Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для педагогов детского сада. Квест – технологии в работе с дошкольниками

«Квест – технология как эффективный способ организации деятельности и повышения качества образования в современных условиях в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ОНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы понятия квест – технологии, ее структура, этапы организации, виды квестов, принципы организации и роль педагога при организации квеста. Материал будет полезен для педагогов ДОУ.

Цель: приобщение педагогов к использованию квест – технологии при реализации коррекционно – образовательной программы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Задачи:
- Рассказать о структуре квестов, этапах и принципах организации;
- Показать пример занятия в форме квеста для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
- Приобщить педагогов к использованию позитивного опыта по квест – технологии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В современных условиях при реализации коррекционно - образовательной программы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) именно квест – технологии являются эффективным способом организации детской деятельности и повышают качество дошкольного образования в современных условиях.

При реализации коррекционно - образовательной программы сегодня у дошкольников должны быть сформированы целевые ориентиры: инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитость воображения, фантазии и творчества, развитость крупной и мелкой моторики, проявление любознательности, умение подчиняться социальным нормам, способность к волевым усилиям в разных видах деятельности, способность к принятию собственных решений.

Данные целевые ориентиры помогает педагогу сформировать и развивать именно квест – технология, реализующая системно – деятельностный подход в работе с дошкольниками с ОВЗ.

В словаре слово «квест» (с англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») - один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через
преодоление трудностей; также это и приключенческая игра — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.

Таким образом, квест – технология предполагает включение дошкольников с ОВЗ в такую познавательно – игровую деятельность, сюжет которой предполагает приключения, поиски различных предметов, при этом решаются различные задачи, чтобы продолжить путь следования по сюжетной линии.

Квест – технология берет своё начало от популярных компьютерных игр, в которых для достижения цели героям необходимо выполнить множество заданий, найти спрятанные части предметов и дойти до финиша [2, с. 5].

Квест – технологии в дошкольном образовании предполагают включение дошкольников с ОВЗ в такие творческо – познавательные путешествия, в которых происходят приключения, поиски, есть секреты, тайники, загадки и различные задания, что помогает им активно включаться в деятельность. В таких путешествиях дошкольники могут проявить свои творческие и интеллектуальные познания, найти способы работы в командах, парах, развивая коммуникативные взаимодействия.

В каждом квесте всегда бывает элемент соревнований, много неожиданного, что так увлекает дошкольников с ОВЗ (новый герой, поиски кладов, предметов, развивающая среда в группе).
При участии в таких приключениях происходит формирование целевых ориентиров, что так важно для успешной готовности дошкольников в ОВЗ к обучению в школе.

Квест – технология при организации образовательного процесса способствует реализации коррекционно – образовательной программы в новых и актуальных формах работы.

Каждый квест может увлечь дошкольников своим сюжетом, помочь им развивать свои способности и коммуникативные взаимодействия с друзьями. Педагогу необходимо при этом так организовать деятельность дошкольников с ОВЗ, чтобы увлечь всех воспитанников. При этом современный педагог имеет навыки не только четкой и системной организации и подготовки тематического квеста, но и может умело провести такую познавательно – творческую игру – приключение.

Квесты организуются по продуманному, интересному, понятному дошкольникам сюжету или с участием знакомых героев произведений, главное суметь четко, досконально и детально продумать не только ход квеста, но и все этапы такого путешествия и задания.

При подготовке квеста педагог в первую очередь определяет основную цель, планирует задачи, учитывая возможности дошкольников с ОВЗ, а также учитывает ту обстановку, в которой будет проходить сам квест, затем на основании всех этих данных пишется сценарий приключений.

Непременным условием любого образовательно – коррекционного квеста является мотивация. Дошкольники с ОВЗ очень любят запутанные сюжеты, карты, поиски и приключения, при этом важно, чтобы в результате на финише этого приключения их ожидал приз.

Образовательно – коррекционный квест имеет свою структуру.
В ходе прохождения разных этапов и выполнения заданий команды получают или бонусы или штрафы, при этом все эти правила оговариваются до начала игры – приключения. Далее на финише участников ждет обязательный приз. В завершении путешествия проводится рефлексия, в ходе которой могут быть различные результаты: дошкольники могут рассказать, что им было интересно в ходе путешествия, что они узнали нового, что их удивило, что для них оказалось трудным для выполнения и т.д.

В организационном моменте квеста педагог организует проблемную ситуацию, мотивируя воспитанников на предстоящую деятельность. На этом этапе происходит разделение воспитанников на подгруппы различными способами, обсуждаются правила прохождения самого квеста, предлагаются карты с указанием порядка и направления прохождения этапов квеста.

В ходе самого квеста все дошкольники или команды дошкольников выполняют предложенные задания (творческие, логические, поисковые и др.), продвигаясь дальше и дальше. Проходя каждый этап, команды получают подсказки, предметы, части картинок и т.д. Все это помогает им дальше выполнять следующее задание, подводя их к финишу. При выполнении заданий команды получают бонусы или штрафные очки, что оговаривается в начале.

