Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитательное воспитательное мероприятие в колледже "Путь к успеху"

Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов "Путь к успеху"
Содержание
1. Краткая аннотация
2. Введение
3. Основная часть 4. Заключение
5. Список используемой литературы
6. Приложение

Краткая аннотация
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение наш путь к успеху.
По мнению экспертов, искусство общения и умение взаимодействовать с людьми намного важнее, чем профессиональные навыки и знания в достижении успеха. Чтобы Ваше мнение услышали, нужно уметь правильно донести его до окружающих. И наоборот, чтобы адекватно понимать собеседника, нужно уметь слушать. Неуверенный человек чувствует себя косноязычным, стесняется выразить вслух свое мнение, не может поделиться своими чувствами.
Эффективная коммуникация – это не только способность, но и навык, и он хорошо развивается. Если Вы испытываете трудности во время общения, стоит поработать над этим. Искусство общения - важнейший навык, которому не только можно, но и нужно обучаться каждому. Чтобы стать мастером общения, важно развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.
Подростковый возраст - арена для тренировки взрослой жизни. Это тот самый период, когда отношения с другими людьми занимают первое место на пьедестале приоритетов, это время освоения новой информации, эмоциональной открытости. От того как сложатся взаимоотношения подростков в обществе будет зависеть их будущее. Все это говорит о том, что наше занятие будет актуальны именно для подростков, правильное общение, умение слушать и слышать это прямой путь к успешной жизни.
Данная разработка будет интересна и полезна для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, вожатых.

Введение
Конспект игры - путешествия «ПУТЬ К УСПЕХУ»
Возраст детей: 13-15 лет.
Продолжительность занятия: 1,5 часа.
Цель: Способствовать формированию уверенной в себе личности, с активной жизненной позицией, с умением взаимодействовать и быстро включаться в работу, получать и передавать информацию.
Задачи:
1) Познакомить подростков с процессом и техниками общения;
2) Опробовать практически упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
3) Показать подросткам, что может дать им успешное освоение техник общения;
4) Помочь подросткам овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (навыками начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и др.).
5) Способствовать формированию мотивации подростков к дальнейшему личностному росту.
Ожидаемые результаты:
- освоение основных техник общения.
- удовлетворенность подростков результатом занятия;
- повышение самооценки у подростков;
- активность обучающихся на занятии;
- проявление интереса к дальнейшему изучению искусства общения;
- сплочение детского коллектива.
Методы:
- метод игры;
- метод проблемного обучения;
- интерактивный метод;
- метод поощрения.
Основные принципы:
- Принцип актуальности – в подростковом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? Как меня воспринимают? Как нужно поступать? Именно на эти вопросы участники должны найти ответы в процессе занятия.
- Принцип позитивности - показать подростку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Следует отметить, что способ подобного мышления формируется именно в подростковом возрасте. И данное занятие помогает подростку в этом.
- Принцип активности - занятие строится с максимальным вовлечением участников в работу с помощью интерактивных методик. Древнее высказывание гласит: «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поучаствовать - я пойму»
Новизна данного мероприятия в максимальном вовлечении подростков в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группах, ролевых игр и т. д. В данном мероприятии происходит интеграция тренинга и интерактивной игры.
Оборудование:
- стулья по количеству учеников;
- проездной билет;
- доска;
- «Роза ветров» по количеству участников;
- маркеры или фломастеры по одному на каждого участника.

Основная часть
I Этап - Введение в замысел (5минут)
Подготовка к восприятию новых знаний.
При входе в кабинет каждому ребенку вручается проездной билет
Приветствие
- Здравствуйте, дорогие ребята! Спешу вас поздравить!
(Реакция подростков)
- Да, именно поздравить, ведь вы приобрели билеты для путешествия на уникальном автобусе. Это будет путешествие, которое поможет вам в достижении успеха!
Определение цели
- На нашем маршруте – всего лишь две станции с названиями: «Первое впечатление» и «Общение» и это будет началом ваше пути к Успеху, останавливаясь на которых мы определим для себя, что это такое и выясним, каким образом с их помощью можно достичь успеха.
Создание позитивной и рабочей атмосферы
- Для того чтобы наше путешествие было приятным и плодотворным, давайте поздороваемся. Выполнение упражнения - поздоровайтесь руками, головой, ногами, локтями и т. д.
- Молодцы, это получилось замечательно. Рассаживаемся удобно. Нам предстоит интересное путешествие – дорога к успеху. Желаю, чтобы на этом пути каждый из вас смог проявить себя и реализовать свой потенциал. Ну что, «Готовы»? (Ребята берутся по кругу за руки и отвечают «Готовы!»). Тогда в путь.
- Ребята, вы сейчас здоровались, а что это значит ( ответы детей) да, вы начали общаться друг с другом.

