Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лэпбук в образовательном процессе в ДОУ

Инновационная форма обучения детей дошкольного возраста-лэпбук (из опыта работы)
Автор: Ольховик Елена Викторовна, руководитель кружка «Росинка» СРЭР "Гармония", МУДО «ГДДЮТ им.В.Г.Джарты» г.Макеевки
Описание: в данной методической разработке представлен опыт работы для руководителей кружков дополнительного образования, которые работают с детьми дошкольного возраста,применение на занятиях инновационной формы обучения лэпбук позволит творчески подойти к учебному процессу, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей.
Цель: ознакомление с инновационной формой работы с детьми- лэпбук
Задачи: организовать совместную социально-полезную деятельность детей и взрослых; успешно реализовать образовательную программу.
Актуальность опыта.Технологическое творчество педагога – явление не новое. Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
Одной из новых форм коллективного творческого дела, которую мы успешно применяем на занятиях с детьми дошкольного возраста является лэпбук. Форма, которая позволяет творчески подойти к учебному процессу, успешно реализовать образовательную программу, заинтересовать как детей, так и их родителей, была апробирована на занятиях кружка «Росинка» студии раннего эстетического развития «Гармония».
Технологичность опыта. Лэпбук как форма развития познавательной деятельности. Почему же мы выбираем форму - лэпбук?
Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной активности детей и развития самостоятельности.
1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию
4. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками или фигурками насекомых, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку.
5. И создание лэпбука - это просто интересно!

Лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы могут быть как широкие ( «Погода», «Спорт»), так и узкие («Кошки», «Снег», «Яблоки»). В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 -7 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения: учебные; игровые; поздравительные, праздничные; автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка. Организация материала: стандартные кармашки; обычные и фигурные конверты; кармашки-гармошки; кармашки-книжки; окошки и дверцы; вращающиеся детали; высовывающиеся детали; карточки; теги; стрелки; пазлы; чистые листы для заметок и т.д.
Применение опыта на практике
Работу по оформлению лэпбука разделим на этапы
1 этап
Определение темы и составление плана (дети и педагоги)
2 этап
Сбор информации (дети и педагоги, родители)
3 этап
Распечатка иллюстраций и лексической информации (педагоги, родители)
4 этап
Оформление и сборка лэпбука (дети и педагоги)
4 этап: сборка и оформление лэпбука (самый интересный).Нужно придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана – создать макет будущей папки. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого -текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Дети были активными участниками в оформлении лэпбука. На основе собранного материала и полученных знаний дети вместе с педагогами создавали страничку, за страничкой.
Как сделать лэпбук своими руками?
Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Для этого вам понадобятся следующие материалы: картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; обычные и фигурные ножницы; клей и/или скотч; степлер; декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Для того, чтобы сделать лэпбук по моим готовым шаблонам вам понадобится: цветной, несколько листов офисной бумаги формата А4, картонная папка формата А4, ножницы, клей для бумаги.
Приведем пример работы над лэпбуком.
Вначале выбирается тема для лепбука - например"Насекомые". Но тема он получается очень обзорной и вряд ли мы смогли полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. Поэтому на групповом совете решили создавать лэпбук, знакомящий с одним представителем мира насекомых - стрекозой. После определения темы, составляется план, который включал в себя информацию необходимую для раскрытия темы. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие.
План содержания лэпбука
1 Стрекоза внешний вид, хищное насекомое.
2 Познакомить ребенка с строением стрекозы (голова, грудь, ноги, крылья).
3 Стрекоза в жизни людей (вертолет, ювелирные украшения).
4 Что ест стрекоза?
5 Враги стрекозы.
6 Места обитания стрекоз.
7 Для развития речи – стихи, загадки и басня о стрекозе.
8 Игры: Разрезные картинки и схема оригами.
9 Стрекоза в литературе.
Этапы создания лэпбук
В лэпбук вошли:
интересная информация из жизни стрекоз, разнообразные игры, загадки, оригами, стихи, самодельные пазлы и многое другое
Вот так в одном наглядном проекте собраны самые важные знания о стрекозе.Такие лэпбуки можно составить на самые разнообразные темы Советую всем коллегам. И интересно и актуально и ново. Благодаря этой форме работы дети многое узнали о стрекозе, знают и с удовольствием читают наизусть стихи и загадки о стрекозе. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Выводы. Участие детей в оформлении интегративной тематической папки - отличный способ закрепить определенную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации тем самым активизируя познавательный вид деятельности.
Таким образом, технология коллективного творческого дела в форме лэпбука является активной формой обучения и воспитания.

