Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательный час в библиотеке «Ярослав Мудрый и мы, его преемники» для младших классов

Конспект познавательного часа «Ярослав Мудрый и мы, его преемники»
Автор: Лутковская Виктория Александровна, заведующий филиалом, МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детская библиотека-филиал №5, досуговый центр «Журавлик».
Материал будет полезен воспитателям ДОУ, учителям начальных классов, библиотекарям.
Мероприятие для детей от 6 до 10 лет.
Направлено на знакомство участников с личностью князя Ярослава Мудрого, историческими событиями его эпохи.
Познавательный час для детей 6-10 лет «Ярослав Мудрый и мы, его преемники»
Цель: привлечь читателей к изучению исторической, краеведческой литературы, способствовать воспитанию патриота.
Задачи:
Привлечь к чтению литературы о князе Ярославе Мудром, других исторических личностях нашей Родины, к краеведческой тематике.
Познакомить участников мероприятия с некоторыми событиями жизни Ярослава, его вкладом в развитие государства, градостроительство, культуру.
Привлечь внимание участников к новым архитектурным и культурным объектам, появившимся в Ярославле в канун тысячелетия.
Познакомить с особенностями образования в древней Руси и с современной системой образования и библиотечной системой.
Воспитывать чувство патриотизма.
Формировать потребность стать активным участником в сохранении и улучшении нашего города.
Оформление: книжная выставка «Ярослав мудрый и мы его наследники»
Цитата выставки: «Храните землю отцов и дедов своих»
1-й раздел: «Князь Ярослав» Алексеев С.В. Ярослав Мудрый. Самовластец Киевской Руси. - Москва: Вече, 2006.– 304 с.: ил.
Махотин С.А. Ярослав Мудрый.—Москва: Белый город, 2005. - 48 с.
Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. - Москва: ООО «ТК Велби», 2002 - 520 с.
Рассказы русских летописей. Перевод и составление Михельсон Т.Н. - Москва: Издательский центр “Витязь”, 1993. - 336 с.: ил.
ЭпохаРюриковичей. От Древних князей до Ивана Грозного / Авт.-сост. Дейниченко П.Г. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 192 с.
2-й раздел: «Объекты тысячелетия»
Бушелашвили И. подготовка к юбилею идет успешно// Спецпроект газеты «Городские новости». - 2007. - июнь.
Волгина Е. Год до юбилея// городские новости. - 2009. - 9 сентября.
Егорова Т. Теймураз и его команда// Северный край. - 2008. - 19 июля.
Кукреш В. Древний город устремленный в будущее// Городские новости. - 2009. - 9 сентября.
Кукреш В. Пастбище под выпас—всем нуждающимся// Городские новости. - 2009. – 9 сентября.
Никитина Н. Зоопарк открыт для всех// Золотое кольцо. - 2008. - 8 мая.
Пестрякова О. Страус Вася танцует ламбаду// Городские новости. - 2008. - 18 июня.
Романова О. Визитная карточка города// Ветераны и молодежь. - 2006. - август.
Никитина М. Идеи для символа тысячелетия// Городские новости. - 2006. - 27 мая.
3-й раздел: «Образование и культура в Ярославле»
Буланов В.А. Ярославль: Социально-экономический очерк. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1985. - 224 с.
Мельгунов Б.В. Всему начало здесь…(Некрасов и Ярославль). - Ярославль: Верхняя Волга, 1997. – 240 с.
Пономарев А.М., Марасанова В.М., Федюк В.П. и др. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. 20 века. - Ярославль: Ярославский государственный университет, 2000. - 368 с.: ил.
Ярославль: История города в документах и материалах от первых упоминаний до 1917 года / Под ред. Пономарева А.М. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1990.– 432 с.
Ярославль. Путеводитель. / Под ред. Федорчука А.В. - Ярославль: Академия развития, 2002.—192 с.: ил.
Валькова А. Библиотека им. Лермонтова в жизни Ярославля// Ветераны и молодежь. - 2006. - август.