II Деятельностный этап (1 час20 минут)
Погружение в тему через проблемную ситуацию
- А вы задумывались как начать общение? Как произвести на собеседника хорошее впечатление? В каких случаях это вам надо? Что вы для этого делаете? ( выслушать ответы детей)
Психологи считают, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним. Так что ваша задача - расположить к себе собеседника за столь короткое время. Как же этого добиться? Существует так называемое правило «трех плюсов». Этими тремя плюсами являются:
- улыбка
- имя собеседника
- комплимент
- Для начала давайте улыбнемся друг другу. Улыбаясь, мы показываем человеку, что рады встрече с ним. Приятно, когда нам улыбаются. Но как сделать так, чтобы улыбка была искренней? Для этого можно представить себе что-то очень-очень приятное, такое, что заставит вас непроизвольно улыбнуться. Давайте попробуем сделать это. Пусть каждый из вас представит себе что-то, что заставит его улыбнуться.
(Подростки выполняют задание)
- Хорошо. У вас замечательно получается. Тогда перейдем ко второму плюсу – имени. Согласитесь, очень приятно, когда малознакомый человек называет вас по имени. Это означает, что вы чем-то были важны для него, если он вас запомнил. Когда человек называет ваше имя, он обращается именно к вам.
И, наконец, третий и самый сложный плюс – комплимент.

Комплименты бывают двух видов:
I. Прямые комплименты.
Комплименты, направленные непосредственно на самого человека. Например, «Ты сегодня прекрасно выглядишь».
II. Косвенные комплименты.
1. Обратите внимание на какую-нибудь вещь, принадлежащую
человеку, которому вы делаете комплимент: «У тебя классная сумка, мне всегда нравились такие необычные вещи».
2. Сделайте комплимент человеку , с которым общается ваш собеседник. «Вчера общалась с твоей мамой, она - замечательная женщина: очень милая и добрая», или сравните человека с кем-нибудь очень дорогим для вас: «Как бы я хотела иметь такого брата, как ты!». Но чтобы этот вид комплиментов был искренен, вы действительно должны были общаться с мамой собеседника, или ваш собеседник должен знать, что для вас иметь брата очень важно.
3. «Маленький минус, большой плюс». Этот вид комплимента довольно сложен, потому что мы сначала как бы ставим собеседнику небольшой минус, а затем перекрываем его большим плюсом, например: «Я не могу сказать, что ты хорошо выглядишь - ты сегодня выглядишь просто потрясающе!». Смысл этого комплимента заключается в «игре» на эмоциях: сначала мы шокируем собеседника, доставляя ему отрицательные эмоции, а потом даем большой заряд положительных эмоций.

Формирование микро групп
Пассажиры внимание, на линии контроль! Проверьте свои проездные. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на свои билеты на них есть числа, распределитесь по группам, чтобы в каждой группе были люди с одинаковым набором чисел. (подростки разбиваются на две группы) Ребята, а эти числа не напоминают ли вам какие-либо даты (22.06.41, 28.09.37,)? ( ответы детей)
- Вы правы. Это значимые даты для истории нашей страны:
– 22.06.41. началась Великая Отечественная Война. А 28.09.37. – это дата значима для нашего Алтайского края, это официальная дата основания края, в 2017 году мы будем праздновать 80-летие нашей Малой Родины.

Практическая работа
Давайте сейчас потренируемся «производить приятное впечатление на собеседника. Те у кого билеты с датой 22.06.41 образуют внутренний круг, а у кого другие цифры внешний круг. Сейчас каждый из вас будет производить приятное впечатление на партнера. Начинают разговор участники внешнего круга, потом то же самое делают участники внутреннего круга. В ходе разговора следует улыбаться, называть друг друга по имени и говорить комплименты. По моему сигналу участники внешнего круга сдвигаются на одного человека, и упражнение продолжается с новым партнером. Выполняется задание пока подростки не встанут на свои первоначальные места
Молодцы, я вижу у вас с каждым разом получается всё лучше и лучше.
- Запомните - для того чтобы произвести впечатление на человека, иногда достаточно грамотно начать разговор, и это заменит десяток внешних атрибутов.

