Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада. Формировании познавательной активности у дошкольников с ОВЗ

«Формирование познавательной активности у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР) – ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- при использовании квест – технологии для реализации коррекционно – образовательной программы»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский Детский сад №9», город Бендеры
Аннотация. Статья посвящена вопросам по формированию познавательной активности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья - с ОНР (общим недоразвитием речи) через квест – технологию. В статье предложен примерный план работы (на месяц) для педагогов, работающих с дошкольниками с ОНР в ОДО (организациях дошкольного образования). Материал будет полезен для педагогов ДОУ

Цель: приобщение педагогов к формированию познавательной активности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через квест – технологию
Задачи:
- Показать необходимость формирования познавательной активности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - с общим недоразвитием речи (ОНР)
- Показать различные подходы педагогов к понятию «познавательная активность»
- Познакомить с примерным планом работы и дидактическими играми с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - с общим недоразвитием речи (ОНР) по формированию познавательной активности.

Сегодняшние дошкольники 6- 7 лет с ограниченными возможностями здоровья - с ОНР (общим недоразвитием речи) обладают ограниченным кругозором, редко проявляют творческую активность в ходе игровой деятельности, что приводит к сложностям при обучении в начальной школе.

Начальная школа сегодня организует учебную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свое творческое мышление, способность проанализировать ситуацию, классифицировать, обобщить, сделать вывод и самостоятельно найти способы решения этих ситуаций.

Старшие дошкольники с ограниченными возможностями здоровья - с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют предпосылки к формированию мыслительных операций через игровую деятельность, они прекрасно осваивают правила игр, применяют свои представления в различных игровых ситуациях, однако ситуации творческого характера им сложно выполнить. Квест – технология способствует формированию познавательной активности у дошкольников 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья с общим недоразвитием речи через систему игровых ситуаций и упражнений, в которых есть интересный сюжет, необходимо отправиться на поиски кладов, сокровищ, выполняя при этом интересные игровые упражнения.

Познавательная активность – это активность дошкольника, которая проявляется через познание окружающего мира. Дошкольники 6 – 7 лет отличаются любознательностью, задают много познавательных вопросов, любят экспериментировать. Также дошкольники 6 – 7 лет интересуются явлениями и предметами окружающего мира, как живого, так и неживого. Дошкольники 6 – 7 лет хотят найти ответы на вопросы, которые их заинтересовали. Они умеют обобщить свои познания об окружающем мире и применить эти познания в своей игровой деятельности и в новой ситуации.

Квест – технология способствует формированию у дошкольников 6-7 лет познавательной, физической и творческой активности, формируя коммуникативные качества при работе в микро группах или парах.

М. И. Лисина предлагает рассматривать «познавательную активность как возможность готовности к познавательной деятельности. Показателями готовности в данном случае являются: признак интереса, внимания, сигналы о настройке на начало работы» [2].

Также М.И. Лисина говорила о том, что существует взаимосвязь между познавательной активностью и деятельностью. Познавательная активность в данном случае является частью деятельности и выражается через взаимодействие личности и окружающего мира.

Г. И. Щукина считала, что «познавательная активность и познавательный интерес тесно взаимосвязаны между собой. Также познавательная активность обусловлена познавательным интересом, характерными чертами которого являются стремление к его удовлетворению и определённый эмоциональный настрой» [3].

Г.И. Щукина выделяет «тесно взаимосвязанные компоненты познавательного интереса:
- интеллектуальный компонент, выражающийся в интеллектуальной деятельности, проявляющийся в активном поиске решения проблемы, в исследовательском подходе, в готовности к решению познавательных задач;
- эмоциональный компонент, проявляющийся в эмоциях удивления, в чувстве ожидания нового, в чувстве интеллектуальной радости, успеха;
- регулятивный (волевой) компонент. Познавательный акт представляет собой своеобразное поэтапное движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением различных трудностей, препятствий в процессе решения мыслительной, интеллектуальной задачи» [3].

Педагогами и психологами было установлено, что важнейшим условием для формирования познавательной активности у дошкольников является общение.

М. И. Лисина говорила, что «общение со старшим для ребёнка служит единственно возможным контактом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми раннее» [2].

Таким образом у дошкольников формируется познавательная активность при общении со взрослыми. При этом необходимо помнить, что важнее не интенсивность общения, а его содержание и направленность.

Д.Б. Годовикова считала, что «максимально эффективным в плане развития познавательной активности ребёнка будет общение – сотрудничество, объективно обуславливаемое тем стилем взаимодействия, которого придерживается взрослый» [1].

Несомненно, что именно квест – технология позволяет педагогу быть на равных с дошкольниками, планируя цель и задачи для квест – приключений, составляя этапы квеста, продумывая его ход, а также направляет творческую и поисковую деятельность дошкольников.