Рекомендуем посмотреть:

Лэпбук для детского сада: Деревья нашего участка: Вишня Лэпбук "Домашние животные" своими руками для дошкольников Лэпбук для детского сада: Свойства воды Лэпбук по пожарной безопасности в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Участник №30 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Игра как форма социализации ребенка
Опубликовано: 2117 дней назад (3 июля 2018)
Просмотров: 11740
Рубрика: Без рубрики
+7
Голосов: 7
Ирина Николаевна Кириллова # 4 июля 2018 в 16:31 +1
Здравствуйте! Интересный материал Вы представили. Работа над созданием таких лэпбуков способствует решению многих образовательных, развивающих и воспитательных задач. Лэпбук - это эстетично, долговечно и доступно. Сама использую это полезный инструмент. Спасибо Вам за Ваш труд! Желаю удачи и дальнейших творческих успехов! ГОЛОС!
Елена Викторовна Ольховик # 5 июля 2018 в 10:30 +1
Благодарю
Команда Татьяна Николаевна # 4 июля 2018 в 17:34 +1
Здравствуйте!
Очень интересный материал. Вообще, лэпбук - необходим в работе. Его создание трудоёмкий и большой труд.
Спасибо Вам, и с удовольствием примите голос.
Елена Викторовна Ольховик # 5 июля 2018 в 10:34 +1
Благодарю за отзыв
Вера Владимировна Мухамадеева # 5 июля 2018 в 16:22 +1
Дошкольникам -лэпбук? А ничего что писать учат в школе? Зачем показуху устраивать. Дополнительная нагрузка родителям, чтоб не скучали? Делали такое , но в начальной школе. Ведь есть же традиционные формы: гербарии, книжек раскрасок сколько. Веяние моды, а вы случаем тренинги для повышения коммуникационных способностей не проводите? Если да - рада за Вас. Куда мир катится?
Елена Викторовна Ольховик # 5 июля 2018 в 19:12 0
У одних мир катится, у других развивается.Это в каких очках посмотреть.А лэпбук ,применяемый у нас и моих коллег вызывает большой интерес прежде всего у дошкольников.Про тренинги повышения коммуникационных способностей не думала,но теперь обязательно обращу внимание на эту интересную тему.Спасибо за совет и Вам удачи!
Вера Владимировна Мухамадеева # 5 июля 2018 в 21:07 0
Да ради бога Елена Викторовна, все мы вольны экспериментировать. Только вот позволяется делать это лишь в рамках образовательного стандарта. Если есть положение о том, что дошкольники должны уметь читать, одно дело, а нет так нет. Ваши лэпбуки, это старые добрые папки для занятий, которыми обязан пользоваться воспитатель. И папки эти, очень хорошее подспорье в работе, вроде наших поурочных планов. Применяйте тренинги, не забывая указывать это в своих рабочих программах, дело не в терминах. Должна же быть единая концепция образования. У нас вот ФГОС ввели и мы должны понимать что дети развиваются... Да Вы и сами всё прекрасно понимаете. Всех Вам благ.
Елена Викторовна Ольховик # 6 июля 2018 в 10:16 0
Негатив с таким умным рассуждением от специалиста (который работает с дошкольниками) тоже наверное должен присутствовать в нашей жизни.Без этого ну никуда.
Наталья Дмитриевна Хомова # 24 августа 2018 в 14:36 0
Уважаемая Елена Викторовна! Спасибо за подробный пример подготовки и изготовления лэпбука. Такая форма работы не только повышает познавательную активность детей, но и формирует устойчивый интерес к «исследованию» материала, желания делать что-то своими руками, способствует развитию творческих способностей. Естественно, такая работа требует затрат времени и личных усилий, однако результат оправдывает данные затраты.
Елена Викторовна Ольховик # 4 сентября 2018 в 13:49 0
спасибо
Ольга Задирина # 4 сентября 2018 в 11:12 0
Лепбук. Да, его история не нова в педагогике.Но изготовление такого материала совместно с детьми в разы повышает его результативность. Дети всегда в свободном доступе имеют яркий, интересный материал ( что выгодно отличает его от папок педагога с раздаточным или дидактическим материалом). Это замечательная идея еще и потому, что созданное своими руками дети учатся беречь. Удачи Вам и успехов! Воспользуюсь вашей идеей в своей работе с дошкольниками.
Елена Викторовна Ольховик # 4 сентября 2018 в 13:48 0
спасибо