Мотивация на дальнейшее обучение с помощью аукциона
- Как вам кажется, при обычном общении двух людей, когда один человек хочет передать другому какую-то информацию, сколько процентов этой информации в итоге дойдет до его собеседника?
Объявляю аукцион: Кому сколько кажется? Потом мы посмотрим, кто был ближе к правильному ответу… (все ответы ребят записывать на доске).
Хотите знать, чей ответ был более точным? А это мы узнаем после остановки. Стоянка автобуса 3 минуты, вы можете на это время покинуть автобус, но не забудьте взять с собой билет. При отправлении автобуса контролёр проверит билеты (перерыв 4 минуты).

Формирование на микро группы
Ну, что все в сборе, достаньте свои билеты. У кого на билете есть жёлтый треугольник? Прошу вас подойти ко мне и послушать задание.
Упражнение «Слухи»
Пояснение для тех у кого на билетах жёлтый треугольник:(Количество участников игры - от 7 до 9. Остальным участникам группы предлагается роль пассивных наблюдателей). «Сейчас мы проведем одну игру. В ее ходе разрешено все, что не запрещено. Запрещать буду я. Сейчас мне нужен один доброволец; остальных я прошу выйти за дверь». «Выслушай внимательно небольшую историю. Твоя задача - как можно ближе к услышанному, желательно дословно, пересказать эту историю тому, кто войдет» ( Приложение текст «Марфуша»).
(То есть каждый вновь вошедший слышит историю в том варианте, который ему представляет вошедший перед ним. Для последнего участника инструкция несколько иная: она заканчивается словами: «…дословно повторить эту историю для всех»)

Проведение упражнения «Слухи».
Анализ упражнения:
Ребята, вы обратили внимание на то, что с каждым пересказом текст становится все более коротким и менее точным: информация и ее детали искажаются, устраняются цифры, добавляется что-то, чего не было в исходном тексте. Как в быту мы называем этот процесс? Конечно так рождаются «сплетни». Итак, правильный вариант ответа на вопрос: сколько процентов информации из 100 дойдет до собеседника – только около 10%! А в 8нашем упражнении было не 2 собеседника, а много, т.е. информация искажалась еще сильнее! Давайте посмотрим на доску, кто был ближе всего к правильному ответу
Давайте разберемся, где и как теряется информация?
На доске рисуется рисунок
Барьеры общения
1) Вербализация: перевод мыслей в слова (на этом барьере теряется около 25% информации). Человеку бывает очень тяжело перевести свои мысли в слова; при этом, как правило, мы отбрасываем то, что кажется нам несущественным.
492) Смысловой барьер: перевод слов в мысли (теряется тоже около
25% информации). Здесь обратный процесс. Ваш слушатель переводит ваши слова в свои мысли. Он пытается вас понять. Но, как известно, разные люди мыслят по-разному, и, как правило, под одними и теми же словами каждый понимает что-то свое.
3) Порог личностного восприятия (теряется около 25% информации). Этот барьер говорит о том, что в общении всегда присутствуют эмоции и настроение.
4) Активный словарь, наши речевые навыки (теряется 12-15% информации). Процент потерянной здесь информации зависит от того, насколько богат наш словарный запас, и от того, есть ли в нашей речи слова-паразиты, шепелявим ли мы или, быть может, заикаемся.
Это основные барьеры, но есть еще два, которые могут быть, а могут и не быть.
5) Языковой барьер. По-другому, это сленг. Причем, это не обязательно подростковый сленг , это может быть также научный, или профессиональный сленг , или интернетовский.
6) Шум. Если в помещении шумно, то информации теряется, естественно, больше.
- Да, донести информацию до собеседника непросто. Нужно уметь формулировать свои мысли, просто и понятно высказываться. Но, кроме того, общение – это двусторонний процесс, важно не только то, как мы говорим, но и то, как мы с нашим собеседником слушаем друг друга.
- Часто мы считаем, что внимательно слушать - значит просто молчать, но это не совсем так. Очень важно давать собеседнику понять, что мы его слушаем. Это делает разговор живым и более искренним.

