Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы учителя-дефектолога. Лекотека в детском саду

Лекотека, как форма сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы
Весь наш житейский быт приспособлен для здоровых людей. Однако важно помнить, что среди нас есть люди, в т. ч. дети, с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в нашем понимании, помощи и поддержке. В России помощь таким детям традиционно оказывалась за пределами дошкольного образования – в сфере медицинских и социальных услуг.
В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребёнок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ специально созданных условий посещения для коррекционной работы.
Семьи этих детей нуждаются в комплексном сопровождении специалистов различных областей, занимающихся общими проблемами развития ребёнка и проблемами семьи.
Так как количество таких детей увеличивается с каждым годом, актуальным становится поиск форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи этим детям. Одной из форм организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья - создание на базе детских садов Лекотек.
В 2013-2014гг. имела честь участвовать в конкурсе социально значимых проектов, общественных объединений, некоммерческих организаций, национально-культурных автономий и организаций, территориальных общественных самоуправлений, физических лиц, активистов на предоставление субсидий в виде муниципальных грантов на поддержку общественных инициатив. Были выиграны два проекта по следующим номинациям: “Дети и город”, организатор - департамент по социальной политике мэрии и “Дошкольное детство”, организатор - управление общественных связей г. Новосибирска.
В связи с этим, в 2015г. на базе нашего детского сада была открыта Лекотека, как форма сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В 2015г. у нас функционировала одна группа в количестве 5 человек, а с 2016г. уже две группы по 5 человек.
Лекотека является структурным подразделением государственного дошкольного образовательного учреждения, организуется для детей, которые не могут посещать детский сад по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Лекотека является способом реализации прав ребенкана качественное воспитание и обучение, декларированное в «Законе об Образовании» и «Конвенции о правах ребенка».
Прежде чем начать непосредственную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы изучили зарубежный и российский опыт работы лекотек, получили все необходимые согласования, собрали пакет документов, регламентирующих деятельность лекотеки. Идею создания Лекотеки мы обсудили в коллективе. Специалисты и педагоги откликнулись на это предложение. Они люди небезразличные, сопереживающие, имеющие активную жизненную позицию.
Прежде всего, Лекотека выполняет определённые функции:
• психолого-педагогическая поддержка семьи;
• обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития;
• коррекция родительско - детского взаимодействия;
• формирование у ребёнка умений, необходимых для поступления в детский сад, школу;
• создание благоприятных условий для развития самостоятельности ребёнка.
Деятельность Лекотеки регламентируется следующими документами:
1. Примерное Положение об организации деятельности лекотеки, структурного подразделения Муниципального образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования от 14 февраля 2006г № 104-ПП;
2. Положение об организации деятельности лекотеки МБДОУ д/с № 9 компенсирующего вида;
3. Договор о сотрудничестве между МБДОУ д/с и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего лекотеку;
4. Циклограмма деятельности специалистов лекотеки.
Основная цель и задачи:
Цель: максимально возможная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях посещения Лекотеки на базе дошкольного учреждения.
Задачи:
Формирование основ межличностных отношений, коммуникативных навыков;
Формирование и обогащение социальных представлений;
Развитие игровой, познавательной, продуктивной деятельности;
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания
Реализация задач:
1.Психолого-педагогическое обследование детей и детско-родительского взаимодействия;
2.Подбор оптимальных способов обучения ребенка(составление индивидуального маршрута);
3.Реализация образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей, принимаемой и реализуемой Лекотекой самостоятельно;
4.Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям.
Этапы становления и работы Лекотеки:
1-й этап –подготовительный: формирование банка данных детей, определение возможных и целесообразных форм работы с ними, установление контакта с семьёй, подготовка диагностических методик, определение дальнейшего образовательного маршрута ребёнка.
2-й этап –основной: осуществление работы специалистами (дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, педагога по ИЗО), в следующих направлениях: непосредственное взаимодействие с детьми в специально организованных видах деятельности в т.ч. игровой, консультативно-просветительская работа с родителями, включение их в воспитательный процесс.
3-й этап –заключительный: предполагает подведение итогов работы.
Педагогогические кадры:
учитель-дефектолог – развивает познавательную деятельность детей;
учитель-логопед – занимается коррекцией нарушений речевого развития ребенка, стимулирует речевую активность детей;
педагог по ИЗО деятельности имузыкальный руководитель - развивают творческие, музыкальные и художественно-эстетические способности детей;
Отличительной особенностью Лекотеки является работа с каждым ребенком по индивидуальной программе. Посещать Лекотеку могут дети разного возраста, имеющие существенно разное состояние здоровья, разный уровень эмоционального, интеллектуального и речевого развития. Это делает невозможным использование единой образовательной программы. Специалисты Лекотеки индивидуально для каждого ребенка подбирают направления и конкретное содержание психолого-педагогической помощи.
По результатам обследования детей, а также учитывая общие закономерности онтогенеза, составлены индивидуальные образовательные маршруты на ближайшее время по основным линиям развития: социальное, познавательное, предметно-игровых действий, развитие речи и коммуникативных способностей, продуктивных видов деятельности и музыкального развития.
Для определения способов сотрудничества и создания комфортных для детей условий, проведены: родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам организации игрового пространства в домашних условиях и условиях детского сада, созданы папки наглядных материалов, родители ознакомлены с маршрутом развития ребёнка и организацией деятельности Лекотеки.