Ход:
1часть
Ведущий приветствует участников, делит на две команды, предлагает осмотреть выставку и отгадать тему занятия. Продолжает рассказ о князе Ярославе Мудром с опорой на материалы выставки и справочный материал ( стр.4).
Ведущий. Все вы знаете, что Ярослав Мудрый – основатель города Ярославля. А какие события еще происходили в жизни князя, что было сделано, как сегодня мы следуем его примеру, об этом и поговорим.
Князь Ярослав известен как успешный воин - полководец, но чтобы стать таким ему пришлось многое преодолеть. Родился он увечным – хромым. Каждый шаг причинял боль, несмотря на нее, занимался не только науками, но и ратным делом, верховой ездой. Это сделало его сильным, помогло одержать верх в битвах с многочисленными врагами земли русской и со своими родственниками.
Распри между князьями начались из-за престола Киевского. Было у Ярослава двенадцать братьев. По воле отца престол должен был занять один из младших сыновей князь Ростовский Борис. Но старший (приемный) Святополк коварно убив Бориса и еще двух братьев (Глеба и Святослава), стал князем Киевским. Ярослав со своей новгородской дружиной и варягами разбил дружину Святополка, занял Киев, а Святополк в начале скрылся у печенегов, а после у поляков. Собрав польское войско, Святополк взял Киев. Ярослав бежал в Новгород, новгородцы снарядили новое войско на битву со Святополком. Победа досталась новгородцам. Святополк умер в Польше. Позже состоялась у Ярослава битва и с другим братом - Мстиславом. Победил Мстислав, но править предложил совместно. До конца жизни Мстислав охранял южные рубежи страны, а Ярослав – северные, отвоевал выход в Балтику, города русские, потерянные в междоусобных войнах. После смерти Мстислава Ярослав стал единственным правителем, одержал окончательную победу над печенегами, участвовал в войнах с германскими племенами, старался укрепить рубежи Руси новыми крепостями, умелыми дипломатическими решениями.
Думаю, что и ваши отцы, деды то же были достойными воинами. Расскажите нам про их службу в армии, подвиги ратные. ( Просим продемонстрировать домашние заготовки: фото и рассказы).
Игровой конкурс: «Попади в цель».
Можно использовать материал оптимальный для ведущего и состава участников либо два набора «лук и стрелы» или две «гранаты» и подходящие по смыслу мишени (древний щит или танк, самолет).
Детям предлагается попасть в цель. Побеждает команда, где участники попали большее количество раз.
2 часть
Ведущий. Известен князь Ярослав и как градостроитель. Им были заложены три новых города: Юрьев Польский (Украина), Юрьев (ныне Тарту в Эстонии) и Ярославль. Везде, где княжил Ярослав, начинал он строительство: в Новгороде было построено «Ярославово дворище», после пожара был восстановлен Киев, города украшались новыми храмами, отстраивались оборонительные сооружения.
Наиболее известны такие памятники архитектуры как Софийский собор и «Ярославово дворище» в Новгороде, Софийский собор и Золотые ворота в Киеве. (Можно просто продемонстрировать фото, а можно предложить детям по командам собрать разрезанные фото и назвать то, что изображено). В нашем городе по приказу князя была заложена крепость, а на месте церкви Богоявления - первый храм.
В Ярославле в канун тысячелетнего юбилея то же велось большое строительство. Давайте вместе вспомним, какие объекты появились стараниями наших современников в городе.
Конкурс: «Назови больше памятников архитектуры»
По командам участники должны назвать объекты, появившиеся в городе Ярославле в канун тысячелетия. Побеждает команда, назвавшая большее количество.
Как варианты: ведущий показывает фото с изображениями новостроек и памятников, а команды по очереди называют их; если ранее не было использовано задание «разрезные картинки», можно выполнить на ярославском материале.
Ведущий может дополнить каждый ответ детей рассказом об архитектурных памятниках Ярославля-"объектах тысячелетия".

3 часть
Ведущий. Заботился князь Ярослав и о распространении грамоты и книгописания на Руси. Построив Софийскй собор в Киеве, устроил в нем и первую на Руси княжескую библиотеку. Собрав переводчиков, поручил им перевод греческих, латинских, еврейских, арабских, армянских рукописных книг на славянский язык. Стараясь окружить себя грамотными людьми, организовывал первые школы. Дети и взрослые могли обучаться при монастырях и церквях, в основном по церковным книгам.
Сейчас мы получаем знания по специально разработанным учебным пособиям в детских садах, школах, училищах, ВУЗах. В наши дни каждый может получить среднее и профессиональное образование. (Можно дополнить речь ведущего информацией из справочных материалов). Каждый житель может познакомиться с новинками литературы, получить необходимую информацию в городских, областных, школьных и др. библиотеках города.
Конкурс «В древней школе»
Ведущий предлагает командам отобрать из ряда книг те, что могли бы быть учебниками в древней школе (каждой команде даем набор из книг, в нем обязательно ветхий и новый завет, псалтырь). Побеждает команда, выбравшая книги церковного содержания.
Как вариант для малышей: каждому даем плоскую восковую табличку и заостренную палочку (зубочистку) и просим написать то, соответствует их уровню (букву, имя, слово, алфавит). Побеждает команда, где дети справились быстрее и допустили меньше ошибок.
4 часть
Подводим итоги занятия и конкурсов, вручаем памятные медали команде одержавшей больше побед, проигравшим выдаем дипломы участников. Прощаемся.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в начальной школе на тему Доброта Классный час в начальной школе "Зачем нужен друг?" Классный час в начальной школе "Дал слово - держи его" Конспект классного часа на тему Семья в начальной школе

Похожие статьи:

Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Классный час для начальной школы. Наши древние предки

Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка

Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности

Участник №50 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Досуг для детей дошкольников по экологии в библиотеке | Игра - викторина «Мой Ярославль» для детей 6-10 лет. Конспект
Опубликовано: 2444 дня назад (19 июля 2017)
Просмотров: 3988
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!