Существует несколько техник слушания.
Слушание бывает 2 видов:
1. пассивное
2. активное.
Пассивное слушание – это такое слушание, когда нет «обратной связи» с говорящим. Мы ничем не даем понять собеседнику, что слышим его. Это слушание НЕактивное.
Активное слушание предполагает «обратную связь» в каком бы то ни было виде. Обратная связь бывает следующих видов:
1. Поддержка – замечательный вид обратной связи! Как вы думаете, что при этом происходит? ( Ответы детей) Из ваших ответов я вижу многие пользуются это техникой. На сообщение собеседника мы невербально (киванием), вербально (словами «Угу», «Да», «Понимаю») сообщаем ему, что мы его слышим. Часто это применяется, когда наш собеседник очень эмоционален и не дает нам вставить ни слова.
2. Вопросы – самый простой вид обратной связи. Он показывает собеседнику , что вы его не просто слушаете, а слушаете с интересом. Причем, чем точнее ваши вопросы и чем больше они открывают новых тем, тем эффективнее ваше слушание!
3. Парафраз - это повторение мысли собеседника своими словами.
Нужно быть очень внимательными при использовании этого приема. Перефразируйте собеседника только тогда, когда уверены, что правильно его поняли. Начать парафраз помогут фразы типа «Правильно ли я понимаю, что...», «Если я тебя верно понял,…»,
«То есть ты хочешь сказать, что…», «То есть ты имеешь в виду , что…», «Насколько я понял, …», «Ты, значит, считаешь, что..» и т.д. Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, то лучше его фразу своими словами не пересказывать. В этом случае необходимо задать уточняющие вопросы. Этот вид активного слушания очень эффективен. С его помощью вы не только узнаете, правильно ли вы поняли человека, но и уточняете, насколько верно вы поняли его чувства и эмоции.
Давайте потренируемся использовать активный вид слушания. Посмотрим и ощутим на себе, как это происходит в жизни.

Формирование на микро группы
Ребята, те которые сидят в автобусе с левой стороны, одна команда и вы будете отстаивать свою позицию «Чипсы и кола – хорошее решение для перекуса», а кто с правой те будут отстаивать другую позицию «Чипсы и кола не годятся для перекуса». И
Аргументы в пользу той или иной точки зрения члены команд высказывают по очереди. Вы обязательно должны поддерживать высказывания соперников и попытаться понять их аргументацию. Поэтому перед тем, как произнести свой аргумент, вы должны перепроверить, действительно ли вы правильно услышали аргумент противоположной команды. Перепроверьте высказывание при помощи парафраза. Свои аргументы вы можете высказывать только после того, как собеседник подтвердит, что вы поняли его правильно.
Между вашими командами должен сложиться, например, следующий диалог (тема «О вреде и пользе компьютерных игр» Я считаю, что компьютерные игры очень вредят психике человека, потому что вызывают зависимость. - Ты хочешь сказать, что они вызывают зависимость в любом случае, и не важно, сколько лет этому человеку, какое количество времени он проводит за этими играми и в какие игры играет? - Нет, я только против того, чтобы дети и подростки сидели несколько часов подряд за компьютером и резались в « стрелялки». - Понятно. Я тоже так считаю и согласен с тобой. Но хочу сказать, что есть и развивающие компьютерные игры, например, стратегии. Они расширяют кругозор и развивают логическое мышление. - Правильно ли я понимаю, что ты считаешь компьютерные игры полезными? - Да, правильно, хотя и не все. - Но ведь все без исключения компьютерные игры сужают круг общения и т.д.)

- Молодцы, справились блестяще. При активном слушании вы получаете более точную информацию. А где и когда вы можете в повседневной жизни это использовать? Да, это можно использовать на уроках для уточнения, при ведении дискуссии на переменах.
- Мы понимаем легче тех, кто нам близок по духу, чьи интересы нам близки. Именно поэтому чаще всего друзьями становятся из-за схожих интересов. Однако способность понимать другого человека, по-настоящему слышать и чувствовать его можно развивать и даже следует тренировать в себе.
- И вновь прошу обратить внимание на свои билеты на обратной стороне написаны слова, очень хотелось бы услышать в конце нашего пути задорную причалку из этих слов. Вы можете придумывать сами, или с теми, с кем вам легче всего общаться, кого вы понимаете лучше всех. ( слова – слышать, слушать, повторять, закреплять, общение, разговор , комплимент, улыбка) Вы можете использовать все слова или несколько. Кто как посчитает нужным. Придумывание и озвучивание кричалок.

III Итоговый этап (5 минут)
Ну что ж, я в завершение хочу сказать вам всем большое спасибо за совместное путешествие, во время которого мы с вами рассмотрели только некоторые навыки общения, но вы уже сейчас можете их использовать.
Чтобы добиться успеха вам необходимо запомнить несколько вещей ( прописать на доске):
1) Общение – это двусторонний процесс, поэтому он зависит не только от говорящего, но и от слушающего.
2) Те навыки, о которых вы узнали сегодня, нужно тренировать, чтобы наше общение стало более эффективным.

