Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитательная система в начальной школе по ФГОС

Опыт работы учителя начальной школы. Воспитательная система «Дорогою добра»
I. ВВЕДЕНИЕ
«Воспитание – из всех святых дел – самое святое» (Феофан Затворник). Следовательно, духовно-нравственное воспитание становится системообразующим элементом всей системы воспитания. В обществе на первый план выходят духовно-нравственные ценности и в первую очередь необходима ориентация личности обучающихся на эти ценности.
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) кардинальным образом изменяет образовательный процесс. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функции образования, обеспечивает его гуманизацию. Сегодня важнейшим механизмом реализации ФГОС становится «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В Концепции задан современный национальный идеал – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

II. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Образование в 90-х годах свелось в основном к обучению, из обихода стало уходить такое понятие, как просвещение. Это слово есть только в русском языке, и означает оно не усвоение знаний, а совершенствование души, способность видеть истинную цель жизни и делать добро. Профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говорит, что образование без надлежащего воспитания – дом без фундамента. В настоящее время в общественном сознании произошла переоценка роли духовно-нравственного развития в образовании. Общество признало значимость духовно-нравственного воспитания. А самый верный путь восстановления нравственности народа заключается в обретении православной веры и укреплении православного здорового образа жизни.
В федеральном законе «Об образовании» сказано, что качество образования – это не качество обучения. Образование предполагает не только формирование знаний умений и навыков, а, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.
При создании воспитательной системы класса мы учитывали задачи, которые перед нами ставит государство, модернизацию содержания процесса воспитания, целей и задач воспитательной системы школы. Президент России В.В.Путин в своем Указе "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" подчеркнул, что «ключевым принципом Национальной стратегии является максимальная реализация потенциала каждого ребенка, необходимо создавать условия для его социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности».
Из личного опыта можем порекомендовать, что для создания системы воспитательной работы с классом вначале необходимо провести психолого-педагогические исследования. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Существует много методической литературы, основываясь на которой совместно с психологом школы проводится диагностика развития личности учащихся и ученического коллектива. Мы в своей работе использовали тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен д.п.н. Н.Е.Щурковой, адаптирован В.М.Ивановой, Т.В.Павловой, Е.Н.Степановым), а также субъективный тест М.И.Шиловой, мониторинг Н.В.Кулешовой и Т.Г.Жарковской.
На первом этапе составили социальный паспорт класса. Затем на родительском собрании провели анкетирование, которое позволило определить цели и задачи дальнейшей работы. Изучив психологические особенности учеников, выработали ряд рекомендаций по работе с трудными и проблемными детьми. Составили план работы с классом, на основании анкетирования, консультации с родителями, индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.
На втором этапе диагностических исследований изучали развитие личности учащегося.
Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
Младший школьный возраст является важнейшим периодом, влияющим на становление эмоционального мира личности и эмоционального опыта ребенка, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса в школе и классе. Сегодняшняя практика показывает, что в благоприятной среде в детях пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее. В нашем классе мы стремимся расширить понятие классного коллектива. Ведь класс – это не только коллектив детей, но еще и коллектив родителей. Сформировать дружный родительский коллектив – задача не менее сложная, чем детский, но мы едины в стремлении сделать наших детей счастливыми, а значит духовно богатыми, физически здоровыми. Это возможно только на основе тесного партнерства с семьей.
Поэтому воспитательная система «Дорогою добра» держится на трех китах: духовность, здоровье, семья.
IV. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель: создание условий для формирования основ ценностных ориентаций личности, ее гражданского становления и нравственного развития на основе социального партнерства с семьей.
Для достижения цели предстоит решить следующие задачи:
1. Воспитывать ребенка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формировать умения общаться с одноклассниками и учителями.
2. Способствовать формированию нравственно полноценной личности.
3. Приобщать к здоровому образу жизни.
4. Способствовать формированию познавательной активности учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Скачать Воспитательная система «Дорогою добра»

Рекомендуем посмотреть:

Игра - путешествие 1 класс. Конспект Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе на тему: Вежливость Сценарий летней спортивно-игровой программы для младших школьников

Похожие статьи:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Опыт работы учителя начальной школы
Опубликовано: 2442 дня назад (21 июля 2017)
Просмотров: 4998
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ирина Александровна Гусева # 23 июля 2017 в 11:35 +2
Валентина Андреевна, добрый день!
Отчет по воспитательной системе «Дорогою добра» актуален, в Вашей работе прослеживается система и последовательность всех воспитательных задач. Эта работа будет необходима для составления своих воспитательных планов при создании их в августе-сентябре. Вашу разработку можно взять за основу.
Спасибо!
Валентина Андреевна Кутырева # 23 июля 2017 в 23:51 0
Спасибо за поддержку)))
Ирина Николаевна Ступченко # 23 июля 2017 в 13:39 0
Достаточно увлекательная и интересная работа. Примите голос!
Елена Викторовна Пашкова # 23 июля 2017 в 23:24 0
Валентина Андреевна, какую огромнейшую работу Вы создали по воспитательной системе! Как удачно подобраны три направления: духовно - нравственное, семья и здоровье. Показана взаимосвязь между педагогами, детьми и их родителями. Богатый материал в приложении: тесты, анкеты, диагностика, игровые ситуации.Молодец! Желаю творческих успехов. Мой голос!
Валентина Андреевна Кутырева # 23 июля 2017 в 23:50 0
Спасибо за поддержку)))
Светлана Михайловна Шмигирилова # 19 августа 2017 в 01:33 0
Содержательный полезный материал. Творческих успехов Вам!