Организация деятельности Лекотеки.
У Лекотеки есть два основных направления деятельности: работа с детьми и работа с родителями.
Организационные формы работы с детьми:
Групповые занятия;
Индивидуальные занятия (состоят из непосредственно общения с ребенком, коррекционно-развивающих игр, фазы свободной игры и специальных упражнений, активизирующих познавательную деятельность ребенка или снимающих психоэмоциональное напряжение);
Интегрированные занятия (проводятся одновременно несколькими педагогами с группой детей с целью повышения эффективности обучения);
Экскурсии, доступные уровню понимания наших воспитанников;
Праздничные мероприятия.
Занятия проходят как при участии родителей, где они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребёнком.так и без их присутствия, когда при решении педагогической задачи от ребёнка требуется проявления самостоятельности.
Занятия с детьми в Лекотеке проводятся в индивидуальной, мало подгрупповой и групповой формах. Продолжительность индивидуального занятия длится от 15 до 20 минут. Общая продолжительность занятий до 2-2, 5 часов в день 2 раза в неделю. Так как, в детском саду нет свободного помещения для полного пребывания этих детей, мы выбрали модель группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей в кабинетах специалистов во время тихого часа, т.е. с 13-00 до 15-00.
Организационные формы работы с семьей
Индивидуальные консультации педагогов по вопросам содержания, формам стимуляции развития и методам игрового взаимодействия с ребенком;
Групповые тематические семинары, проводимые педагогами;
Организационные родительские собрания;
Праздничные мероприятия;
Семейные творческие конкурсы.
Индивидуальная работа специалиста по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2 раз в месяц. Продолжительность консультации составляет от 30 минут до 1 часа.
Продолжительность групповой работы специалиста с родителями (законными представителями) составляет 2 часа и проводится 1 раз в месяц.
Воспитанники Лекотеки стали активными участниками жизни всего детского сада. Их участие в конкурсах, концертах, утренниках, спортивных соревнованиях вместе со всеми воспитанниками детского сада сокращает эмоциональную дистанцию. Главным стимулом развития, на наш взгляд, становится общение с обычными детьми. Впрочем, знакомство с особыми детьми идёт на пользу и здоровым детям. Они больше узнают об окружающем мире, о том, что в этом мире живут люди с ограниченными возможностями здоровья.
Мы часто говорим о формировании толерантного поведения у детей. Лекотека является прекрасным средством формирования у здоровых детей терпимости, развития эмпатии, понимания того, что есть разные люди и некоторым из них необходимо больше внимания и заботы...
Мы надеемся, что инициатива государства и общества по поддержке особых детей и их семей будет реализовываться и дальше, что то общественное внимание, какое в последнее время обращено в сторону этих детей, будет приводить к реальному улучшению их качества жизни. Именно для этого и создаются такие организации как Лекотеки, службы ранней помощи, психолого-медико-социальные центры. Стоит помнить, что отношение в обществе к людям с особенностями развития, с ограничениями здоровья - это зеркало, отражающее истинный портрет этого общества.
Всего ВАМ хорошего!

Рекомендуем посмотреть:

Формирование навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной умственной отсталостью Логопедическая работа по развитию памяти школьников Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ
Участник №81 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 15 апреля 2018 года
Конспект интегрированного занятия по теме «Овощи». Старшая группа с ЗПР | Конспект занятия для детей с задержкой психического развития к 23 февраля
Опубликовано: 2208 дней назад (4 апреля 2018)
Просмотров: 5048
+1
Голосов: 1
Светлана Анатольевна # 5 апреля 2018 в 10:50 0

Мир особого ребѐнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребѐнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребѐнка интересен и пуглив.

Мир особого ребѐнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребѐнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребѐнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребѐнка — допускает лишь своих!

Спасибо за то, что Ваша работа заключается в том, чтобы по возможности создать ребенку с ОВЗ такие условия в , чтобы он мог попробовать себя в деле и помочь ему добиться успеха.

Ольга Васильевна Петрова # 6 апреля 2018 в 07:16 +1
Спасибо за помощь и внимание к семьям с детьми с ОВЗ. Создание Лекотеки в ДОУ в наше время очень ответственно. Толерантное отношение необходимо воспитывать у детей с раннего возраста.