Рефлексия
Изменчив ветер перемен, но главное – держаться правильного курса (ребятам раздается «Роза ветров»). На полученной «розе ветров» закрасьте, пожалуйста, ту стрелочку, которая соответствует вашему состоянию сейчас: юг – «на занятии было весело, интересно, узнал(а) много нового», запад: «хотел(а) бы использовать полученные знания в дальнейшем и обучаться еще по этой теме», север: «хочу забыть занятие как страшный сон», восток: «многое для меня осталось непонятным, хотел бы кое-что добавить и исправить».
(Ребята закрашивают стрелочки, затем встают по направлениям сторон света, в зависимости от того, какую стрелочку закрасили. Высказывания.)
- Ребята! Путь к успеху непрост! Но я желаю вам стремления и дальнейшего развития. Пусть с вами рука об руку всегда идет верный друг.

Заключение
На данном мероприятии подростки узнали о том, что существуют специальные техники, которые позволяют нам сделать процесс общения более эффективным. Такие занятия помогают детям задуматься над своим поведением во время общения со сверстниками и взрослыми, над умением слушать друг друга и понимать. Практические задания и психологические упражнения дают возможность опробовать и отработать в дружественной, непринуждённой обстановке различные техники общения. Такая форма проведения мероприятия делает детей более открытыми, а их интерес к восприятию нового материала неиссякаемым. На занятии подростки осмысливают роль конструктивного общения как одной из главной составляющей своего успеха в обществе.
Такое занятие является мотивирующим и, как правило, в результате дети обретают интерес к воспитательным мероприятиям, которые проходят в неназидательной, а интересной для них форме. Данное мероприятие может стать отправной точкой в системе воспитательных мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

Рекомендации:
Мероприятие проводится для группы в количестве 12-14 человек, количество детей должно быть чётное. Не допускается насильственное участие в практической работе. Все высказывания детей выслушиваются.

Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения спора, переговоров. — Казань, 1992.
2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2000.
3. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 1998.
4. Бабаева А.В. Мамина Р.И. Маркова О.Ю учебник Деловое общение –. Философия общения
5. Комплексная внешкольная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков «Всё, что тебя касается» Фонд «Здоровье и Развитие», 2010 Веб-сайт: www.fzr.ru.
6. Стороженко З.С. Мастерство делового общения, учебно-методический практикум /. – М : Литера, 2009.

Приложение «Упражнение «Слухи»
МАРФУША
Марфуша училась в 10 «б» классе специализированной школы с гуманитарным уклоном и была примерной девочкой: ходила в магазин за продуктами, посещала все школьные мероприятия, а глазки строила только на уроках физики и только одному мальчику, с которым они ходили в кино только по воскресеньям на 8-часовой сеанс. Однажды она пошла погулять в парк и встретила там НЛО. С ней произошел катарсис*. После этого ее жизнь изменилась коренным образом: за продуктами она стала ходить на рынок, стала посещать дискотеки, глазки начала строить на всех уроках, а в кино стала ходить в какой угодно день на 4-х, 6-ти и 8-часовые сеансы.

*Катарсис – эмоциональное потрясение. Внимание: это информация только для ведущего. Значение слова объясняется участнику игры только в том случае, если он САМ об этом спросит.

Рекомендуем посмотреть:

День здоровья в колледже. Сценарий праздника Спортивный праздник для студентов колледжа. Сценарий Классный час по ПДД для студентов 1 курса колледжа Зимнее физкультурное развлечение для студентов колледжа. Сценарий
Сценарий новогоднего праздника «Новогодние приключения в сказочном лесу» для детей 8-11 лет
Опубликовано: 1811 день назад (6 мая 2019)
Просмотров: 11936
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Тамара Васильевна Енина # 8 мая 2019 в 15:35 0
Здравствуйте, Светлана Николаевна. Очень актуальная статья, интересные выкладки, занимательные задания для подростков, желающих интересно общаться. Профессионально, увлекательно. Спасибо за материал. Порекомендую Вашу работу своим коллегам. Голос.
Галина Васильевна Аникеева # 8 мая 2019 в 16:26 0
Здравствуйте, Светлана Николаевна! Спасибо за приглашение на ваше путешествие "Путь к успеху".При общении с учащимися вы создаёте в группах положительный, эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности.Ваше мероприятие способствует формированию уверенной в себе личности, с активной жизненной позицией, с умением взаимодействовать и быстро включаться в работу, получать и передавать информацию. Ваш методический материал очень пригодится педагогам, занимающимися с детьми старшего школьного возраста. Примите мой голос!
Юлия Николаевна Солдатова # 11 мая 2019 в 14:52 0
Здравствуйте Светлана Николаевна! Методическая разработка воспитательного мероприятия для студентов "Путь к успеху" очень мне пригодится в личном опыте. Спасибо за этот профессиональный материал. Занятие мотивирующее наших ребят.