Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада. Организация образовательного процесса в разновозрастной группе

Специфика организации образовательного процесса в разновозрастной группе
Преимущества разновозрастных групп заключается в возможности большей индивидуализации развития, стимуляции вербального развития, получение более богатого социального опыта, развитие нравственных качеств детей. (Л.А. Парамонова)

Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. (Е.Н.Герасимова)

Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего - показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению. (Е.А.Вовчик-Блакитная)

Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве. (Н.В.Бутенко)

Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. (Л.А. Парамонова)

Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению (Е.А.Вовчик-Блакитная) Смыслообразующий мотив общения при этом - стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

В условиях разновозрастной группы могут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:
1) активно-положительный (демократический);
2) активно-отрицательный (авторитарный);
3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия - ограничительную и запретительную. (Е.Н.Герасимова)

Перед старшими детьми необходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру. (Л.А. Парамонова)

Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д. (Н.Я. Михайленко, Н.Я. Кустова).

В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в разновозрастных группах.

Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.
Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы, позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга. (Н.В.Бутенко)

Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако, при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим, воспитателю необходимо проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д. (Н.В.Бутенко)

Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. (Н.В.Бутенко)

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок - сверстник», «ребенок - младший ребенок», «ребенок - старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.
1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).
2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры), а старшие дети используют их для своих лепных изделий. В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.
3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна - первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило - режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

При изменении возрастного состава детей режим обновляется.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая работа в детском саду Информационный буклет ДОУ Проект в ДОУ: Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных зан Анализ работы ДОУ за 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС
Консультация для педагогов. Комплексно-тематическая модель проектирования образовательного процесса в ДОУ
Опубликовано: 908 дней назад (4 апреля 2019)
Просмотров: 1474
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!