Педагог может использовать различные варианты квестов при составлении маршрутов:
1. Маршрутный лист, на котором педагог располагает последовательно станции, также это бывают ребусы, зашифрованные слова, которые нужно отгадать и туда проследовать.
2. «Волшебный клубок», на котором друг за другом идут записки с названиями станций, при прохождении которых идет дальнейшее продвижение по маршруту.
3. Карта или план – схема – маршрут следования по станциям.
4. «Волшебный экран» - планшет, ноутбук, на котором друг за другом представлены фотографии мест путешествия. Путь следования можно узнать, лишь выполнив задание, в ответе получается или название станции или подсказка.
5. Линейные квесты. Команды следуют по разным станциям друг за другом в определенной последовательности - от старта до финиша [2, с. 11].

Эффективно и результативно реализовать квест – технологию педагогу помогают следующие основные принципы:
1. Безопасность: задания и игры отвечают правилам безопасности для дошкольников.
2. Задачи квеста подчинены возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, посильны для них при выполнении.
3. Применение разнообразных видов деятельности в ходе прохождения квеста для реализации системно – деятельностного подхода.
4. Все задания должны быть логичными, следовать друг за другом, быть интересными и познавательными для дошкольников.
5. Все задания имеют положительный эмоциональный окрас при помощи персонажей, музыкального материала, атрибутов.
6. Цель квеста должна быть четко сформулирована: найти заколдованного персонажа, помочь спасти друзей и т.д.
7. Необходимо четко определить время для решения заданий, чтобы дошкольники его выполнили, но не устали.
8. Педагог осуществляет только направляющую функцию в ходе игры – путешествия. Решения, выводы в ходе квеста дошкольники делают самостоятельно.

Квест – технология дает педагогу возможность быть только лишь организатором этого приключения, планируя цель, задачи, составляя ход и этапы квеста, направляя творческую и поисковую деятельность дошкольников с ОВЗ.

Познакомиться с занятием по квест - технологии можно тут: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-podgotovitelnoi-grupe-na-temu-moja-rodina-pridnestrove-s-prezentaciei.html

Квест – технология помогает педагогу сплотить дошкольников для решения заданий, развивая их познания, физическую и творческую активность и помогает приобрести коммуникативные качества.

Таким образом, квест – технологии помогают педагогам реализовать коррекционно – образовательную программу и сформировать у дошкольников с ОВЗ целевые ориентиры, необходимые при обучении в школе, что является эффективным способом повышения качества дошкольного образования в современных условиях.

Литература:
1.Авдеева Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет. - М.: Сфера, 2012.-45-55 с.
2.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 – с. 5-11
3.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001 с. 15-17

Рекомендуем посмотреть:

День туризма в детском саду. Средняя группа Квест - игра по русским народным сказкам для детей 4-5 лет Квест в детском саду Квест в детском саду для старших дошкольников. Сценарий «Путешествие в Мастеград»
Консультация для педагогов детского сада. Проектная деятельности с детьми с ОВЗ | Консультация для педагогов детского сада. Формировании познавательной активности у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 859 дней назад (18 декабря 2021)
Просмотров: 887
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Афанасьевна # 18 декабря 2021 в 08:22 +1
Вера Валерьевна! Вы представили интересную статью о квест - технологии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Актуально, творчески задумано. В статье Вы рассказали об основных принципах организации квестов, вариациях квестов и привели пример позитивного опыта Вашей работы. Спасибо за предоставленный опыт. Мне было интересно узнать каким образом можно использовать квест - технологию и в своей работе. Желаю Вам успехов в работе!
Людмила Николаевна # 18 декабря 2021 в 08:25 +1
Вера Валерьевна! Познакомилась с Вашим опытом работы по организации квест - технологии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Все пояснено понятно, доступно, приведен пример из опыта работы (конспект занятия). Буду использовать Ваши советы в своей работе, реализовывая образовательную программу. Спасибо Вам за позитивный опыт работы. Желаю Вам успехов!
Ирина Михайловна # 18 декабря 2021 в 09:40 +1
Вера Валерьевна! Познакомилась с Вашей консультацией про квест - технологию. В своей работе тоже применяю эту технологию для закрепления лексической темы. Задания для квестов всегда интересны дошкольникам. Вы подробно описали все этапы квеста, каким образом надо составлять задания для эффективности. Также предложили свой позитивный опыт работы в виде конспекта занятия. Спасибо Вам! Желаю Вам успехов в работе!
Виктория Николаевна # 18 декабря 2021 в 10:31 +1
Вера Валерьевна! Интересная консультация для педагогов о квест - технологии в работе с дошкольниками. Познавательно, можно применить Ваши рекомендации в работе! Спасибо за консультацию!