Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Современные педагогические технологии в работе с дошкольниками в ДОУ

Современные педагогические технологии в детском саду
Технология ИКТ
Преимущества компьютера:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Применение ИКТ:
Интернет
Ведение документации
Использование мультимедийных презентаций
Использование развивающих компьютерных программ

Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ: Развитие воображения, мышления, памяти;

Ошибки при использовании ИКТ:
Недостаточная методическая подготовленность педагога;
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
Бесплановость, случайность применения ИКТ;
Перегруженность занятия демонстрацией.
Технология Интегрированного занятия
Методы и приемы, используемые в интегрированном занятии:
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
Проблемные вопросы, использование заданий типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.
Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизация словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Требования к структуре интегрированного занятия:
четкость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии;
большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура интегрированного занятия:
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (Например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.). Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Технология мнемотехника
Для малышей:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.

Старшим дошкольникам даётся усложнение:
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.

Структура мнемотехники:
Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Методическиетребования к мнемотаблицам (при описаниипредмета):
Лист бумаги (чаще используем формат А4), которыйразделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
- Цвет: нарисованыцветовые пятна.
- Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
- Величина: нарисованы двапредмета контрастной величины.
- Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
- Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
- Действия спредметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Алгоритм приразучивании стихотворений:
1. Выразительноечтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что этостихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме .
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком сопорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы навопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
Как сделать Лэпбук, что для этого надо!
1. Определиться с темой.Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.
Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. У вас получится книжка с самыми общеизвестными знаниями. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти знания являются новыми.
Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее, допустим снег, снегирь, санки…
2. После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку инаписать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание) А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Следующий этап самый интересный : Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.
Потом все это я рисую на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Проектная деятельность
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность воспитанника;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
• исследовательское-творческие: полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
• ролевые, игровые (участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта);
• ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов);
• практико-ориентированные (прикладные) (результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников);
• творческие (предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна).
• По продолжительности они бывают
• краткосрочными (одно или несколько занятий,
• средней продолжительности (более одной недели,
• долгосрочные (год).

Технология работы с кейсом включает в себя такие этапы как: -индивидуальная самостоятельная работы дошкольников с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);-работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;-презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Какие же функции у дошкольника и воспитателя при использовании кейс-технологий на занятии. Распределения функций между дошкольником и воспитателем:

До занятия Действия воспитателя:
1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки дошкольников 3. Разрабатывает сценарий занятия
Действия дошкольника 1.Получает кейс 2.Индивидуально обдумывает решение проблемы
Во время занятия Действия воспитателя: .
1. Организует предварительное обсуждение кейса 2.Делит группу на подгруппы 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах обеспечивает дошкольников дополнительными сведениями,
Действия дошкольника 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других 3. Принимает или участвует в принятии решений

После занятия Действия воспитателя:
1. Оценивает работу дошкольников 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
Действия дошкольника
Составляет устный отчет о занятии по заданной форме. Рассмотрим основные этапы занятия при использовании кейс-технологии.
Основные этапы занятия: 1.Организационная деятельность. Слово воспитателя. Знакомство с ходом занятия.
1. Актуализация знаний дошкольников.
2. Работа с кейсом. Анализ.
3. Итог занятия.

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автор – отечественный изобретатель, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер.
ПРОТИВОРЕЧИЕ — предъявление к одному объекту противоположных требований.
Например, один и тот же объект и хороший и плохой, и большой и маленький, и крепкий и некрепкий, и горячий и холодный и т. п.
ПРИЕМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ — объяснение способов, как один объект может обладать противоположными признаками.

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий:
– во времени: в одно время объект обладает одним признаком, в другое – противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая – растаяла);
– в пространстве: одна часть объекта обладает одним признаком, другая – противоположным (например,
утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная);
– в системах: один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать);
– в отношениях: объект для кого-то обладает одним признаком, а для другого – противоположным
(например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой);

СИСТЕМА — любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
Например, объект – самолет. Его элементы – крылья, кабина, шасси, двигатели и др. –летать не могут. А если их соединить определенным образом, то получается самолет, кото-рый обладает системным качеством – способностью летать.
ПОДСИСТЕМЫ — составные части (элементы), из которых состоит система.
НАДСИСТЕМА — система более высокого ранга, в которой рассматриваемая система является частью.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР – способ анализа системы, подсистем и надсистем объекта в прошлом, настоящем и будущем.
Системный оператор можно изобразить в виде схемы –«девятиэкранки» или «пятиэкранки» (для детей).
«ДА-НЕТКА» —вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи «да-нетки» решаются постепенным
сужением круга поиска. «Да-нетки» бывают объектные (загадывается один объект) и ситуационные – «детек-тивные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
Кроме того выделятся числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отга-дать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраива-ются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
ФУНКЦИЯ — цель, обычное назначение объекта (ответ на вопрос: для чего нужен объект?).
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — прием фантазирования, при котором будущее объекта рассматривается на трех уровнях:
1. В объекте будущего отсутствуют недостатки («плохое»), которые есть в настоящем.Функция объекта сохраняется. Например, карандаши не будут ломаться.
2. Объекта не будет, а функция будет выполняться. Например, чертежи и рисунки выполняются на компьютере. Объекта (карандаша) нет.
3. Объекта нет и функция не нужна. Карандашей нет, чертить и рисовать не нужно, как это может быть?..
ЭВРОРИТМ —прием фантазирования, при котором объект рассматривается в последовательности:
1. Функция объекта, противоречия в объекте.
2. Какими вариантами представлен объект (фантазирование: каких вариантов не существует).
3. Анализ ситуации: на Земле остался только один такой объект, какие последствия
этого могут быть.
4. Анализ ситуации: объект исчез, как будет выполняться функция.
5. Анализ причин в ситуации: объект есть, а функция не выполняется.
6. Придумывание новых объектов путем объединения данного объекта с другими (можно произвольными).
МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ —прием фантазирования, при котором на исход-ный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Автор приема – ВайтингЧ.(США)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ —прием фантазирования объекта, при котором вна-чале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные
варианты, которыми могут быть представлены эти части. Новые объекты получаются путем комбинации различных вариантов. Автор приема – Цвикки Ф. (Швейцария).
МЕТОД МАЛЕНЬКИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ (ММЧ)– прием, позволяющий объяснить и смо-делировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет
наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие чело-вечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте, «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бега
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Игры на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста | Трудовые поручения в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Опубликовано: 1875 дней назад (3 марта 2019)
Просмотров: 1186
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!