Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обучение толерантности на современном уроке в начальной школе

Обучение толерантности на современном уроке. Инновационный подход к воспитанию детей.
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Подчас, даже прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
В моем классе в прошлом учебном году проблема толерантности была весьма актуальна, так как в начале года к нам пришли 5 новых учеников. Проблема адаптации новеньких в уже устоявшемся коллективе знакома многим педагогам. Ученики достаточно быстро освоились в классе, благодаря некоторым педагогическим приемам и хитростям. Все были рассажены за партами в паре со «старенькими» учениками. В первый учебный день за круглым столом мы знакомились друг с другом, рассказывали о своих увлечениях. На перемене ребятам было предложено провести экскурсию по школе.
Кроме того, в течение года в класс влились дети, чьи семьи бежали от войны на Украине. Мы столкнулись не только с проблемой вливания их в коллектив, здесь еще и другой менталитет, другой язык, другие характеры. Поэтому сближение ребят происходило через пробуждения у них интереса к знакомству с другой страной, другими обычаями. Первое время у вновь прибывших были некоторые языковые проблемы. На этой основе мы провели урок лексики русского и украинского языка, где знакомились с общими чертами и различиями в названиях предметов, которые имеют отношение к школе.
В преддверии Нового года мы провели своеобразный экскурс по традициям праздника, материал к которому готовили дети-представители трех стран: России, Украины и Армении. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
Большого усилия по воспитанию толерантности требует основная, на мой взгляд, проблема, которая лежит на поверхности в каждом классе – проблема совместного существования в рамках одного класса сильного и слабого ученика. Все мы знаем о не всегда уважительном, иногда даже презрительном отношении успевающего ученика к тому, кто слабее по знаниям и из-за этого не участлив и не заметен в классе. В данной ситуации очень многое зависит от педагога, его одинакового отношения ко всем своим ученикам. Я как педагог, как классный руководитель – многодетная мама, у меня 29 детей, среди которых есть и отличники, и средне-успевающие ученики. Но важно другое – для меня все они, в первую очередь, маленькие хорошие люди, каждый с набором своих положительных качеств и сильных сторон характера. На своем опыте знаю: когда педагог толерантен ко всем ученикам, когда находит доброе слово и причину для похвалы для каждого, тогда и дети начинают относиться друг к другу внимательнее и терпимее. При ответе слабого ученика у доски мы часто слышим комментарии из класса, дети не выдерживают медленного темпа работы, не терпят неверного ответа. Для решения данной проблемы в классе я использую методы совместной работы разных по уровню учеников, это работа в парах, в группе. Эта форма дает возможность формировать у учащихся умение сотрудничать, приходить к общему мнению, слушать и слышать друг друга. Кроме этого следует учесть и эмоциональную сторону. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Но при подборе задания для совместного выполнения следует помнить, что сильный ученик всегда сразу возьмет решение в свои руки. Поэтому такой род работы должен быть продуман учителем, чтобы себя мог проявить тот, кто слабее, кому важнее показать себя, проявить. От отношения одноклассников к нему зависит самооценка ребенка, его желание учиться. В то же время, стоит помнить, что толерантность – это не уступка, снисхождение к кому-то другому, а если и не собственное желание помочь, то хотя бы не возможность отказать, когда к тебе обратятся.
“Давайте говорить друг другу комплименты” – призывал нас Булат Окуджава. Когда у нас в классе возникает спорная или даже конфликтная ситуация, мы проводим следующую игру.
Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Вспомним сказку «Теремок». Вас никогда не удивляло, как вместе ужились, под одной крышей, такие разные характеры? Так и все мы – разные, но живем друг с другом, рядом, бок о бок. И какие бы мы ни были, мы ищем и находим способы доброго, уважительного, порядочного сосуществования. А научить ребятам принимать другого таким, какой он есть, мне помогает принцип «зато»: да, Петя плохо написал диктант – зато его рисунками украшены стены нашего кабинета; да, Витя не умеет решать задачи – зато как быстро он учит стихи и выразительно читает их наизусть.
Самый простой способ воздействовать на сознание ребенка – это слово. Учителю в этом помогают художественные тексты, которые он использует на уроках русского языка и литературы.
На многих уроках русского языка и литературы можно проводить работу с афоризмами на тему терпимости: «хорошее воспитание – это способность переносить плохое воспитание других», «основной признак мудрости – терпимость к недостаткам других», «самое мудрое и правильное – это при жизни проявлять терпимость, а смерть встретить с достоинством».
Богатый материал для воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность в работе.
Я глубоко убеждена,что обращение к тексту в процессе обучения позволяет в комплексе решать образовательные и воспитательные задачи, помогает раскрыть индивидуальность каждого ученика, сформировать творческую личность с индивидуальным языком и стилем. Мои ученики любят такой вид работы на уроках русского языка, как комплексный анализ текста. Во-первых, такая работа решает сразу несколько образовательных задач (позволяет повторить ранее изученный материал, опросить большое число учащихся и тд.), а также несет и воспитательную функцию благодаря содержанию. Поэтому при отборе текстов для обучения речевому общению мною учитываются следующие требования: насыщенность его изучаемыми грамматическими и лексическими единицами; коммуникативная направленность текста, т.е. содержание текстового материала должно способствовать формированию личных качеств школьника, формировании социально-коммуникативной компетентности. Работа с текстом позволяет использовать очень востребованную сегодня в школе технологию сотрудничества, в основе которой лежат принципы толерантности. На практике её часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создаёт атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания каждого учащегося.
Воспитанию через текст помогают и уроки литературного чтения. У нас такая богатая русская литература, такой простор для творчества! И если материал в учебнике скуден, то уроки внеклассного чтения позволяют учителю в полной мере восполнить какие-то пробелы в нравственном становлении личности детей. Так, например часть уроков внеклассного чтения мы построили блоком, куда вошли «Гадкий утенок», «Карлик Нос», «Щелкунчик». Герои этих произведений были изгоями, по причине своих внешних отличий от остальных. На примере героев художественной литературы, которые вызывают у учащихся жалость и сострадание, ребята учатся уважать и ценить людей не по их внешности, а по душевным качествам. Не секрет, что среди детей часто вызывает презрение и отвращение человек с физическими недостатками. При чтении отрывков «Слепого музыканта» ребятам было предложено закрыть глаза, послушать музыку и объяснить, что происходило в этот момент у них в душе, голове, как они себя чувствовали. Многие отметили, что испытывали некоторое неудобство – все время хотелось открыть глаза. А часть ребят сказала, что внутри чувствовали музыку, чувствовали какой-то трепет в груди. Так мои ученики, через способ создания естественной ситуации, встали на место человека, лишенного зрения, поняли, какого это – жить не как все.
У Вероники Тушновой в стихотворении, которое относится к любовной лирике, есть слова, которые я запомнила именно в контексте своей педагогической деятельности: «Ты жесток жестокостью ребенка – от непонимания жесток…» И ведь действительно, наши дети не понимают многих вещей, они видят только то, что на поверхности – поступок другого человека, а не причины его совершения. И влиять друг на друга, выказывать свое отношение дети тоже умеют примитивно – через слово. Обидное, злое, некрасивое слово – очень редко ответным поступком. Поэтому и учить ребенка нужно через слово, другое – доброе и светлое.
Уроки музыки и вокальное направление внеурочной деятельности также помогают мне как педагогу донести до ребенка простые истины: о добре, дружбе, сострадании. Вспомним, как много детских песен, каждая из которых может стать эпиграфом и к теме моего выступления, и девизом по жизни каждого из учеников. «Если добрый ты – это хорошо! А когда наоборот – плохо…!», «Вот что значит настоящий верный друг…» и др.
Но не только на уроках учитель формирует толерантные отношения. Тут и внеклассные мероприятия, и кружковая работа, и беседы, как с детьми, так и с родителями. Чем чаще классный руководитель общается с детьми, обсуждает жизненно-важные проблемы, возникающие в детском коллективе, тем более шансов сплотить и сдружить детский коллектив. На внеклассной работе, а подчас и на уроках, возможна демонстрация фрагментов какого-то кинофильма, с проблемной историей, где можно посмотреть и обсудить варианты возможного развития событий. К сожалению, современные дети практически не знают тех замечательных фильмов, на которых выросло, например, мое поколение: «Чучело», «Белый Бим…», «Тимур и его команда» и др.
Безусловно, огромную роль в воспитании и образовании играет облик учителя: его внешность, его нравственность, духовный мир, душевные качества. Поэтому важно учителю постоянно работать над собой, совершенствоваться. И поскольку идея духовности, толерантности является важным условием развития нашей страны, национальным приоритетом российского общества, то каждая встреча учителя с детьми должна способствовать формированию ценностных качеств личности.
Презентация на тему: Обучение толерантности на современном уроке