При организации работы воспитателя по формированию познавательной активности у дошкольников 5-7 лет с ОНР через квест - технологию очень важно, чтобы педагог мог быть компетентным в организации квестов, соблюдая основные принципы:
1. Безопасность: задания для квестов и упражнения отвечают правилам безопасности для дошкольников 6-7 лет.
2. Цель и задачи квестов соотнесены с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.
3. Применение педагогом разнообразных видов детской деятельности с целью реализации системно – деятельностного подхода.
4. Задания для этапов квеста логично сформулированы, следуют друг за другом, формируя познавательную активность у дошкольников 6- 7 лет.
5. Задания в квесте характеризуются положительным эмоциональным окрасом, при этом педагогом используются сказочные персонажи, музыкальные произведения, различные игровые атрибуты.
6. Цель любого квеста должна быть четко сформулирована педагогом: найти сундук с сокровищами, помочь герою найти его друзей и т.д.
7. Педагог определяет время, которое необходимо для выполнения игровых упражнений или заданий. При этом необходимо помнить, что дошкольники должны успеть выполнить предложенные упражнения, но не устать.
8. В любом квесте роль педагога – направляющая, дошкольники принимают решения и формулируют выводы самостоятельно.

В своей практике работы в МОУ «Бендерский Детский сад №9» с дошкольниками с ОНР мы руководствовались «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Москва, «Просвещение», 2010г.) авторы Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.Б.Чиркина. Нами был составлен примерный план работы по формированию познавательной активности у дошкольников 6- 7 лет с ОНР через квест – технологию по лексическим темам.

В каждой лексической теме мы представили развивающие дидактические игры на синтез («Собери картинки из частей», «Числовые пазлы» и другие), анализ («Сравни спортсменов», «Найди отличия у чашек» и другие), сравнение («Чего не стало?», «Выложи предметы» и другие), классификацию и обобщение («Найди 4 лишний», «Назови одним словом» и другие). Также нами предложен для педагогов апробированный на практике перспективный план работы с дошкольниками 6-7 лет с ОНР по лексическим темам, который был реализован нами в МОУ «Бендерский детский сад №9» в подготовительной к школе группе с дошкольниками с ОНР за один учебный год через квест – технологию.

Познакомиться с дидактическими играми можно тут: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/kopilka-yekologicheskih-igr-k-proektu-pridnestrovskaja-osen-s-prezentaciei.html; https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/didakticheskie-igry-dlja-starshih-doshkolnikov-5-7-let-tema-zimnie-vidy-sporta-s-prezentaciei.html; https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/didakticheskie-igry-dlja-doshkolnikov-5-7-let-tema-zimuyuschie-pticy.html

Эффективность применения квест – технологии в работе со старшими дошкольниками с ограниченными возможностями развития - с общим недоразвитием речи(ОНР):
- нами был разработан и реализован за учебный год перспективный план работы с использованием квест – технологии (в приложении);
- нами были систематизированы разнообразные дидактические игры, способствующие формированию познавательной активности у дошкольников 6-7 лет с ОНР;
- дошкольники с ОНР повысили свою познавательную активность через игровую деятельность и квест – технологию;
- у дошкольников с ОНР было сформировано желание принимать активное участие в игровых ситуациях, соблюдать правила, играть в паре с другом;
- у воспитанников было сформировано стремление анализировать, классифицировать, обобщать, систематизировать в ходе игровых ситуаций;
- у дошкольников с ОНР было сформировано желание выполнять игровые правила, достигнуть результата, играя самостоятельно или в паре с другом
- дошкольники с ОНР применяли полученные познания в самостоятельной игровой деятельности.

Мы проанализировали результаты нашей деятельности и сделали вывод о том, что квест – технология способствует формированию познавательной активности старших дошкольников с ОНР при реализации коррекционно – образовательной программы с учетом личностно – ориентированного подхода.

Таким образом, по результатам деятельности мы сделали вывод о том, что в современных условиях через реализацию мероприятий по квест – технологии педагогам удалось сформировать у старших дошкольников с ОНР познавательную активность, которая будет необходима им при обучении в школе.

Литература:
1. Годовикова Б.Д. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. 1984. №1.
2. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. №4.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. – М., 1979.
Скачать Консультация для педагогов о формировании познавательной активности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Рекомендуем посмотреть:

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Консультация для педагогов детского сада. Квест – технологии в работе с дошкольниками | Зимняя сказка о зимующих птицах для дошкольников 5-7 лет
Опубликовано: 832 дня назад (18 декабря 2021)
Просмотров: 867
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Афанасьевна # 18 декабря 2021 в 12:52 +1
Вера Валерьевна! Вы поделились консультацией о формировании понзавательной активности у дошкольников. Интересный материал, грамотно оформлен, структурирован. Приведены примеры дидактических игр для формирования познавательной активности у дошкольников. Спасибо за интересный материал! Желаю Вам успехов в работе!!!