:07 +2
Валентина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Мне очень понравились, предложенные Вами игры для дошкольников, а в Год Экологии особенно актуален. Уверена, что ребятишкам будет очень интересно и познавательно. Примите голос!
Раиса Владимировна Коломыцева # 15 августа 2017 в 19:43 +2
Добрый вечер, Валентина Михайловна! Игры по экологии носят познавательный характер и интересно составлены, голосую!
Ольга Вячеславовна Варламова # 15 августа 2017 в 23:56 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Игры чудесные, разнообразные, познавательные соответствуют возрастным особенностям данного возраста. Примите голос! И конечно удачи!
Светлана Николаевна Истраткина # 16 августа 2017 в 09:41 +2
Читала с удовольствием, (читала и представляла),игры подобраны грамотно по возрасту.И если немного их переделать, то можно и провести с детьми по-старше.Здорово!Успехов вам!
Ольга Станиславовна Средина # 16 августа 2017 в 12:28 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Экологические игры для детей дошкольного возраста очень интересные, полезные,веселые.
Уверена, что ребятишкам будет очень интересно и познавательно.
Примите голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 16 августа 2017 в 17:53 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Очень интересная подборка экологических игр. Несомненно, пригодится в работе. Творческих успехов! голос
Оксана Игоревна Рослая # 16 августа 2017 в 23:06 +2
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение. Отличный материал, он не только формирует у детей знания о природе, но и развивает очень много других качеств. Успехов в работе!
Юлия Сергеевна Харламова # 17 августа 2017 в 10:17 +2
Удачная подборка игр,которые можно использовать и в работе с младшими школьниками.Больше всего понравилась игра «Весной, летом, осенью».Сейчас дети имеют скудное представление о сезонных растениях,а играя,можно их лучше узнать.Голос!
Снежана Анатольевна Колесникова # 17 августа 2017 в 18:44 +1
Отличная подборка игр для преобретения ребенкомопыт опыта взаимодействия с окружающим миром; опыта усваиваения правил поведения в окружающей среде. Играя в такие игры дети становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду.
Голос +
Ольга Витальевна Данилова # 17 августа 2017 в 19:44 +1
Валентина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за приглашение на Экологические игры для детей дошкольного возраста.Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного обращения с окружающей природой. Играя, дети учатся. Кроме того эти игры составлены на определенную тему - экологическую, а детей нужно учить экологической этике с самого раннего возраста. Предлагаемые вами игры содержат интересные факты о жизни животных и растений и способствуют развитию любознательности.Примите мой голос.
Галина Александровна Футерко # 17 августа 2017 в 22:00 0
Уважаемая Валентина Михайловна, спасибо за приглашение! Хорошая подборка игр, все соответствует возрасту и интересам детворы, разнообразные виды деятельности. Игры полезны и интересны детям, учат видеть прекрасное в обычном, бережно относиться к природе. Принимайте мой голос!
Снежанна Валерьевна Чарушина # 18 августа 2017 в 17:21 0
Валентина Михайловна, статья очень в тему. Я готовлюсь к экзаменам в аспирантуре, и тема экологическое воспитание у меня в приоритете. Вся информация Вашей статьи будет переедена мной на английский язык. Спасибо!
Наталья Геннадьевна Завалишина # 18 августа 2017 в 19:22 0
Валентина Михайловна, Ваш материал можно использовать в работе учителям начальной школы, как на уроке, так и во внеклассной работе. ГОЛОСУЮ.
Елена Евгеньевна Нефеденко # 18 августа 2017 в 20:18 0
Здравствуйте,Валентина Михайловна!Ознакомилась с вашей публикацией.Подобраны очень занимательные и развивающие игры по экологическому воспитанию детей.Игры способствуют развитию психических процессов и дают возможность поразмыслить ребёнку,выразить своё отношение к окружающему.Возьму на заметку. Примите мой голос.
Светлана Владимировна Силантьева # 18 августа 2017 в 23:23 0
Очень интересная подборка игр.Игры учат бережно и с любовью относиться к природе. Голос!
Лариса Владимировна Валитова # 19 августа 2017 в 19:21 +1
Здравствуйте Валентина Михайловна. Безусловно, игра - это то, чем мы развиваем наших детей. Игра становится смыслом нашей профессии, игра становится импровизацией. Игра - бесконечный процесс. Спасибо. Голос.
Мира Симеунович # 19 августа 2017 в 19:23 0
Здравствуйте, Валентина Михайловна. Спасибо за приглашение. Вы представили интересный подбор экологических игр для детей. Игры не только формируют представления детей о природе, о мире животных и растений, они также воспитывают у детей экологические чувства. И, самое важное то, что их экологические знания трансформируются в их отношение к природе, в практическое применение этих знаний в форме привычки. С удовольствием голосую! Успехов Вам!
Светлана Александровна Дивинская # 21 августа 2017 в 11:27 0
Спасибо большое за приглашение.
Ваши :Экологические игры для детей дошкольного возраста,очень интересный познавательный материал.
Она поможет педагогам организовать экологический досуг,в работе.
Игры интересные, разнообразные,соответствуют возрастным особенностям данного возраста.
Желаю ВАМ! УСПЕХОВ!!
Светлана Александровна Колесникова # 21 августа 2017 в 16:04 0
Очень интересный и полезный материал. Пригодится для экологических утренников и досугов. Голосую!
Анна Николаевна Логвина # 21 августа 2017 в 16:24 0
Спасибо за приглашение. Дошкольный возраст тем и замечателен что дети познают мир в игре. Ваши игры помогут ребёнку в игровой форме закрепить пройденный материал по окружающему миру. Желаю Вам творческих успехов. Голос!.
Валентина Андреевна Кутырева # 21 августа 2017 в 17:07 0
Спасибо за приглашение. Данная работа воспитывает в детях бережное отношение и любовь к природе. Данные игры хорошо развивают мыслительные процессы. Материал нужный, полезный, разнообразный.
Светлана Михайловна Шмигирилова # 21 августа 2017 в 22:07 0
Валентина Михайловна, спасибо за приглашение!Очень полезный материал. В ходе такого мероприятия у детей будет формироваться бережное отношение к природе. А ещё это серьёзная подготовка к школе. После таких мероприятий в саду детям будет легче усваивать материал по окружающему миру. Спасибо за разработку.
Мой ГОЛОС.