Рекомендуем посмотреть:

Патриотического воспитания младших школьников в современной России Здоровьесберегающая среда школы Работа над словом на уроках русского языка в начальной школе
Проектно-исследовательская работа с презентацией, 3 класс. Лирика Есенина | Праздник "Прощание с 1 классом". Сценарий
Опубликовано: 2477 дней назад (14 июля 2017)
Просмотров: 1573
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Юлия Владимировна Лойко # 16 июля 2017 в 10:53 0
Очень содержательная и полезная статья.Тема воспитания толерантности актуальна не только в России, но и во всем мире, особенно сейчас, когда идет активная пропаганда и настраивание людей на межрасовые конфликты, посредством всемирной паутины. Так как я живу в Казахстане, а это так же многонациональная страна, у нас уделяется этому вопросу особое внимание уже с дошкольного возраста. Поэтому ваш опыт очень поможет и нам! Хотелось бы немного больше информации о работе с родителями, так как ребенок перенимает по большей части мнение и пример своей семьи, и очень тяжело привить терпимость и дружелюбие к другим, не похожим на тебя людям, если например отец в открытую заявляет о своем негативном отношении к ним, не понимая при этом всю остроту и важность своих действий и слов.
С удовольствием прочла Вашу статью и вынесла для себя много полезного и нужного. Спасибо!
P.s. Прошу удалить мой комментарий выше, так как я опубликовала его минуя вход на сайт))
Екатерина Олеговна Санина # 16 июля 2017 в 11:47 0
Большое спасибо за отзыв! Рада, что данный материал оказался Вам полезен!