Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие "Роль в семье мужчины и женщины"

Конспект занятия для школьников "Кто в доме хозяин? Роль в семье мужчины и женщины"
Цели: коррекция и расширение представлений о семье, ее значении в жизни человека.
Ход занятия.
Организационный момент.
Знакомство с темой занятия.
Постановка целей занятия.

Основная часть.
Несколько лет назад ученые, в ходе большого исследования, подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали.
Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим о семье, об обязанностях супругов в семье, кто должен являться главой семьи .
Вы становитесь, год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Стихотворение «Семья».
Но как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, погладит бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».
Вот так появилась на свете «СЕМЬЯ».

- Какой смысл этого стихотворения? Знакомая картина, не правда ли?
Семей таких много когда все семейные обязанности выполняет женщина, но разве это хорошо, разве это правильно? Должно ли быть так?
- А что вы понимаете под словом семья?

Вот какое определение «семьи» можно найти в словаре Д.Н. Ушакова: «Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».

Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?

Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы воспитанников)

Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...

Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
• индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
• умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
• польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.

Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор?
Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?

(Ответы воспитанников)

- А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.

А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

(Воспитанники объясняют свой выбор)
Наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.

Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
Как-то жена жаловалась мужу: «Я не могу больше так жить! Мои обязанности – огромные горы, которые я не могу сдвинуть с места. Утром мне надо тебя будить, давать распоряжения по хозяйству, смотреть за детьми, чистить ковры, ходить на рынок за покупками, вечером готовить тебе любимый ужин».
Но в ответ муж только и сказал : «А что тут такого необычного? Все женщины выполняют то же самое, что и ты. На что тебе жаловаться. В то время, как я работаю, ты сидишь дома».
«Ах, – продолжала жаловаться жена, – если бы ты хоть немножко начал помогать мне».
Сжалившись, муж наконец-то согласился на следующее: супруга будет ответственна за все то, что будет происходить в их доме, а он – за все, что вне дома. Таким образом, распределив свои обязанности, муж и жена жили какое-то время мирно и без ссор.
Как-то муж с друзьями сидел после удачно сделанной покупки. Внезапно туда ворвался сосед и взволновано крикнул: «Скорее беги, там горит твой дом». Муж сидел невозмутимо и с видимым хладнокровием спросил: «А как именно горит дом, снаружи или изнутри?»
«Изнутри», – ответил сосед.
«Ну, в таком случае это уже не мое дело, я отвечаю только за то, что происходит снаружи»

(Воспитанники слушают притчу, обсуждение по содержанию)

- Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
- Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
- Какая главная мысль притчи?
(ответы воспитанников)
Игра «Я буду…».
На листочках бумаги с написаны обязанности.
Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», — а то, что написано, станет продолжением фразы.
(Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
Традиционно считается, что на мужчину возлагается ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Но … в наше время женщины уделяют работе не меньше времени, чем мужчины и вносят материальный достаток в семейный бюджет порой наравне с мужчинами Роли в семье непостоянны, они зависят от общества, в котором мы живём. Одна и та же роль может быть как положительной, так и отрицательной. Важно ли это, хорошо ли это?

Сейчас мы рассмотрим на примере социальных, семейных ролей, которые исполняют мужчины и женщины в других странах?
- В нашей стране в семье кто готовит пищу? А вот в Китае поварами могут быть только мужчины, а в Японии обучиться мастерству суши по старинной традиции могут только мужчины
- В нашей стране в семье кто занимается вязкой? А вот в Исландии мужчины вяжут прекрасные свитера, а женщины – профессионально ловят рыбу.

- Финляндия: Финские женщины не утруждают себя готовкой, они, в основном, покупают готовые или полуготовые блюда в магазине, но очень много времени уделяют спорту.
В последнее время заботы по кухне и уходу, детьми все больше берут на себя финские мужчины

- В России кто подлежит службе в армии? А Израильские женщины получили право служить в армии. Служба в армии является добровольной

- Кто в нашей стране носит юбки? А в Шотландии национальной мужской одеждой является юбка – килт

- Норвежские дамы видят равноправие не только в равных возможностях при получении высшего образования или хорошей работы, но и в занятиях всеми видами традиционно мужского труда – в том числе и поднятием тяжестей. А декретный отпуск или бюллетень по уходу за ребенком очень часто берет муж, а не жена.

- Кто традиционно в России стирает? А в Индии стиркой занимаются мужчины.

Вывод: В крепкой дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности: зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?
(Ответы воспитанников)

Игра «Мужской и женский мир»
Каждая подгруппа распределяет обязанности предполагаемой семье на «Женский мир» и «Мужской мир».
1. Забота о детях
2. Проверка домашнего задания детей
3. Посещение родительских собраний
4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям
5. Организация детских торжеств в саду, в школе
6. Организация семейных праздников
7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей
8. Выполнение тяжелой физической работы по дому
9. Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности
10. Покупка продуктов
11. Уборка квартиры
12. Стирка белья
13. Текущий ремонт квартиры
14. Мелкий ремонт по дому (электроприборы, мебель и т.д.)
15. Поддержание контактов с соседями
16. Планирование семейного бюджета
17. Оплата коммунальных услуг, телефона и электроэнергии
18. Покупка одежды, обуви
19. Покупка мебели, бытовой техники
20. Кормление и уход за домашними животными.

Анализ работы.
В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.
Для народа семья – важнейшее и непременное условие жизни каждого человека. Холостой образ жизни считали странностью. Мужчину, не создавшего семью, не воспринимали всерьёз, в глазах людей он был неполноценным человеком. Признание роли семьи в нравственном и материальном благополучии и нашло отражение в многочисленных пословицах и поговорках.

- Собери пословицу:
На что клад, когда в семье лад
Отца с матерью почитать - горя не знать.
Семья в куче - не страшна туча.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Вся семья вместе – душа на месте.

Итог занятия.
Я надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие: Культура речи, 5-6 класс Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 5-6 класс Музыкальная сказка "Репка" для 5-6 классов. Сценарий Праздник в 5 классе. Русский чай
Конспект игры викторины по экологии для школьников 4-5 класса | Социально-педагогический тренинг для подростков
Опубликовано: 1859 дней назад (17 марта 2019)
Просмотров: 4360
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Артем Андреевич Вежеев # 20 марта 2019 в 11:57 0
Спасибо. Вопрос полового воспитания и гендерного неравенства стоит как никогда остро